search
main
0

Константин МЕЖОНОВ: Если Россия не хочет потерять Дальний Восток, надо воспитывать патриотов

Есть такой вид экстремального туризма: путешествие на поезде через всю Россию. Девять тысяч километров от златоглавой Москвы на юго-восток, к незамерзающему Японскому морю. Неделя на колесах, и железная дорога наконец обрывается. Дальше по суше не проехать: материк сливается с океаном. Кончается Приморье, южный край русской земли.
Природа здесь щедра и ласкова, красива и сурова. Ветры приносят дожди. Тайфуны усмиряет солнце. На многие километры тянется знаменитая уссурийская тайга. Рельеф почти сплошь горный: вулканические плато, покрытые лесом сопки, хребты Сихотэ-Алиня, рассеченные глубокими долинами. Приморье – живая Красная книга. В заливе Петра Великого – Дальневосточный морской заповедник, в России единственный. Заповедник Кедровая Падь хранит последние массивы уникальных чернопихтовых лесов, раздолье для исчезающих с Земли тигров, гималайских медведей, амурских лесных котов, пятнистых оленей.
Когда-то в этих местах жили, сменяя друг друга, первобытные племена и народы, рождались и гибли средневековые государства Бохай, Цзинь. Было и время забвения, когда на берега таежных рек забредали только охотники да сборщики женьшеня. Два с половиной века назад в далекие земли у Тихого океана пришли русские первопроходцы. С той поры началась летопись российского Приморья.
В архивах Общества изучения Амурского края хранится этнографическая карта исследователя Арсеньева. В начале ХХ века он насчитал в здешних просторах девять народностей, выбрал для каждой цвет и составил карту. Тут и гиляки, и ольги, и тунгусы. Чистые орочи, удэхе-кокари, чокагубайи, амурские и уссурийские гольды, тазы, еще помнящие свой язык, просто смешанное население. С тех пор, как в 1861 году Дальний Восток был объявлен открытым для заселения крестьянами и “предприимчивыми людьми всех сословий”, переселенцы здорово пополнили приморские земли. Приехали казаки и крестьяне, демобилизованные рабочие-контрактники, каторжане и ссыльные, иностранцы, получившие российское подданство. Сегодня Приморский край – одна из самых населенных территорий Дальнего Востока: два с лишним миллиона человек. Большинство -горожане (78%). Мужчин и женщин почти поровну (49,4/50,6%).
Если взглянуть на современную карту нашей страны, Приморье уместится в один процент ее площади – 165,9 тыс. кв.км. По меркам “лоскутной” Европы – это совсем немало. У Болгарии и Греции, Исландии и Бельгии, Швейцарии и Нидерландов территория меньше.
Приморский край – еще и границы, сухопутные и морские: с Китаем – около тысячи километров, с КНДР – около двадцати. Через Японское море “рукой подать” до морских границ Японии, Республики Кореи, а через проливы и Тихий океан лежит путь к другим странам АТР.
Что еще отмечается в атласах Приморья? Конечно, природно-ресурсный потенциал. Рыба, лес, горы – основа местной промышленности. Но не ради этого едут сюда многочисленные туристы. На озере Ханка за тростником и рогозой цветет лотос. Вековые кедры роняют огромные шишки. А закат, хоронясь за сопками, с брызгами падает в море. И все это надо видеть своими глазами.

Когда два с лишним года назад Константин Межонов стал начальником Управления народного образования администрации Приморского края, его сотрудники ждали кадровой перетряски. Дело известное: новая метла по-новому и метет. Но опасения не оправдались. Революций Межонов делать не стал. Просто собрал коллег, рассказал о том, как видит работу управления, выслушал каждого, определил задачи. Смутные времена в краевом управлении так и не наступили.
У Межонова слаженная профессиональная команда. Три заместителя. Лидия Ивановна Михайлова, заслуженный учитель России, в управлении 17 лет. Научно-педагогические конференции, ежегодные Декады образования, в рамках которых обязательно проходят дальневосточные педагогические выставки-ярмарки, проведение аттестаций и краевого конкурса “Учитель года”, – все это в ее руках. Зама по учебно-воспитательной работе -Виктора Владимировича Станкевича, кандидата педнаук – легче застать в какой-нибудь школе, чем в собственном кабинете. То он на “северах”, то в центральных территориях края. Поэтому о местных проблемах и радостях узнает, что называется, из первых уст. Вопросы социальной защиты детства в компетенции еще одного заместителя – Евгения Юрьевича Доманова. Он тоже частенько “на объектах”. Один из них достраивается сейчас под Владивостоком, в поселке Тавричанка. Если б я заранее не знала, что здание красного кирпича с замысловатой архитектурой будущий оздоровительный центр для детей-сирот, точно бы решила: очередной “новый русский” строит замок. Место ведь красивейшее: сосновый бор, берег Амурского залива. Но факт есть факт. К тому же почти свершившийся. К новому году, по словам прораба Владимира Исаченко, центр краевого подчинения будет уже под кровлей, и дети смогут отдыхать там круглогодично…
Стройка в Тавричанке не единственная. Как ни осложняют жизнь Приморского края экономические трудности (горячая вода в кране – редкость, с отоплением и светом тоже частенько проблемы, в октябре на пару часов отключали даже Владивостокские телевидение и радио), здесь действительно много строят для образования. Очевидно, что без поддержки администрации края такие финансовые затраты местное образовательное ведомство просто бы не потянуло. За последние шесть лет в Приморье открылись 28 новых школ. А в первой половине этого учебного года начнут работу еще пять сельских “одиннадцатилеток”.
– Возьмите любой другой субъект Федерации: где еще строится столько школ?
Увы, такие темпы в России сегодня действительно редкость. Хотя, конечно, очень хотелось бы на вопрос Константина Межонова ответить длинным списком адресов подобных новостроек. Ведь именно с них начинают возрождение опустевшие “неперспективные” села.
…Мы сидим с Константином Анатольевичем в его кабинете. Как и договаривались, наша беседа в недельной приморской командировке – итоговая. В конце концов за все, что происходит в образовании края, ответственен начальник. С него и спрос.
– Летне-осенние тайфуны – ежегодное приложение к погоде в ваших краях. От них не избавиться, но прогнозировать и готовиться к наводнениям можно заранее. Почему тогда каждый тайфун заканчивается для многих сельских школ подтоплением зданий?
– Не каждый. Тайфуны ведь бывают разной мощности. В 1989 году по Приморью “прошелся” тайфун “Джуди”, который вспоминают до сих пор, так много он принес разрушений. Тогда “плавали” все. В этом году мы пострадали не столько от силы тайфунов, сколько от их количества. Четыре раза подряд с небольшими перерывами выпадали полуторамесячные нормы осадков. Уже насыщенная влагой почва больше ее не принимала. А воду сбрасывали еще и горные реки. Поэтому сильно пострадали территории севера края – Красноармейский, Дальнереченский, Кировский районы. Они находятся ниже по течению реки Уссури. Если деревянная школа длительное время находится под водой, стены вбирают влагу, штукатурка раскисает и ползет, помещения затягивает илом. Но главное, замывает теплотрассу, выходят из строя двигатели насосов котельных. Многие школы строились несколько десятилетий назад. Тогда, к сожалению, не учитывали погодных особенностей края. Теперь мы постепенно модернизируем котельные, поднимаем их на сваях, меняем плоские крыши на шатровые.
Пока из центра не поступят средства на ликвидацию стихийных бедствий (этот процесс обычно занимает длительное время), муниципальные власти и администрация края делают все возможное сами. Прерывать учебный процесс нельзя. Трудность в том, что деньги на стройматериалы, краску, цемент и т.д. нужны сразу всем пострадавшим школам. Для местных бюджетов такие расходы непосильны. Поэтому средства выделяются не в полном объеме. Я думаю, ситуация изменится, если эти вопросы будут оперативно решаться на уровне правительства с помощью резервных фондов, предназначенных для такого рода экстренных случаев.
– Даже с вашими темпами строительства школ, наверное, невозможно спасти все деревни и села от вымирания. Многие колхозы почти распались, работы нет, зарплата – мизер. Люди уезжают?
– В этом смысле в России мало исключений. И все-таки у нас количество населения снижается значительно меньшими темпами, чем в других субъектах Федерации Дальнего Востока. Возьмите Магаданскую область, население там сократилось почти в 2 раза. У нас отмечается активная миграция внутри края по вполне определенной причине. Наш киловатт-час очень дорогой. Он значительно выше, например, иркутского. Себестоимость продукции из-за этого повышается, она становится неконкурентоспособной. Предприятиям трудно. Люди начинают уезжать. Так случилось в поселке Восток Красноармейского района, где основа – горно-рудная промышленность. Там прекрасный Дворец культуры, бассейн, и …300 пустых квартир. Люди уехали и не могут их даже продать. Количество детей сокращается, хотя в Востоке две хорошие школы.
Мало детей и в “умирающих” деревнях. Но учатся все. В ближайшую школу ребят доставляют автобусы. На подвозе работает порядка 100 машин, а нужно бы вдвое больше. Парк стареет, новые автобусы дорожают. Администрация края закупает автобусы и передает в сельские школы. В прошлом году получили 10 автобусов, в позапрошлом – 20. В этом планируем приобрести порядка 20. В крае для этого есть специальная программа. Но в идеале она должна быть федеральной. Сельских школ в России больше, чем городских. Федеральные программы развития образования и компьютеризации школ – это прекрасно, но ребенка туда еще надо доставить. А в деревнях бывает, что школьный автобус вообще единственный вид сообщения с “цивилизацией”.
– Образование консервативно, но всегда находятся педагоги, склонные к инновациям. В крае ведется экспериментальная работа?
– У нас 5 федеральных экспериментальных площадок. Это средние школы NN 7 и 19 города Находки, управление народного образования города Арсеньева, НОУ “Азиатско-Тихоокеанская школа”, а также УНО администрации Приморского края. В рамках ежегодной октябрьской Декады образования проводилась сессия по федеральным экспериментальным площадкам. Учителя края могли профессионально общаться. Мы хотим, чтобы инновационные процессы стали в крае необратимыми. Для этого “критическая масса” творчески мыслящих учителей должна превысить определенную планку. Тогда этот процесс пойдет в русле саморазвития.
– Расскажите, пожалуйста, о региональном компоненте.
– Приморье расположено на стыке границ и культур. Основное население – потомки переселенцев. Это были решительные люди. Не каждый готов сняться с якоря, отправиться в далекие земли и закрепиться там. К тому же переселенцам пришлось столкнуться с тяжелейшими природными условиями. Все это наложило отпечаток на менталитет, сформировало дальневосточный характер. Географическое положение отразилось и не менталитете наших соседей. То китайцы считают, что мы прихватили их исконную территорию, то японцы заявляют права на Курилы… Учитывая все это, нашим ребятам просто необходимо знать историю, географию, биологические особенности Дальнего Востока и Приморья. Но главное – мы никогда не отказывались от военно-патриотического воспитания. Здесь оно просто необходимо.
Недавно я ездил с группой заведующих отделами народного образования в Китай, в провинцию Хейлуцзян. Там военную подготовку и патриотическое воспитание никогда не отменяли, потому что это физическая выносливость, закалка, формирование тактического мышления на поле боя, умение сориентироваться в экстремальных ситуациях. И кроме того, любовь к Родине. Назову цифры, которые не требуют комментариев. В Приморье живет два с небольшим миллиона человек. А в одной только провинции Хейлуцзян – 113 миллионов. В другой соседней провинции – больше 80 миллионов. Я не призываю военизировать нашу школу и повсеместно вводить начальную военную подготовку. Однако совершенно необходимо уделять серьезное внимание патриотической работе. Если российский народ не хочет остаться без Дальнего Востока, надо заниматься не только поддержкой армии, но и сознанием людей.
Ольга МАКСИМОВИЧ

Из досье “УГ”

В 1983 году Константин Анатольевич Межонов закончил физический факультет Дальневосточного государственного университета по специальности физик-молекулярщик. Изначально свою судьбу с образованием не связывал. Мечтал работать на производстве, но получил распределение в школу N 8 города Дальнегорска. После обязательного срока остался там работать на неопределенный. Уже по собственному желанию. Вошел во вкус учительской профессии настолько, что в 1990 году был назначен заведующим дальнегорского гороно. А спустя восемь лет по распоряжению губернатора Приморского края Евгения Наздратенко возглавил краевое Управление народного образования.
Образовательный процесс так или иначе затрагивает всю семью Межоновых. Супруга преподает экономику. Младший сын учится в школе, старший – в ДВГУ. С образованием у Константина Межонова не связано только хобби. В свободное время он играет в волейбол, плавает в бассейне. Последнее, кстати, делает профессионально, так как является кандидатом в мастера спорта по плаванию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте