Мы уверены, что наша работа приносит результаты. Но постоянно ищем новые методы повышения ее эффективности. Какие рекомендации профактивистам могли бы дать психологи?
Профсоюзные активисты имеют дело непосредственно с людьми, работают в так называемой контактной зоне. Психологи (например, И.Л.Добротворский) предлагают применять специальные психологические приемы для ускорения результатов подобной деятельности.Педагога можно подтолкнуть к принятию решения, указав на последствия возможного бездействия. Так вы выводите членов коллектива из состояния неопределенности. Подобный прием давно и успешно используется в рекламе: «Позвоните прямо сейчас, и вы получите скидку», «Вы можете не успеть…». Попробуйте намекнуть на ожидаемое изменение каких-либо льгот, лишение возможности принять участие в праздничном мероприятии.Участие в профсоюзном собрании представьте как ценность: «Количество мест ограничено». Такой прием успешно используют в продажах. Почему бы его не попробовать и для достижения успеха в профсоюзной работе?Следующий прием – предположение о вероятности решения. Свяжите будущее решение с действием, которое можно совершить именно сейчас. К примеру: «Сейчас вы изучите необходимые документы, и мы подпишем с вами договор», «Сейчас я расскажу, какие льготы для вас мы можем предложить, и вы выберите то, что вас заинтересует».Постройте предложение так, чтобы педагог понял, что предлагаемая льгота и получаемая выгода слиты воедино: «Если выберете для отдыха профсоюзный санаторий (предложение), вы получите массу удовольствия (выгода)». Первая часть фразы адресована сознанию собеседника и произносится очень уверенно. Вторая часть адресуется бессознательному человеку. Поэтому здесь стоит понизить голос и говорить медленнее.Чтобы донести свои идеи до каждого, мы стараемся больше узнать о разных психологических типах людей, понять, как лучше общаться с экстравертами и интровертами. Но непрофессионалу требуется время, чтобы во всем этом разобраться. Не могли бы вы предложить более простую классификацию?Приведем пример более простой классификации.Самый простой и понятный тип – «добряк». Такой человек не вызывает особых затруднений в общении, потому что он пассивный и эмоционально отзывчивый. Ему легко все объяснить.Но есть три типа людей, общение с которыми может стать проблематичным.«Аналитик» медлительный, неторопливый, говорит негромко. С вами общается через стол, старается не смотреть в глаза. Характерная особенность «аналитика» – останавливаться на деталях: сколько времени займет мероприятие, какие конкретные вопросы предстоит решить и что потребуется в результате. Такие педагоги могут много говорить, осторожничают.С «аналитиком» нужно говорить медленно, уделять внимание мелочам. Обязательно отвечайте на все вопросы, приводите в пример тех, кому ваше предложение понравилось. Не говорите того, что при проверке может оказаться неправдой, например, «Все наши учителя следуют этому принципу». «Аналитику» нужны объективные доказательства, а не пространные рассуждения. Он хочет различных гарантий, при принятии решений ему важно ощущение безопасности. Если будет подписывать документы, хорошо и точно оформите выдаваемую на руки информацию.«Энтузиаст» энергичен, выразителен, экстравагантен, нетерпелив. Может поставить профсоюзного лидера в тупик нереалистичными запросами, например, потребует решить вопрос в рекордно короткие сроки. Мужчина этого типа первым поздоровается с вами, женщина прямо посмотрит на вас. К «энтузиасту» можно подходить на короткую дистанцию. Разговорить его не представляет труда, он и сам все расскажет. Формулируя свои пожелания, до конца вас не выслушает. Детали договора ему не очень важны. С ним работать удобно, так как он открыт для общения.Такой педагог легко согласится выпить кофе или посмотреть документы, если вы заняты, а атмосфера в профкоме доброжелательна. «Энтузиасту» важен престиж, поэтому рекомендуется предлагать действие, ссылаясь на авторитетных людей. Например: «Наши педагоги поехали на конкурс, очень важный для имиджа нашей школы…» Поскольку человек этого типа нетерпелив и в любую минуту готов завершить разговор и умчаться по срочному делу, вы должны быть готовы так же быстро завершить общение, предложив конкретное действие.