search
main
0

Конституция человечества. Пензенские педагоги разработали факультативный курс «Основы нравственности» для старшеклассников

Данный курс поможет учащимся осмыслить и задуматься над вечными вопросами. Что такое человек? В чем подлинное назначение человеческой жизни? Что же будет после смерти? Все кончится? Существуют ли абсолютные законы человеческого бытия? Где пролегает граница между добром и злом?

В старших классах «Основы нравственности» – интеграктивный курс, включающий материалы по философии, истории, литературе, психологии, культурологии. Преподавать его может как один учитель, так и несколько специалистов (соответственно разделам программы). В качестве помощников и собеседников избираются произведения крупных мыслителей и писателей (Н.Бердяева, С.Франка, А.Чехова, Л.Толстого, Ф.Достоевского, Д.Лихачева и др.). Священное писание и народная мудрость.

Материал курса не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но помогает старшекласснику сделать достойный выбор в решении главных, фундаментальных вопросов человеческой жизни. Читая и проживая нравственные жизненные коллизии с героями произведений, ученик приоткроет неизведанные тайны человеческого бытия. Цель курса – пробудить у подростков серьезные намерения трудиться всю жизнь по саморазвитию и укреплению в себе основательных добродетелей, которые составляют подлинную человеческую сущность.

Курс «Основы нравственности» поможет старшеклассникам разобраться в психологических проблемах, типичных для юношеского возраста, когда еще не сформировались нравственные эталоны и идеалы, нет четкого понимания смысла жизни, происходит неприятие позиций и требований взрослых.

Особое место в программе отводится вопросам. В них сосредотачивается резюме основного текста, его главные акценты.

Нетрадиционный школьный предмет допускает и нетрадиционные формы общения. Проблемы смысла жизни лучше обсуждать в кругу из стульев. Беседы, дискуссии дадут возможность учащимся высказывать свое мнение.

Творческий план курса «Основы нравственности»

8-й класс (34 ч.)

Понятие этики. Нравственность (1 ч.)

Духовная природа человека (14 ч.)

Духовная жажда – исключительная черта человека. Предназначение человека в понимании античных философов и христианства. Проблема души и тела.

Проблема добра и зла. Идеал.

Ориентация в нравственном поиске правды (по Л.Толстому). К свету и целостности подлинной человечности (по А.Шмеману).

Покаяние. Самовоспитание. Свобода.

К.Льюис. Главные добродетели человека.

О природе совести. Совесть как всеобщий естественный закон. Психологическая сторона совести.

Надежда. Стремление к трансцедентному.

Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира (14 ч.)

Поиски веры. Агностики. Атеисты.

Языческие религиозные системы.

Философия древних греков и римлян.

Религия и ее роль в духовно-нравственной жизни человека.

Иудаизм.

Христианство. Православие. Нагорная проповедь.

Десять Заповедей – основа нравственности человека.

Христианское понимание смысла жизни.

Проблема смысла жизни в философских течениях. Выбор веры.

Возникновение древнерусской литературы.

Современность – это итог прошлой жизни.

Жизнь и смерть (5 ч.)

Что значит жить? О самом надежном капиталовложении в жизни.

Не убивай.

Языческие религии о смерти.

Поиск подлинной реальности. Материалистический и христианский взгляды на смерть.

9-й класс (34 ч.)

Проблема смысла жизни в русской классической литературе (7 ч.)

Л.Толстой. А для чего жить-то?

Н.Лесков. Отчего на свете доброе не ладится?

А.Чехов. Художество. Жизнь в вопросах и восклицаниях.

И.Тургенев. Когда поет в самом нутре.

В.Немирович-Данченко. Пока еще сердце бьется в груди.

Этическая мысль в XX веке (15 ч.)

Н.Бердяев. Назначение человека.

С.Франк. Смысл жизни.

Д.Лихачев. Родина.

М.Дунаев. Православие и русская культура.

В.Никифоров-Волгин. Добро и зло.

Т.Карлейль. Труд.

Э.Фромм. Современный человек.

Н.Лосский. Свобода воли.

П.Вышеславцев. Благодать.

Искусство и современная культура (10 ч.)

Творчество как способ осмысления жизни. Театральное искусство древних греков и римлян. Библия как основа европейского искусства и фундамент нравственности человечества. Массовая культура.

10-й класс (34 ч.)

О смысле жизни (13 ч.)

Этицизм.

Все развивается. Бессознательная и сознательная жизнь. Экстремальные ситуации. Психологический кризис. Добро и зло.

Два подхода к осмыслению своего существования (8 ч.)

Две модели истории Земли. Материалистический подход.

Сакральные ценности. Мораль и нравственность.

Сила материнской любви.

Спор о жизненном пути. Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи.

Нравственность и пол (10 ч.)

И.Тургенев. Первая любовь.

Смысл половой дифференциации.

Творческая сила в человеке.

О целомудрии.

Когда в сердце загорается любовь. Жизнь в браке. Семья как целостная единица.

Монашество.

Внебрачная половая жизнь.

Кризис семьи.

Любовь родителей к детям.

Любовь детей к родителям.

Жива ли дружба в современном мире?

Проблемы смысла жизни в русской классической литературе (2 ч.)

Ф.Достоевский. Преображение утром перед дуэлью.

И.Гончаров. Сильнее всякой морали.

Мудрость, справедливость, мужество, самообладание – эти понятия в древнегреческой культуре обозначают добрый нрав. В христианстве идеальное включено в понятие веры в Бога, надежды, любви.

Идеальную цель и добро обычно обозначают понятием ценность и выражают таким образом известное совершенство, идеал, должное, а также то, к чему следует стремиться, чтобы поддержать развитие и способствовать совершенствованию жизни.

Ценность является тем, чего еще, возможно, и нет, но что должно быть и к чему стоит идти.

Есть ли смысл говорить об общности духовных ценностей сегодня, если в обществе господствует плюрализм ценностей? Способен ли человек жить идеально и совершенно? Стоит ли стремиться к тому, что недостижимо?

Конечно, стоит! Хотя, бесспорно, это очень трудно! Впрочем, не менее трудно, чем найти ответ на вечный вопрос каждого человека: «Быть или не быть?» С момента раскрытия предательского убийства отца Гамлет должен был решить для себя: быть или не быть человеком, посвятить свою жизнь бездумной, безропотной дреме, предаться наслаждениям и удобствам придворной жизни или воззвать к истине и понять, что степень падения окружающих тормозит развитие жизни и вызывает протест?

Быть означает волю к более наполненной жизни и преодоление удовлетворенности настоящим. Быть означает жить духовно, жить в соответствии с идеалом, с тем, чего еще нет, но что должно быть, чтобы мир стремился к более совершенному состоянию.

С понятием духовных ценностей тесно связано понятие сакральных ценностей. Сакральный (от лат. sacralis) – это священный, относящийся к религиозному ритуалу, обряду. Уже в мифах сакральное отделено от обыденного. Оно сохраняется и оберегается в обрядах, чтобы у человека было нечто более высокое, чем его неприхотливая повседневность.

Понятие этики (от греч.ethos – нрав, характер, привычка, обычай) используют в основном для обозначения учения о морали и нравственности. Это слово введено древними греками, и уже в IV веке до н.э. Аристотель написал «Никомахову этику».

Этика включает в себя знания и рефлексию о морали и нравственности, но поскольку обе они являются составной частью культуры жизни, то этику иногда называют и учением о жизни.

Понятие мораль (от лат. moralis – нравственный) очень близко к понятию этики и часто используется как его синоним. Мораль – это идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе.

Если под моралью понимать только сознание, то обособление от деятельности принизило бы смысл морали. Сознание формируется, чтобы объективироваться, то есть стать человеческими деяниями и отношениями. Поэтому термин мораль часто является синонимом слова нравственность. Однако некоторые авторы подчеркивают, что понятие морали касается объективной, общественной стороны явления, а нравственность – это субъективная, индивидуальная сторона того же явления.

Образно говоря, моральные нормы – это инструкции, обеспечивающие правильную работу «человеческой машины».

Мы сравнили моральные нормы с инструкциями, обеспечивающими правильную работу «человеческой машины». В этом случае каждое из правил морали нацелено на то, чтобы предотвратить поломку, перенапряжение или трение. Вот почему на первый взгляд кажется, будто они постоянно вмешиваются в нашу жизнь и препятствуют проявлению наших природных наклонностей. Когда вы учитесь работать на какой-нибудь машине, инструктор то и дело поправляет вас: «Нет, не так, никогда не делайте этого». Это потому, что в обращении с машиной у вас постоянно возникает искушение попробовать сделать то, что нам представляется естественным и удачным, но в результате этого машина ломается.

Вопросы

1. Как вы думаете, имеет ли человек право распоряжаться своей жизнью без оглядки на других?

2. Объясните, пожалуйста, понятия этики, морали и нравственности.

3. Что является ценным в жизни для вас?

4. Как вы думаете, может ли человек быть счастлив, если все его интересы связаны лишь с материальной сферой жизни? Почему?

Три части морали

Следуя К.С.Льюису, сделаем еще один шаг вперед. «Человеческая машина» может выходить из строя двумя путями. Один – это когда человеческие индивиды сталкиваются и причиняют друг другу вред обманом или грубостью. Второй – когда что-то ломается внутри индивида, то есть когда его способности, желания и т.п. противоречат друг другу либо приходят в столкновение между собой.

Проще будет понять эту идею, если вы представите нас в виде кораблей, плывущих в определенном порядке. Плавание будет успешным только в том случае, если, во-первых, корабли не сталкиваются друг с другом и не преграждают пути один другому и, во-вторых, если каждый корабль годен к плаванию и двигатель у каждого в полном порядке. Необходимо, чтобы исполнялись оба эти условия. Ведь, если корабли будут постоянно сталкиваться, они скоро станут не пригодными к плаванию. С другой стороны, если штурвалы не в порядке, корабли не смогут избежать столкновений. Или, если хотите, представьте себе человечество в виде оркестра, исполняющего какую-то мелодию. Чтобы игра получилась слаженной, необходимы два условия: каждый инструмент должен быть настроен и каждый должен вступать в положенный момент, чтобы не нарушать общей гармонии.

Но мы с вами не учли одного. Мы еще не спросили, куда собирается наша флотилия или какую музыку хочет сыграть наш оркестр. Инструменты могут быть хорошо настроенными, и каждый из них может вступать в нужный момент, но и в этом случае вступление не будет успешным, если музыкантам заказана танцевальная музыка, а они исполняют похоронный марш. И как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Калькутту, в то время как порт их назначения – Калининград.

Соблюдение моральных норм связано, таким образом, со следующими тремя вещами. Первое – с честными намерениями и гармоническими отношениями между людьми. Второе – с тем, что можно было бы назвать наведением порядка внутри самого человека. И, наконец, третье – с определением общей цели человеческой жизни; с тем, для чего человек создан; с тем, по какому курсу должна следовать флотилия.

Философ Е.Трубецкой, размышляя о цели жизни, о том, для чего человек создан, писал:

«Вся наша жизнь есть стремление к цели. От начала до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить.

Эта цель или жизненный смысл есть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью как таковой; и вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество в искании этого смысла».

1. Е.Трубецкой пишет, что «у каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет». Расскажите, пожалуйста, о том бесконечно дорогом, ради чего вы живете.

2. Как вы понимаете часто в жизни употребляемое выражение «мораль сей басни такова»?

Десять заповедей – основа нравственности человечества

Итак, за полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и он, перейдя чудесным образом Чермное (Красное) море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле.

К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножию Синайской горы и расположился здесь станом. Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи сынам Израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом». Когда Моисей передал волю Божию евреям, они отметили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны!»

Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром, и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти заповедей:

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им…

3. Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе…

6. Не убивай…

7. Не прелюбодействуй…

8. Не кради…

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего…

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его…, ничего, что у ближнего твоего.

Закон, который пророк Моисей дал еврейскому народу, имел цель регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь.

О Десяти заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому они являются конституцией человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять заповедей, были написаны на камне.

В Десяти заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, а последняя призывает к чистоте мыслей и желаний.

Несомненно, есть некоторые общие черты между Десятью заповедями и законами древних народов, заселявших северо-западную часть Месопотамии. Известны законы шумерского царя Ur-Nammu (2050 год до Рождества Христова), аморитского царя Bilalama, шумеро-аккадского правителя Lipit-Ishtal, вавилонского царя Hammurabi (1800 год до Рождества Христова), ассирийские и хеттские законы, составленные около полутора тысяч лет до Рождества Христова.

Эти общие элементы и совпадения можно объяснить полным единством нравственного закона, заложенного Богом в душу человека.

Л.ФАХРЕТДИНОВА, заместитель директора школы №57; В.КОРОВИНА, учитель; Т.ТИМОШИНА, психолог

6. ..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте