search
main
0

Константин ТИТОВ, губернатор Самарской области Дети говорят: “Мы – поколение Титова”

– Константин Алексеевич, не с вашей ли подачи вопрос о модернизации образования рассматривался на Госсовете год назад?
– Да, об этой важной проблеме я говорил Путину, обсуждали ее и в правительстве. Мы вышли с инициативой указом президента разрешить проведение эксперимента в Самарской области. В итоге пришли к выводу, что надо обсуждать эту проблему широко. Поэтому было принято решение обсудить вопросы модернизации образования на президиуме Госсовета и на самом Госсовете.
Я считаю, что образование должно быть приоритетным. В Англии, например, вы не сможете устроиться ни каменщиком, ни кровельщиком, если не прошли профессиональную подготовку в системе государственного образования. Поэтому я считаю, что государство не должно расставаться с этим приоритетом, а нужно внимательно изучать все, что появляется нового в мире, и внедрять в нашей стране.

Сегодня многие выступают против 12-летнего образования. А в мире остался только один континент – Африка, где школьники учатся 11 лет, еще Северная Корея. Сегодня, даже успешно сдав экзамены, российский выпускник не сможет поступить, к примеру, в Кельнский университет. Потому что наше образование в мире не считается качественным. Что, мы можем вот так и дальше жить? Нет, конечно.
– А у вас в области образование – это приоритет?
– Да. Хотя, к сожалению, в соответствии с новой бюджетной и налоговой системой у нас средств стало меньше. А так, если бы сохранились те соотношения в бюджете, которые были ранее, мы бы сделали серьезный рывок. Спасибо главам местного самоуправления – они своими бюджетами нам помогают.
– То есть у вас не было в начале года проблем с выплатами зарплаты учителям?
– Нет. Ведь в управлении самое главное – прогноз. Если президент в своем послании сказал, что он к концу года повысит зарплату учителям в 1,8 раза, то он это сделает. Значит, я должен готовиться к дополнительным расходам. Мы 1 декабря ввели коэффициент 1,8, как рекомендовано, хотя и было трудно.
Ведь в этом выражается нынешнее отношение государства к учительству. Учитель даже в Самарской области получает гроши, хотя здесь зарплату вовремя платят и есть 15-процентная надбавка. А по всей стране? Сегодня учителя бастуют и голодают, многим вообще не платят зарплаты. И с этим багажом мы хотим войти в будущее? Мы хотим с таким учительством получить 8-10% экономического роста? Учитель должен быть совершенно другим, он должен чувствовать заботу и защиту государства, потому что решает важнейшую государственную задачу. Мы сегодня думаем над тем, как дать педагогам возможность участвовать в программе “Сельский дом”, может быть, дотировать из областного бюджета.
– Чья идея была реформировать сферу образования в регионе?
– Я, конечно, считал, что перемены необходимы, но один бы ничего не сделал. И я сегодня благодарен руководителю Департамента науки и образования Ефиму Яковлевичу Когану. В технологии, в организации, в специфике реформирования образования он знает в несколько раз больше, чем я. И я постоянно с ним советуюсь, потому что это работа команды. С другой стороны, какие только приемы не применяются, чтобы дискредитировать его! Но я никому его в обиду не дам.
– То есть главная проблема этой реформы психологическая?
– В любой реформе психологическая проблема – одна из главнейших. А в соответствии с тем наследием, которое мы получили как постсоветская держава, это втройне верно, потому что в нашем менталитете все устоялось. Это в генах, что надо давать взятки, чтобы поступить в институт. Если ты из села, твое дело быть дояркой, пастухом, свинаркой, хорошо, если механизатором. Дорога в вуз для тебя – только в педагогический по льготе или в сельскохозяйственный. Но самое страшное, что так думают и те, кто наверху. Они сегодня не хотят видеть специалистов на селе, они сегодня не хотят видеть возрождающуюся новую Россию. Мы должны эту ситуацию переделывать. И здесь сложности: за год, за два, за три это не получится. Но надо намечать конкретные этапы работы: материально-техническая база, школьные здания, образовательные округа, организация работы округов и, конечно, материальное обеспечение учителя.
Я не сентиментальный человек, и мне многое пришлось испытать в жизни, но я растрогался почти до слез, когда на последнем звонке в школе молодой человек сказал: мы – поколение Титова.
Система образования в нашей стране выстроена для плановой экономики, она не годится для подготовки взрослых и детей к жизни в сложных экономических условиях. Мы вынуждены были идти на прорыв. Со всеми главами местного самоуправления подписано соглашение, и у нас с ними противоречий нет. Но прокуратура считает, что мы нарушили законодательство о местном самоуправлении и лишили его некоторых прав. Мы все исправим, но мне существующий закон не нравится, я буду бороться за его изменение на федеральном уровне.
Организация в нашей области межмуниципальных образовательных округов – это прежде всего организация учебного процесса на новой материальной базе и, конечно, забота об учительстве. Конкуренция среди учителей заставляет их работать лучше. Решается государственная задача деполитизации образования, получения качественных знаний, подготовки школьника к серьезной конкуренции на рынке труда и к серьезной конкуренции по отношению к продукту труда, который он будет производить.
– Глядя на тех, кто сейчас в первом эшелоне власти, становится ясно – важно готовить заранее тех же политиков и бизнесменов, как это делается в других странах. В Самарской области готовят таких специалистов?
– Вы совершенно правы. Вот пример из истории: в одной из земель Германии учился совершенно обычный ребенок. И вот после восьмого класса специалисты, регулярно проводившие тестирование, предсказали, что он – будущий политик. Значит, ему не нужны математика и химия в полном объеме, он должен больше внимания уделять юриспруденции, экономике, политике. Так Германия получила канцлера Гельмута Коля – человека, объединившего страну. И мы должны организовывать образование подобного уровня. Как это сделать, мне пока трудно понять, но мы не отступимся.
Я считаю, что государство сегодня очень много берет на себя в системе образования, надо больше прав отдать субъектам Федерации, но ни в коем случае не на муниципальный уровень. Нужно совместное учредительство высших учебных заведений. Тогда и реформирование в высшей школе пройдет успешно. А что можно сказать о тех политиках и олигархах, чьи дети учатся за рубежом? Им явно не нужна реформа образования. Очевидно, всем им надо сохранить существующее расслоение общества.
– Как вы считаете, опыт вашей области в реформировании образования может быть перенесен в другие регионы? Или там для этого нужны Титов и Коган?
– Это не опыт моей области, это опыт мировой цивилизации. А мы или в системе мировой цивилизации, или на обочине ее, или за железным занавесом. За ним было просто: мы считали, что строим коммунизм, что боремся за победу и счастье во всем мире. Когда подняли занавес, оказалось, что счастье и коммунизм-то именно там, а у нас здесь полное рабство и гнет. Учитывая все это, мы и должны действовать. Так, министр должен уметь рисковать. Если он в этом кресле, то должен дело делать не по старинке, а так, как требует сегодня мировая цивилизация. Должна быть выстроена система, наши руководители должны знать, чего они хотят. Или мы входим в мировую цивилизацию, или остаемся там, где мы были.

Ирина ДЕМИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте