Гражданин имеет право на одинаковые льготы при предоставлении коммунальных услуг на основании Федерального закона «О ветеранах» и других законов. Как должна предоставляться льгота?
ЛЬГОТЫ
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (в ред. от 23.12.2003) «О ветеранах» в статье 13 устанавливает: меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 – 23 указанного Федерального закона. При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям настоящего Федерального закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
ПРИЕМ НА РАБОТУ
Как оформляется ознакомление работников образовательного учреждения с действующими в организации коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами?
В соответствии со статьей 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.
Таким образом, закон не устанавливает порядок ознакомления работников с локальными нормативными актами учреждения. Этот порядок может быть определен в нормах коллективного договора.
Об ознакомлении работника с локальными актами учреждения может указываться или в приказе о приеме на работу, или в отдельном специальном приказе по учреждению, или в специальном журнале. В любом случае лишь личная подпись работника будет однозначно свидетельствовать о непосредственном ознакомлении его с локальными актами, действующими в учреждении. Таким образом, представляется, что будет правильным обязательное ознакомление работника под роспись с локальными нормативными актами.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК
Каким категориям работников не может устанавливаться испытательный срок при приеме на работу?
Статья 70 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что испытание при приеме на работу не устанавливается для: лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом; беременных женщин; лиц, не достигших возраста восемнадцати лет; лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу; лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями; в иных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором.
НОРМАТИВНЫЙ АКТ
Недавно был утвержден порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Расскажите об этом документе подробнее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 9 февраля 2004 г. № 9 утвердило Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Согласно этому документу Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих разработан в соответствии с принятой классификацией должностей работников на три категории: руководители, специалисты и служащие. Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержит квалификационные характеристики по должностям руководителей, специалистов и служащих, сгруппированных в разделы по видам экономической деятельности.
Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». Раздел «Должностные обязанности» содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.
При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с обязанностями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками. Работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, родственными по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.
Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел «Требования к квалификации» определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
Квалификационные характеристики должностей заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
ПЕНСИЯ
Недавно утверждены правила выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Расскажите об этом подробнее.
Постановлением Правления ПФР и Минтруда РФ от 16 февраля 2004 г. № 15п/18 «Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», зарегистрированном в Минюсте РФ 09 марта 2004 г., определяется порядок выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим), включая организацию их доставки, а также контроль за организацией выплаты этих пенсий.
Выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера. Пенсионер также вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда.
Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда открывает лицевой счет. В лицевом счете производится начисление сумм пенсии, причитающихся пенсионеру, в том числе за прошедшее время, на основании документов пенсионного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм.
Приостановление выплаты пенсии вследствие ее неполучения в течение шести месяцев подряд осуществляется на основании отчетных данных организации, осуществляющей доставку пенсии. Приостановление выплаты пенсии вследствие неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы производится по истечении срока действия выписки из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы.
ТРУДОВОЙ СПОР
Работнику объявлен выговор. Он считает, что взыскание применено необоснованно. Должен ли работник обжаловать его сначала в комиссии по трудовым спорам, или он может сразу обратиться в суд?
Статья 193 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Понятие индивидуального трудового спора дает статья 381 Трудового кодекса Российской Федерации. Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Согласно статье 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Статья 3 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказ от права на обращение в суд недействителен.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что любой гражданин вправе в любое время обратиться за защитой в суд, считая свои права нарушенными.
Полосу подготовил Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза
Комментарии