ОПЛАТА ТРУДА
Я работаю директором средней общеобразовательной школы и одновременно преподаю историю. Имею ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук. Разъясните, должны ли быть установлены в связи с этим какие-то доплаты или повышен размер оплаты труда?
В тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников образования (Приложение N2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 17.08.1995 г.), в пункте 5 Общих положений закреплено: “Работникам учреждений, имеющим почетные звания “Заслуженный учитель”, “Народный учитель”, “Заслуженный преподаватель”, “Заслуженный работник профтехобразования”, “Заслуженный мастер профтехобразования” и другие почетные звания по профилю работы, а также ученую степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Как и кем назначается на должность руководитель? Может ли руководитель образовательного учреждения исполнять свои обязанности по совместительству? Какой нормативный акт это регулирует?
В статье 35 Закона Российской Федерации “Об образовании” содержатся следующие нормы:
1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.
В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается.
5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.
6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.
Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.
С какими категориями работников работодатель имеет право заключать договоры о полной материальной ответственности?
Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 “Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности”, утверждены перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, и перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, а также типовые договоры об указанных формах материальной ответственности. Признаны утратившими силу аналогичные перечни, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977
N 447/24 и от 14.09.1981 N 259/16-59. Новый перечень должностей и работ, при выполнении которых с работниками заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности, значительно расширен. Так, договоры о полной индивидуальной ответственности могут заключаться со специалистами, осуществляющими депозитарную деятельность; операции с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживание клиентов, имеющих индивидуальные сейфы в хранилище; операции по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт; инкассаторские функции и перевозку (транспортировку) денежных средств и иных ценностей (в том числе водители-инкассаторы). Кроме того, введены новые должности: начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ; а также лаборанты, методисты кафедр, деканатов, заведующие секторами библиотек.
Что касается перечня работ, при выполнении которых может вводиться полная бригадная материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, то он детализирован в части осуществления работ, связанных с осуществлением депозитарной деятельности, а также банковских операций с пластиковыми картами, валютными ценностями, драгоценными металлами и различных операций с денежными средствами.
ОТПУСК
В наше учреждение недавно принят работник, который через 6 месяцев работы написал заявление на отпуск. Может ли он получить отпуск за весь год или только пропорционально отработанному времени? Какая часть отпуска будет оплачиваться?
В соответствии со ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации, сотрудник может уйти в отпуск после 6 месяцев работы в организации. В данной статье сказано, что по истечении этого срока сотрудник получает право на отпуск за первый год работы. При этом нет указаний на то, что такому работнику отпуск будет предоставляться исходя из фактически отработанного времени. То есть работник имеет право на очередной отпуск в полном объеме. Отпуск должен быть оплачен полностью.
Какова должна быть продолжительность ежегодного отпуска педагога дополнительного образования, работающего во Дворце творчества детей и юношества?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений” продолжительность ежегодного основного отпуска педагога дополнительного образования, работающего в образовательном учреждении дополнительного образования детей, установлена в количестве 42 календарных дней.
Действительно ли работникам, имеющим двух детей, устанавливается дополнительный отпуск без сохранения заработной платы?
В соответствии со статьей 263 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Если работником не использован полностью очередной отпуск в прошлом году, суммируются ли дни неиспользованного отпуска к последующему?
Статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации установлено общее правило, согласно которому отпуск должен предоставляться ежегодно.
Статья 124 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год, при этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
С какого момента исчисляется учителям и преподавателям образовательных учреждений 10-летний стаж для получения длительного отпуска продолжительностью до 1 года?
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании” педагогические работники образовательных учреждений не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом данного образовательного учреждения.
Исходя из указанных положений закона следует, что порядок и условия предоставления такого отпуска, (в том числе и исчисление 10-летнего стажа преподавательской работы) определяются уставом образовательного учреждения.
ОХРАНА ТРУДА
Государственный инспектор труда обязал провести расследование несчастного случая с работником нашего учреждения. Администрация учреждения не согласна с тем, что произошедшее с работником должно квалифицироваться как несчастный случай, и соответственно не намерена проводить расследование и составлять акт. В настоящий момент в суд подана жалоба на решение государственного инспектора по охране труда. Разъясните, является ли подача жалобы основанием для неисполнения указанного решения или его приостановки?
Статья 231 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими органами Государственной инспекции труда или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем (уполномоченным им представителем) решений государственного инспектора по охране труда.
На кого возложена обязанность обеспечения учителей и других работников просвещения сельской местности и рабочих поселков бесплатно топливом и освещением?
Обязанность обеспечения учителей и других квалифицированных работников просвещения сельской местности и поселков городского типа (рабочих поселков) бесплатно топливом и освещением возложена на исполкомы сельских и поселковых Советов народных депутатов (постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N246).
В тех случаях, когда ассигнования на эти цели проходят по сметам школ-интернатов, детских домов и других учреждений народного образования, обязанность обеспечения работников сельской местности и рабочих поселков бесплатно топливом и освещением возлагается на руководителей этих учебных заведений и учреждений.
В части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании” установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
КОМПЕНСАЦИЯ
Я работаю тренером-преподавателем в детской юношеской спортивной школе. Разъясните, положена ли мне компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий?
Детско-юношеские спортивные школы всех наименований являются образовательными учреждениями дополнительного образования детей. Тренер-преподаватель детской юношеской спортивной школы является педагогическим работником. Следовательно, в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации “Об образовании”, как педагогический работник вы имеете право на ежемесячное получение компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Дает ли действующее законодательство определение образовательного учреждения? Какие типы и виды образовательных учреждений предусмотрены законодательством?
Статья 12 Закона Российской Федерации “Об образовании” устанавливает:
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ
Какими нормативными актами определяется порядок и условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам?
Порядок и условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам регулируют следующие нормативные акты:
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 “Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 “О списках работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 “Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда” (с изменениями и дополнениями от 26 августа 1996 г.);
Разъяснение Минтруда РФ от 20 мая 1994 г. N 8 “О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда”;
Пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
Входят ли годы учебы в педагогическом училище в стаж, дающий право на установление досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей?
В стаж, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей, годы учебы в педагогическом училище не включаются.
УВОЛЬНЕНИЕ
В нашем образовательном учреждении работает сотрудник, являющийся инвалидом. У администрации есть причины для его увольнения по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей). Разъясните, нет ли каких-либо нормативных актов, ограничивающих увольнение таких работников?
В данном случае, основным законом является Трудовой кодекс Российской Федерации, который не содержит каких-либо ограничений, связанных с увольнением инвалидов, не исполняющих своих трудовых обязанностей. Если есть основания для увольнения, то такого работника можно увольнять, только при этом необходимо обязательно соблюсти процедуру увольнения.
ОТПУСК ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
Разъясните, пожалуйста, каков порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком?
Данный вопрос регулируется статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется матери по ее заявлению. Этот отпуск полностью или частично может быть использован также отцом ребенка, дедушкой, бабушкой, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность), этот отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях). На основании Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” с изменениями на 28.12.2001 года размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет с 1 января 2002 года 500 рублей.
НАДТАРИФНЫЙ ФОНД
Разъясните, пожалуйста, что такое надтарифный фонд образовательного учреждения? Какие выплаты могут производиться из него? Какими нормативными актами это регламентируется?
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 32 Закона РФ “Об образовании” (в ред. ФЗ N 12-ФЗ от 13.01.96 г.) к компетенции образовательного учреждения относится установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения.
В пункте 4 ст. 54 Закона Российской Федерации “Об образовании” установлено: “Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования”.
В каждом образовательном учреждении образуется надтарифный фонд, средства из которого идут на выплату доплат и надбавок стимулирующего характера.
Размер доплат и надбавок стимулирующего характера устанавливается в положении, разрабатываемом и утверждаемом администрацией образовательного учреждения с учетом мнения профсоюзного комитета.
Доплаты устанавливаются за выполнение работ, не входящих в круг основных должностных обязанностей работника. Надбавки – за качество, сложность и напряженность работы.
Следует обратить внимание на то, что доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (вредные условия труда, сверхурочные работы и т.д.) выплачиваются из фонда оплаты труда.
УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА
Установлен ли верхний предел учебной нагрузки учителя в одной школе?
В части 2 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В пункте 6 ст. 55 Закона РФ “Об образовании” также определено, что такой предел может устанавливаться Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Однако в Типовом положении об общеобразовательном учреждении “верхнего предела учебной нагрузки” не установлено.
В соответствии с п. 66 указанного Типового положения объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану, программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении.
Не установлено верхнего предела объема преподавательской (кружковой) работы также типовыми положениями по учреждениям дополнительного образования, учреждениям начального образования.
ФИНАНСЫ
Какие права имеет образовательное учреждение на пользование финансовыми и материальными средствами?
Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами закреплены в статье 43 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.
Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью.
Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением.
Ведущий рубрики –
Сергей ХМЕЛЬКОВ,
юрист Тамбовской областной
организации профсоюза
Комментарии