Развитие тонкой моторики у мальчиков отстает на 1,5 года по сравнению с девочками, поэтому с конструкторами, требующими ручной умелости, они работают более медленно, им требуется большая помощь педагога. Но мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи в ситуациях, когда это требуется. У них лучше развито пространственное мышление. В силу этих особенностей мы для начала решили проводить занятия не просто по подгруппам, а по подгруппам девочек и мальчиков. Отличия стали резко заметны: например, на занятии по сказке «Снежная королева» девочки и мальчики примерно одинаково конструировали по схемам, но стоило перейти к конструированию по замыслу и попросить их сделать замок Снежной королевы, как большинство девочек тут же попросили о помощи, не зная, как приступить к заданию.
Елена ЯКОВЛЕВА,педагог-психолог детского сада №2461:
Разработка различного тематического планирования для занятий конструированием с девочками и мальчиками включала в себя 3 этапа:
Создание банка схем для конструирования.
Для занятий по конструированию был создан большой банк схем для разных конструкторов и разных возрастов. Эти схемы мы объединили в тематические блоки и с помощью экспертной оценки распределили на «мужские», «женские» и «полонедифференцированные».
Схемы нам пришлось создавать самостоятельно, так как:
– часто они просто отсутствуют в приложении к конструктору или их очень мало, приведены отдельные варианты сборки;
– не учтены разные возраста и разные уровни сложности;
– схемы не соответствуют тем темам, которые мы хотели бы дать детям, или, наоборот, схемы рассчитаны на полный набор конструктора, с которым ребенку пока еще сложно справиться.
Диагностика детей с целью выявления гендерных предпочтений.
Для повышения познавательной мотивации детей и их включенности в процесс занятий мы решили не только делить их на полодифференцированные группы, но и вести разные тематические занятия на одном и том же конструкторе у девочек и мальчиков. Для этого нам надо было выявить реальные гендерные предпочтения детей, а не работать на основании наших взрослых представлений об этих предпочтениях. Мы уменьшили образцы схем до формата раздаточных картинок и предложили детям старших и подготовительных групп выбрать наиболее интересные для них картинки, то, «во что бы стал играть сам, если бы сел конструировать». Результаты ранжирования не подтвердили нашу гипотезу о классической, традиционной полоролевой дифференциации предпочтений детей. Были (и в достаточном количестве) и девочки, которые хотели собирать паровозик и вертолет, и мальчики, которым нравились цветы, разные животные. Хотя на уровне тенденции все же можно сказать, что на первые места вышли классические, традиционные темы для мальчиков (транспорт) и девочек (цветы и игрушки).
Разработка программы занятий.
Мы не стали делить темы на мужские и женские, а стали расставлять акценты. Например, конструирование на тему «Семья» – мы рассказываем историю: «Жили-были папа и мама…» Мужчину и женщину (плоскостное конструирование с помощью лего-мозаики) конструируют и мальчики, и девочки. Для девочек история продолжается: «И родился у них малыш. Мама ходила гулять с колясочкой…» (Предлагается схема колясочки.)
Для мальчиков: «Папа ездил на работу на машине…» (Схема машины.)
Хотя, если девочка захочет сконструировать машину, а мальчик – колясочку, они могут это сделать, так как все схемы висят на доске.
Создание полодифференцированного игрового оснащения для занятий. Конструирование, как никакой другой вид деятельности, тесно связано с игрой. Поэтому мы стараемся, чтобы те постройки, мозаичные картины, которые были созданы, обязательно обыгрывались.
И на этом этапе наши гипотезы полностью подтвердились: для обыгрывания мальчики всегда выбирают куколок-мальчиков, а девочки – куколок-девочек. Поэтому мы создали большую игротеку, чтобы для разных по размеру и свойствам конструкторов ребенок мог подобрать соответствующую игрушку. В игротеку входят как промышленные игрушки (матрешки-девочки, матрешки-богатыри, шнуровки – «девочки» и «мальчики», отличающиеся длиной «волос», обычные куколки девочки и мальчики), так и самодельные (куколки из губок-салфеток, куколки-мартинички из ниток и т. п.).
У детей в возрасте 4-5 лет на первое место в задачах по гендерному развитию выходят формирование гендерной привлекательности своего пола и организация взаимодействия между девочками и мальчиками для исключения школьного противостояния и неприятия человека другого пола. Эти задачи также могут решаться и на занятиях по конструированию в форме взаимодействия в процессе продуктивной деятельности (совместное конструирование) или взаимодействия в процессе игровой деятельности (совместное обыгрывание построек). Поэтому мы разработали планирование занятий по конструированию с детьми 4-5 лет с акцентом на формирование гендерной привлекательности и организации взаимодействия между мальчиками и девочками.
Таким образом, включение гендерного компонента в занятия по конструированию позволило повысить познавательную мотивацию детей, их включенность в занятие, а также формировать гендерную идентичность и гендерную привлекательность за счет постоянного внимания к роли пола в жизни ребенка и в целом в жизни людей.
Комментарии