В ходе IV Всероссийского @вгустовского интернет-педсовета, прошедшего с 26 августа по 12 сентября 2003 года, в адрес Профсоюза работников народного образования и науки поступило множество вопросов. Сегодня мы публикуем ответы на те из них, которые участники акции задавали наиболее часто.
Наполняемость классов
Правомерно ли, что местные власти не идут на снижение наполняемости классов и она по-прежнему составляет 30 учащихся?
Следует отметить, что если наполняемость классов составляет 30 обучающихся, то имеет место нарушение норм наполняемости, предусмотренных как Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196), так и Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, содержащимися в Санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденных Главным санитарным врачом Минздрава РФ 25 ноября 2002 г. и введенных в действие 1 сентября 2003 года, согласно которым наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием (п.5 ст. 31 Закона РФ «Об образовании»). К компетенции государственных органов управления образованием субъектов РФ увеличение наполняемости классов также не относится.
Оплата труда
Сохраняется ли в настоящее время доплата учителю информатики за вредные условия труда в компьютерном классе?
При решении вопросов об установлении работникам образовательных учреждений доплат за работу с неблагоприятными условиями труда (с тяжелыми и вредными условиями труда) в настоящее время необходимо по-прежнему руководствоваться Положением о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР и Перечнем работ с такими условиями труда, утвержденными приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 № 579 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Гособразования СССР от 03.01.91 № 1).
В соответствии с приложением 2 к указанному приказу к видам работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12 процентов, относятся, например, работы, предусмотренные пунктом 1.164 Перечня «Работы за дисплеями ЭВМ».
Конкретный размер доплаты определяется учреждением в зависимости от продолжительности пребывания работника в неблагоприятных условиях труда и устанавливается по результатам аттестации рабочих мест приказом по учреждению с указанием срока выплаты.
Аттестация рабочих мест или оценка условий труда в учреждении осуществляется экспертной комиссией, создаваемой учреждением. Руководитель учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом утверждает перечень конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда и размеры доплат по видам работ. Перечень работ и размер доплат включаются в коллективный договор.
Жилье
Сохраняется ли за учителями в сельской местности право на первоочередное предоставление жилья и на жилищно-коммунальные льготы?
Федеральное жилищное законодательство в части предоставления всем учителям общеобразовательных учреждений (как городских, так и сельских) права на первоочередное предоставление жилых помещений в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий и права на бесплатное жилье с отоплением и освещением сохраняется, как и льготы, установленные работникам социальной сферы Законом РСФСР от 21 декабря 2001 г. «О социальном развитии села». Однако финансовое и иное обеспечение практической реализации этих положений федерального законодательства ложится на региональные и местные власти и их бюджеты, возможности которых зачастую являются ограниченными.
В рамках осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающей в качестве одного из направлений изменение подходов к оплате жилья и коммунальных услуг, принят Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
Статьей 2 закона определяется, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Таким образом, Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ не отменяет норму Закона РФ «Об образовании», устанавливающую право на указанные льготы, а предусматривает иной финансовый механизм его обеспечения в рамках существующей системы межбюджетных отношений, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации должны будут устанавливать своими законодательными актами размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление этих льгот с учетом межбюджетных отношений.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить, ознакомившись на сайте www.ed-union.ru с постановлением президиума ЦК профсоюза от 20 июня 2003 г. № 15 «Об изменении порядка финансового обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений».
Пенсия
Как решается вопрос с выходом на досрочную трудовую пенсию в отношении учителей негосударственных образовательных учреждений?
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, отказывают педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, ссылаясь на норму подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающую, что трудовая пенсия по старости, независимо от возраста, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Вместе с тем Пятигорская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, представляя интересы членов профсоюза, обратилась в Конституционный суд РФ с требованием признать несоответствующими ст. 15, ч.2 ст.19, статьям 39 и 55 Конституции РФ норму подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части ограничения права на реализацию досрочного пенсионного обеспечения лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями.
Управлением конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты секретариата Конституционного суда РФ до сведения заявителя доведена информация о том, что Конституционный суд Российской Федерации по аналогичному вопросу 06.12.2001 г. принял Определение по запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». В нем Конституционный суд РФ определил, что положения оспариваемых норм не могут применяться иначе как в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 15.04.2002 №15 ст.1496; «Российской газете» № 69 от 17.04.2002 г.).
Указано также, что в соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
В соответствии со статьями 6 и 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» решения Конституционного суда Российской Федерации окончательны, не подлежат обжалованию и обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, в связи с чем за защитой своего права на пенсию следует обращаться в суд общей юрисдикции. Как показывает судебная практика, решения по таким делам суды принимают в пользу работников.
По имеющимся у нас сведениям, в настоящее время Минтруду России поручена подготовка проекта постановления Правительства РФ о зачете времени работы в негосударственных образовательных учреждениях за период до 1 января 2002 года и законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Стипендиальное обеспечение
Кто вправе получать социальную стипендию?
В разделе IV Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487) определены порядок назначения и выплаты государственных (муниципальных) социальных стипендий студентам, нуждающимся в социальной помощи.
Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий.
Право на получение государственной (муниципальной) социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.
Назначение государственной (муниципальной) социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии образовательного учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде.
Комментарии