«Активист» энергичен, решителен, внешне похож на VIP-персону, любит производить впечатление. Любит контролировать ситуацию, поэтому «потерянные» несколько минут его раздражают. Предпочитает общаться лишь с руководством профкома, говорит громко, пристально смотрит в глаза, в словах и оценках может быть категоричным. Такой человек уважает уверенных людей, быстро идет к конкретной цели, слету может захватить инициативу.К встрече с таким учителем нужно тщательно подготовиться. «Активист» любит все новое. Задавая вопрос, он хочет получить четкий и ясный ответ. Если скажете: «На ваш вопрос я отвечу позже», это может стать серьезной помехой для дальнейшей работы. «Активист» понимает и воспринимает важные для него фразы, которые вам стоит включить в свою речь: «Сэкономить время и деньги», «Получить признание», «Ради здоровья и престижа».Критикуя меня как председателя профбюро, администрация говорит, что мы ничего не делаем. Между тем мы много работаем, и непонятно, отчего появляются нападки. Как нужно правильно реагировать на подобную критику и защищать себя?Печально, когда вместо защиты прав педагогов председатель профбюро вынужден защищать себя. Лучше, конечно, не допускать ситуацию, когда на вас нападают. Но если это произошло, не теряйтесь и отстаивайте свою правоту.Уверенный в себе и в своих действиях профсоюзный активист не станет оправдываться. А вот напомнить о достижениях стоит. Обязательно найдите то, что можно предъявить – список конкретных дел, особенно если в них участвовали сотрудники из вашего подразделения.Однако, оставшись наедине с самим собой, честно подумайте: может, вы и вправду мало делаете? Либо ваши дела так незначительны, что их мало кто замечает? Найдя реальную причину критики, можно над ней поработать. Рассмотрим каждую из возможных причин и то, как психологи рекомендуют взяться за ее устранение.Первая причина. Возможно, то, что вы делаете, отдельно взятым коллективом не признается как общественно значимая работа. Например, вы раздаете информационные листки с текстом «Где можно отдохнуть этим летом», а коллектив хотел бы открытого диалога, скажем, об участии профбюро в летнем отдыхе сотрудников. Эта причина легко устранима: организуйте диалог на любом из методических совещаний и доходчиво объясните все, что написано на листке.Вторая причина. Есть вероятность, что на ваш общественный пост претендуют еще несколько лиц. Обратите внимание: если словам администрации вторят некоторые члены коллектива, не добавляют ли они при этом, что на вашем месте сделали бы больше? Тогда они составляют вам конкуренцию. Что бы вы ни сделали, такие педагоги все равно будут выражать недовольство. А что если предложить им попробовать себя в роли профсоюзных активистов как ваших помощников?Предоставьте им достаточно работы, чтобы они могли проявить себя, а заодно проверить свои силы на новом поприще. Часто после подобной проверки, побывав «в шкуре» работающего человека, критик теряет желание нападать. Дальше он, как правило, идет одним и двух путей: сославшись на занятость, перестает быть вашим помощником, а заодно и претендовать на ваше место, либо с еще большим рвением начинает конкурировать с вами. Если конкуренция честная, для вас это будет хорошим поводом ярче проявить себя. Покажите свою значимость. В обоих случаях профсоюзное движение только выиграет.Третья причина возникает, если вы занимаетесь профсоюзной работой один в подразделении и другие члены коллектива в нее не включены. Конечно, в этом случае они не чувствуют себя членами профсоюзной организации. Попробуйте дать им конкретные задания, полезные для общего дела, убеждайте, что вы сильны, когда вместе, заодно решаете проблемы – работники и администрация.И, наконец, представьте, что перед вами лежит книга жалоб и предложений. Постарайтесь, чтобы предложений от членов вашей профсоюзной организации было больше, чем жалоб.Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии