search
main
0

Константы бывают не только в математике. Настоящий учитель предан своему делу в любых обстоятельствах

«Для меня лучше нашей школы нет», – так отзывается о своем коллективе учитель математики из Омской области Галина УШАРОВА. Искренность ее слов подтверждает тот факт, что в средней школе №17, расположенной в Амурском поселке, она проработала уже 37 лет. Меняются времена, жизненные ценности и характеры детей, да и сама система образования регулярно реформируется. Но любовь к своей профессии, выбранной более сорока лет назад, для Галины Владимировны – величина, безусловно, постоянная. В октябре помимо Дня учителя ей предстоит отметить и еще одно важное событие: в этом году исполнится 25 лет с тех пор, как Галина Ушарова возглавила школьный профком.

Любят ученики…

Омский государственный педагогический институт Галина Владимировна Ушарова окончила в 1968 году. Первые три года проработала в школе совхоза «Петровский» Омского района, куда получила распределение. Дальнейшая ее трудовая биография связана со школой №17. Постоянство Галины Владимировны, верность школьным традициям и собственным принципам проявляются буквально во всем. Уже свыше 25 лет она ведет свои занятия в одном кабинете: администрация учебного заведения, зная и уважая характер педагога, всегда шла в этом навстречу. Если Галина Владимировна берет руководство классом, то никогда его не бросает. На счету заслуженного учителя РФ шесть выпусков, на подходе седьмой. Немало ее бывших учеников – представители двух поколений одной семьи. Многие из тех, кто получил у Галины Владимировны хорошие знания и определенную жизненную школу, стремятся и своих детей отдать в ее заботливые руки. Для учителя это самая высокая оценка.

Строить отношения с учениками нужно на основе доверия, убеждена Галина Ушарова. Если уважаешь школьника, он обязательно ответит тем же, всегда поймет своего учителя, не станет его огорчать. Сейчас Галина Владимировна руководит 11-м классом. Всего несколько шагов отделяют ребят от взрослой жизни. Поэтому очень важно видеть в каждом из них личность, давать им возможность проявлять самостоятельность, высказывать свое мнение. Никогда Галина Ушарова не позволяет себе выяснять отношения с провинившимся учеником при всем классе, если нужно – побеседует с ним отдельно.

…И не забывают выпускники

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что досконального знания предмета для того, чтобы быть хорошим педагогом, недостаточно. Обязательные составляющие профессионализма учителя – умение разбираться в детской психологии, терпение, доброта и отзывчивость. А еще порой не обойтись без выдумки и фантазии. Все эти качества не раз помогали Галине Ушаровой находить выход из самых трудных ситуаций. Некоторые из них сегодня она вспоминает с улыбкой. Раньше Галина Владимировна часто организовывала для учеников поездки по разным городам. И вот во время одной из них поезд остановился в чистом поле более чем на сутки: был сильный снегопад, пути замело огромными сугробами, и пока их расчищали, дети томились в ожидании. Требовалось как-то разрядить обстановку, чем-то занять ребят, не позволить, чтобы у них испортились впечатления о путешествии. Галина Владимировна призвала на помощь всю свою профессиональную смекалку. Сначала объявила конкурс стенгазет. Победители получали сладкий приз – конфеты «арахис в шоколаде», которые тогда считались большим дефицитом. Рисование сменили песни и танцы: каждое купе должно было подготовить концертный номер. Незапланированная стоянка прошла для путешественников почти незаметно.

Был в жизни Галины Владимировны сложный, хотя и непродолжительный период, когда ей пришлось вести предмет у сына и дочери. Поблажек она им не делала, напротив, была требовательнее, чем к остальным ученикам. Потом даже дети говорили маме, что, если бы у них был другой учитель, в аттестате стояла бы не «четверка», а «пятерка». Впрочем, по-настоящему они не обижались, признавая, что в подобной ситуации педагогу нелегко. Очень благодарна Галина Владимировна и своему мужу, который уделял сыну и дочери много внимания, помог вырастить их достойными людьми. К профессии жены супруг относился с пониманием: такова уж специфика работы учителя – с учениками он порой проводит больше времени, чем с собственными детьми.

– С теми, кто когда-то у меня учился, встречаюсь очень часто, – с гордостью говорит Галина Ушарова. – Выпускники приходят за советами, рассказывают и о радостях, и о проблемах. Иногда свои дни рождения и другие праздники мне приходится отмечать неделями. Выпускники разных лет относятся друг к другу очень ревностно и никак не желают собраться вместе, чтобы меня поздравить. Вот и стараюсь всем уделить внимание. С каждым выпуском связаны свои воспоминания, по большей части, конечно, приятные.

Главное богатство школы

В прошлом году, когда 17-я школа отмечала свое 40-летие, бывшие ученики преподнесли Галине Ушаровой спецподарок – новенькую школьную доску, чтобы было где развернуться в написании сложных формул. Перед юбилеем в учебном заведении создали музейную комнату, где теперь бережно хранятся материалы, отражающие его богатую историю. Почти все важнейшие события в жизни школы прошли на глазах Галины Владимировны. В числе первых 17-я стала внедрять профильное обучение, привлекая преподавателей омских вузов. Эффективно реализуется социально-экономическое направление, есть физико-математический класс – как раз его выпуск сейчас готовит Галина Ушарова. Проводились на базе школы и соровские олимпиады. Несколько лет назад здесь появился центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: совместно с УВД-2 Центрального административного округа оборудованы специальный кабинет по обучению ПДД и автогородок на улице. Усваивать на практике Правила дорожного движения сюда приходят и ребята из других образовательных учреждений. Регулярно в автогородке проводятся городские соревнования «Волшебное колесо». Сейчас в рамках национального проекта «Образование» школа подключена к сети «Интернет», открыт собственный сайт.

– Но главное наше достояние – это опытные, талантливые педагоги, – уверена директор Маргарита Валентиновна Чешегорова. – Один из них – Галина Владимировна. Думаю, благодаря именно таким профессионалам школа востребована. Сейчас она самая крупная в Амурском поселке по числу учеников. И пусть у нас нет престижного статуса лицея или гимназии, очень много желающих обучаться именно здесь. Родители не боятся доверять нам своих детей. О Галине Владимировне могу сказать, что она человек порядочный, ответственный и очень разносторонний – свои таланты проявляет не только в области педагогики, но и во многом другом. Именно таким и должен быть настоящий профсоюзный лидер. Галина Владимировна считает так: чтобы собрать людей для участия в каком-то мероприятии, нужно заразить их собственным примером. Много лет она была одним из самых активных игроков нашей волейбольной команды, с успехом выступавшей на спартакиадах, которые проводит райком Профсоюза работников народного образования и науки Центрального округа, прекрасно пела в школьном хоре.

Социальное партнерство

Мнению директора о качествах профсоюзного лидера вполне можно доверять, поскольку сама Маргарита Чешегорова прекрасно знакома с тонкостями профсоюзной работы – шесть лет она была председателем профкома в другой школе. Разумеется, это самым благоприятным образом отражается на развитии социального партнерства в учебном заведении. Все вопросы, чего бы они ни касались – составления расписания, распределения учебной нагрузки, утверждения графика отпусков, организации праздников, – представители профсоюзного комитета и руководитель решают совместно.

– Директор от коллектива не отгораживается, ко всем событиям проявляет интерес, помогает в организации различных мероприятий, – отмечает Галина Владимировна. – Вот совсем скоро свое 55-летие отметит наш учитель Надежда Петровна Марусова, кстати, тоже математик и притом член профсоюзного комитета. И Маргарита Валентиновна заранее стала советоваться с профкомом, как лучше ее поздравить. Очень хочется, чтобы людям работать у нас было интересно. Вообще коллектив дружный, мы всегда готовы друг друга поддержать. Стоит вспомнить самый тяжелый период 90-х, когда педагоги находились в бедственном положении. Тогда не только профсоюзный бюджет по мере возможностей выделял средства тем, кто особо нуждался, но и просто многие работники сбрасывались, чтобы выручить человека, попавшего в трудную ситуацию. И сейчас зарплата педагогов остается более чем скромной, особенно у начинающих. Поэтому самое пристальное внимание в коллективном договоре мы уделяем фонду доплат и премирования, чтобы у каждого было пусть и маленькое, но подспорье. Взять хотя бы учителей начальных классов. Ведь кроме ставки они ничего не получают. Вот и приходится что-то придумывать: предлагаем, например, человеку быть ответственным за обучение ПДД – уже хоть какая-то прибавка.

Для школы №17, как и для многих других, характерна проблема молодых кадров. Если в 80-е годы средний возраст работников был в районе тридцати, вспоминает Галина Владимировна, то теперь он составляет 50 лет. Молодые, в общем-то, приходят, но нередко их вскоре переманивают другие организации, не связанные с образованием, предлагая зарплату вдвое выше, чем в школе. Сейчас на федеральном и региональном уровнях разрабатываются различные программы для привлечения молодежи в школы. Какие результаты они дадут, покажет время. А пока система образования держится на педагогах с большим стажем и опытом, преданных своему делу в любых обстоятельствах, – таких, как Галина Владимировна Ушарова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте