Можно ли идти вперед с головой, повернутой назад? Мы часто видим попытки конструировать будущее с беспомощного обращения к прошлому, с попыток вытащить из прошлого конструктивы завтрашнего дня.
Часто приходится слышать от учителей и родителей, что технология в школе не нужна, что она, как и физкультура, не включена в ЕГЭ и воспринимается до сих пор как уроки труда. Однако факультет МПГУ уже несколько лет именуется как факультет технологии и предпринимательства. Президент предлагал приглашать в школы успешных бизнесменов для обмена опытом, а журналисты не понимают, зачем педагогическому университету факультет технологии и предпринимательства. Действительно, какие задачи ставят перед собой преподаватели на уроках технологии в школе?
Выдающийся психолог современности и инженер по первому образованию Георгий Щедровицкий обращал внимание на важность конструктивной работы в становлении организационной деятельности, он считал, что организация, по сути дела, конструктивная работа, материалом которой становятся люди: «Давайте посмотрим на конструирование. У нас должны быть какие-то конструктивные элементы, конструктор с набором элементов, и мы должны, с одной стороны, определенным образом собрать эти элементы и с другой – установить между ними те или иные связи и отношения. Когда мы проделываем такую работу, то накладываем определенную организационную форму на эти элементы. Мы можем производить организацию за счет состыковки их друг с другом, а можем еще задавать специально связи, скреплять их тем или иным способом», то есть даже с точки зрения психологии конструирование важнейший момент в развитии личности учащегося, дальнейших производственных отношений и социализации учащегося.
Развивая эту мысль, Юрий Громыко показывает, что «способность владеть конструкциями, осуществлять конструирование предполагает наличие нескольких важных моментов. Возможность конструировать – осмысляемое поле задачи. Для человека, у которого нет соответствующей подготовки, некоторая ситуация выступает в виде такого разлитого смыслового белого молока. Для него все заканчивается проблемой понимания и смысла. Он понимает ситуацию как многомерную, сложную. А человек, у которого сформирован тип деятельности как конструирование, начинает определенного типа смысловые сгустки переводить в устойчивый набор конструктивов, из которых и может собираться затем определенная устойчивая конструкция».
Мы видим, что психологи Щедровицкий и Громыко утверждают, что конструирование важнейший элемент образования, то есть будущие гуманитарии и технари для успешной работы должны овладеть навыками конструирования. Современному учителю технологии необходимо выстраивать новую среду развития творческих способностей учащихся, уроки труда заменили уроки технологии, которые требуют развития конструкторского, а в итоге конструктивного мышления, которое станет залогом успешности во всех областях деятельности, вырабатывается тип деятельности, который позволяет успешно работать с информационными объемами, находить оптимальные решения.
Основная особенность проектирования как типа деятельности – это всегда нацеленность на будущее. По определению «проект имеет целью внесение в жизненный мир объектов или систем, никогда ранее не существовавших». Для проекта так же важен критерий реализуемости. Поэтому предмет «Технология» может быть идеальной средой для обучения проектированию.
В качестве основных точек развития проектирования можно выделить следующие: возникновение замысла – проектирование средств его реализации – формирование организационной структуры проекта – оценка его реализуемости – взятие ответственности за проект или его части – реализация замысла – его рефлексия – переосмысление замысла. Все эти этапы естественное и необходимое условие при проектировании объектов на уроках технологии. Компетентности, формируемые на этих уроках технологии, выходят за рамки предмета, так как в практической работе ученик применяет знания, полученные на других предметах.
Абстрактные метапредметы в рамках технологии превращаются в осязаемый предмет, важность которого для современного общества очевидна. Сухая математика становится не набором формул, а необходимым инструментом при конструировании и выполнении пространственных трехмерных объектов. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь», – говорил древний китайский мудрец. Технология – та образовательная область, которая способна не только вовлечь учащегося в процесс созидания, но при работе над проектами благодаря классическому треугольнику «качество, время, деньги» дать первые уроки финансовой грамотности.
В дальнейшем этот опыт для учащихся станет образовательным фундаментом как в гуманитарных, так и в технических областях деятельности, так как в процессе проектирования и конструирования они научатся решать все возникающие проблемы, смотреть в завтрашний день и конструировать его исходя из задач, материальных возможностей и конкретных условий, не сворачивая голову в попытке списать решение «из забытых газет».
Для работы педагогу нужны современные кабинеты технологии для конструирования и моделирования, в которых компьютеры могли бы передавать чертежи на станки с программным управлением, расположенные в колледжах или вузах. Высокая стоимость таких станков исключает их применение в школе, но сегодня это и не требуется, так как ученики по электронной почте могут отправить свои чертежи в колледжи и вузы, решая на более высоком техническом уровне вопросы профессиональной ориентации. Сетевое общение сегодня возможно и реально во многих школах, но оно требует поддержки школьного сообщества и понимания важности этой работы для воспитания компетентных, подготовленных к завтрашней работе ребят.
Комментарии