В декабре 2013 года исполняется 20 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.
Любой гражданин России знает, что Конституция – основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.Наша школа №694 гордится, что у нас создан и работает единственный в Москве школьный музей «Главная книга страны», экспозиции которого посвящены истории отечественной Конституции. Залы музея рассказывают о развитии государственности в России, истории, роли и значении Конституции в жизни страны. В подборе материалов нам большую помощь оказали лично Анатолий Лукьянов, Сергей Шахрай, Руслан Хасбулатов, Геннадий Бурбулис, Валентин Зорькин, Татьяна Дьяченко, ветераны войны и труда, родители учащихся. Тематическая структура музея позволила разделить материалы на две части: первая – история российского парламентаризма, рассказ об институтах представительской власти в России, о тернистом пути, по которому страна шла к своей первой Конституции, вторая история – возникновение и развитие действующей Конституции Российской Федерации. Музей имеет свой выход в Интернет, вся необходимая информация по музейному фонду введена в электронные терминалы, что позволяет любому посетителю самостоятельно ознакомиться с интересующими его документами, которые систематически пополняются и обновляются. Музей имеет свой лекционный зал, где проводят занятия, беседы, встречи с интересными людьми, отдельное помещение для архива, в котором бережно хранится запасной фонд. Современный школьный музей не может обойтись без своего выставочного зала и помещения для прикладных занятий детей, в них происходит ознакомление с экспозицией новой выставки, проведение дополнительных занятий.Вместе со своими одноклассниками я представляла наш музей на городском конкурсе, заняв одно из призовых мест. Кроме того, сама работала над экспозицией, посвященной Конституции 1936 года, люблю проводить экскурсии для младших школьников по залам музея, с готовностью решила лично принять участие во Всероссийском конкурсе проектов, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации.Общаясь со сверстниками по вопросам истории развития отечественного конституционализма, я вижу, что кого-то из них эта тема мало интересует, они не умеют выявить связь действующей Конституции с их повседневной жизнью, она как бы их совершенно не затрагивает. Это тревожный сигнал как для них самих, так и для нашего государства и общества, возможно, такое положение связано с недостаточной работой системы образования в этой важной области знаний. Без полноценной реализации прописанных в основном законе прав и личных свобод, на мой взгляд, не может быть правового государства.С самого рождения я гражданка Российской Федерации. В 14 лет, после получения паспорта, я получила значительно более широкие права и обязанности. Согласно Конституции могу принимать участие в выборах государственной и муниципальной власти, то есть участвовать в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.Я внимательно изучаю не только свои права и обязанности, но и гарантированные Конституцией мои личные свободы. В первом пункте статьи 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование», это значит, что никто не может быть ущемлен, поскольку нет никаких ограничений относительно образования. Я понимаю, что сегодня жизнь требует постоянного самообразования человека, граждане России должны постепенно обновлять свои знания. Во втором пункте статьи записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Я не помню ни одного случая, чтобы с моей семьи за обучение брали деньги.Мое образование началось в детском саду №525 Савеловского района, оно происходило в большей степени в форме игры. Понимаю, что моим обучением занималась в том числе и семья, так как родители отвечают за мое развитие, что прописано в Конституции РФ (ст. 38). У меня есть свое рабочее место, личный компьютер, необходимые книги, родители также покупают различные учебные пособия, канцелярские принадлежности. Я никогда не забуду свою начальную школу №671 и свою первую учительницу Наталью Викторовну, которой благодарна за ее терпение, любовь к нам, малышам. Здесь мы уже меньше играли, учеба стала более серьезным делом.Государство заинтересовано, чтобы я получила качественное образование, чтобы у меня привился устойчивый интерес к учебной деятельности. Обучение и воспитание в моей школе, по-моему, полностью согласуется с требованием государства: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Здесь очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок» (из выступления Президента РФ Владимира Путина на Валдайском форуме 19 сентябре 2013 г.).Я хочу получить высшее образование также бесплатно, что предусмотрено п. 3 статьи: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В п. 5 записано: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования», стандарты – совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. Они есть, и за счет этого облегчается задача при сдаче экзаменов – я знаю, что от меня хочет государство. В стандартах прописан не только перечень знаний, но и те умения, навыки, которые я приобретаю в школе, меня учат самостоятельно эти навыки получать и использовать, нам сегодня отводят значительно больше времени для самостоятельной работы и самообразования как в самой школе, так и вне школьных стен.Мы разные люди, но права и свободы для всех едины, ими мы можем пользоваться, когда между нами существует мир, согласие. Мы, молодые граждане страны, должны пользоваться опытом совместного жительства наших предков, их любви к Отечеству. Идеи Конституции – идеи добра, справедливости – мы можем воплотить только тогда, когда мы сохраним свою государственность, сделав Россию подлинно демократической страной.Изучая внимательно и детально содержание статей основного закона, я пришла к выводу, что этот документ очень объемный, но не по количеству страниц, а по глубине содержания. Проще говоря, Конституция РФ – модель, на мой взгляд, близкая к идеальной модели государства. Будучи юным историком, понимаю, что все в мире течет и изменяется, а значит, будет меняться само государство, надеюсь, что эти перемены будут проходить в лучшую сторону, соответственно и сама Конституция со временем может быть подвержена необходимой редакции.Я люблю отечественную литературу, перечитываю произведения Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Александра Пушкина, но мне ближе всего герои Николая Гоголя. Но герои не «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и даже не «Мертвых душ». Мне же близка повесть «Шинель», я даже пыталась сравнить себя с главным героем Акакием Акакиевичем Башмачкиным, жившим в николаевскую эпоху. Николай Гоголь создал образ чиновника, не имеющего права на собственное мнение, во всем забитого и ущербного, для которого покупка шинели стала по большому счету смыслом его жизни. Мне его по-человечески жалко… Кто-то, возможно, и меня назовет маленьким человечком, но в отличие от гоголевского героя благодаря уже созданному сегодня правовому государству я имею права и свободы значительно более широкие. Уверена, что в своей жизни достигну гораздо больше, ведь я свободный человек, потому что живу в демократической стране под названием «Российская Федерация».Виктория ВАСИЛЬКОВА, ученица 11-го класса школы №694
Комментарии