У заместителя директора питерского лицея «Физико-техническая школа» Академического университета Константина Столбова есть свое мнение о том, как надо формировать смены в сочинском образовательном Центре «Сириус», почему так важно, чтобы преподаватели из глубинки учились у своих знаменитых коллег, а еще о том, как «Сириус» может поднять уровень физико-математического образования в более слабых регионах.
– Чем «Сириус» отличается от традиционных летних школ?- Жорес Алферов, основатель нашего лицея «Физико-техническая школа», председатель совета лицея, часто говорит, что «Сириус» – один из лучших примеров использования наследия Олимпиады. Программа центра только выстраивается. Как сказал руководитель научного направления «Сириуса» Михаил Случ, чтобы максимально использовать те условия, которые здесь предоставлены, нужно искать новые формы работы. Это сейчас и происходит. Преимущество этого комплекса заключается, во-первых, в возможности учиться ни на что не отвлекаясь, а во-вторых, заниматься спортом, интересно и насыщенно проводить свой досуг. Здесь огромное количество всего: корты, спортивные площадки, «первый лед»…- Что это такое?- Физики и математики ездят на стадион кататься на коньках. Их там учат тренеры. Ребятам это очень нравится. А вчера наши школьники сходили в СПА, были в восторге. Это сочетание учебы и полезного досуга уникально. Я разговаривал с людьми, которые были на июньской смене (я и сам был здесь в июле), мне кажется, что «Сириус» динамично развивается. Его руководители нас слушают, слышат, учитывают наши пожелания. – А происходит ли общение математиков и физиков со спортсменами или музыкантами?- Пока еще не очень. На данном этапе для меня важнее общение, взаимодействие одаренных ребят внутри каждого из направлений «Сириуса». Например, когда была физическая школа в июле, тут было много московских ребят и питерских. Московские преподаватели вели занятия у детей из Санкт-Петербурга, и наоборот. И сейчас тоже так. В любом другом месте трудно так сделать, а на такой площадке это удобно. Очень хорошо, что государство вкладывает деньги в приглашение известных преподавателей. Ведь учителю или ученому, который едет на какую-то летнюю школу, приходится самому оплачивать свое проживание, питание. А здесь таких проблем нет. Сейчас здесь лучшие преподаватели из Петербурга. Игорь Шендерович, например, руководитель питерской команды по физике на олимпиадах, глава городского физического центра при «Физико-технической школе» и ответственный за сборы команды Санкт-Петербурга. В Сочи приехал и знаменитый питерский вузовский преподаватель Олег Александрович Иванов, очень много сделавший для развития школьной математики профильного уровня. В течение десяти лет он составлял выпускной экзамен профильного, элитарного, уровня для очень одаренных детей… Эти задачки сегодня эталон того, что нужно решать с такими ребятами. 19-20 октября 2015 года в «Сириусе» проходил семинар для учителей. Туда приехал Валерий Адольфович Рыжик – преподаватель нашей школы и легенда петербургского образования, единственный в Питере народный учитель РФ из ныне работающих педагогов. В Санкт-Петербурге их было всего четыре человека, а на всю страну – 80. – Из каких регионов на этот семинар приехали учителя?- Это учителя со всей страны. А лекции им читали Павел Викторович Чулков (заместитель директора московской физматшколы №2007), Олег Александрович Иванов, Валерий Адольфович Рыжик, Владимир Борисович Некрасов – председатель Комиссии ЕГЭ по математике. – По какому принципу в «Сириусе» формируют смены?- Как я понимаю, в этом образовательном центре выбирают направление смены и людей, которые будут ее организовывать. Скажем, учителей из нашей школы или московского лицея «Вторая школа» (тех учебных заведений, которые уже что-то успешно делали в этом направлении). Им дают карт-бланш, а они уже сами приглашают зарекомендовавших себя преподавателей.- А кто приглашает детей из провинции?- Регионалов приглашает «Сириус» по своим каналам, а мы – тех, кто будет преподавать, еще есть сопровождающие – это учителя из регионов, которые сюда приезжают вместе с детьми, преподаватели, которые хотят учиться, смотреть. Мне кажется, что уклон должен быть в сторону молодых, перспективных учителей, которым нужен какой-то толчок в развитии. Ведь у московских и питерских педагогов такие возможности есть, а для регионов это куда актуальнее. Мне нравится идея организовать смены и для ребят из тех регионов, которые пока не выдают высоких результатов на олимпиадах по математике и физике и неважно показывают себя на ЕГЭ. Такая смена пройдет в январе. – А кто будет курировать такую смену?- Кураторами будут руководитель сборной России на Международной олимпиаде по математике, доцент МФТИ Назар Агаханов и директор знаменитой питерской 239-й школы Максим Пратусевич. Они будут привлекать других преподавателей.- Такая смена будет не единственной?- Посмотрим. Мне кажется, что должно быть несколько стабильных, заранее известных смен, которые будут проходить 8-9 месяцев в году, плюс нужно, конечно, оставить небольшой люфт для чего-то нового… – А вам не кажется, что в «Сириусе» стоило бы расширять естественно-научный блок, чтобы и химия была, и биология?- И программирование (пока этого предмета нет). Я слышал про то, что будут физика, математика, химия и биология.- Все это прекрасно. Но если дети, проведя тут 24 дня, вернутся к себе домой и все забудут, толку не будет. Что тут можно сделать?- А дальше нужно продолжать обмен информацией: сейчас появляется все больше дистанционных возможностей, поэтому ребята из далеких регионов, где преподаватели не очень сильные, могут заниматься в заочных, дистанционных школах, по Интернету. Существует и много разных олимпиад, в которых они смогут участвовать. В «Сириусе» они об этом могут узнать, а дальше по этой стезе двигаться. Это одна из главных целей для региональных ребят: получить импульс, толчок к серьезным занятиям, увидеть, как это все здорово.
Комментарии