30 октября – День памяти жертв политических репрессий. В этот день по всей стране вспоминают время, когда было возможно без суда отправить человека в лагерь или расстрелять по надуманному обвинению. Миллионы людей, ставшие жертвами…
, Москва: О репрессиях я узнал в раннем возрасте http://www.ug.ru/insight/657 http://www.ug.ru/news/26521 http://www.ug.ru/archive/76606, Москва: Память как формальность? http://www.ug.ru/insight/683
…массового террора, сегодня достойны памяти. В этот день особое внимание обращено к диалогу с детьми о теме репрессий и истории страны.
В Государственном музее истории ГУЛАГа, в который приходят школьники разных возрастов, есть особый зал. Он называется «Репрессированное детство». В нем ведется деликатный рассказ о детях, которые после ареста родителей отправлялись в специальные детские дома для детей «врагов народа», которые рождались в лагерях или же оказывались в них подростками. Экспонаты, документы, транслируемые видеовоспоминания не оставляют равнодушными в том числе тех, кто даже во время посещения музея не откладывает смартфон. Здесь они начинают смотреть, слушать, задавать вопросы.
Зал «Репрессированное детство» – пространство, в котором происходит таинство, когда современные дети думают и говорят о ценности человеческой жизни.
Эпизод 1
В зале кадеты. 8-й класс. Все в форме. Чистенькие, аккуратные. Классная руководитель вместе с ними. Рассказываю о судьбе женщины, которую автоматически отправили в лагерь, как «жену изменника родины». Общаемся со школьниками на тему коллективной ответственности. Рассказываю, что недопустимо осуждать человека или группу людей за деяние других. Что принцип коллективной ответственности противоречит основам права.
Тут один из ребят поворачивается к своей учительнице и говорит, называя ее по имени отчеству: «А помните, вы весь класс наказали за Терехова?».
Все кадеты повернулись к учительнице. Та только что посмотрела видеовоспоминания, которые транслируются в зале, и растекшаяся тушь выдала ее слезы. Ребята замолчали, учительница тоже. Пауза повисла. И тут учительница произносит: «Ребята, простите меня. Я действительно была неправа».
Сильные, добрые эмоции в зале, который рассказывает о людях, можно ощутить очень часто. Подростки особо чутки к искренним словам. Они чувствуют и фальшь, если ее допустить и формально отнестись к общению с ними.
Эпизод 2
В пришедшей в музей группе старшеклассников молодой человек, который с гордостью носит на груди комсомольский значок. Портрет Ленина на лацкане его пиджака входит в диссонанс с цитатами Ленина, Дзержинского, Троцкого, Бухарина о том, что советская власть опирается на силу, а не на закон и что принудительный труд – это путь к построению социализма.
После экскурсии подходит и задает вопрос: «А почему вы в таком плохом свете представляете Советский Союз? Для чего вы это делаете?» Молчу. Понимаю, что вопрос задан человеком, который уже составил свое мнение о фактах и документах в экспозиции. Понимаю в то же время, что он подросток. Понимаю и то, что он не «матерый сталинист» (которые по определенному алгоритму выводят на дискуссию, используя весь спектр штампов и казуистики). Но он ждет ответа. Ему действительно интересно, так как он еще напрямую не сталкивался с иной, отличной от его картины прошлого, позицией. И я отвечаю: «Для того, чтобы ты мог носить этот комсомольский значок». Были еще вопросы и ответы. Их суть в том, что недопустимо оправдывать репрессии индустриализацией, победами, социальной политикой. А если мы будем допускать, чтобы можно было для достижения «высоких целей» арестовывать, репрессировать людей, то мы будем допускать репрессии и сегодня.
Юноша с комсомольским значком ушел. А на выходных пришел в музей вместе с родителями.
Эпизод 3
В одной из витрин зала – самодельная книжечка. Ее в лагере изготовила и регулярно заполняла Ольга Михайловна Раницкая. Это целостное произведение, которое автор создавала для своего сына, который остался на свободе. Трагедия этого маленького рукотворного предмета в том, что сын Ольги Михайловны, не выдержав издевательств со стороны сверстников, покончил жизнь самоубийством в 16 лет. Поводом для издевательств стало то, что его мать – «враг народа».
В зале стоят ученики 11-го класса. Подростки, которые уже многое знают, ко многому выработали отношение. Тут в процесс экскурсии вмешивается учительница и просит: «А можно попозитивней истории? Детям рано о смерти думать!».
Школьники вздохнули, дав понять, что на серьезные темы учителя с ними диалога не ведут и сами начали задавать вопросы. Глубокие, осмысленные и на самые сложные темы.
Эпизод 4
В музей приходят разные образовательные организации. Пришла группа восьмиклассников из школы, в которой очень много участников и победителей всероссийских олимпиад естественно-научного профиля. Пытаясь рационально обосновать статистику, числа, которые представлены в музее, они высказывают мнения.
Одна девочка произносит: «Вот вы говорите, что через лагеря прошло около 20 миллионов человек. Но ведь на воле людей было больше. И им жилось хорошо. Может для того, чтобы большинству жилось хорошо, нужны жертвы. Ведь в процентном соотношении это не так много».
А потом мы все вместе идем в зал «Репрессированное детство». На слайд-поясе фотографии мальчишек 11-14 лет, которых осудили на реальные сроки за участие в «тайных обществах». А вот фотографии детей, которых после ареста родителей отправили в специализированные детские дома для детей «врагов народа». Фоном звучат воспоминания дедушки, который мальчишкой прошел через такой детский дом: «такое количество шрамов, которое я получил в детском доме, я не получил впоследствии за всю жизнь». Воспоминание сменяется рассказом бабушки, которая не помнит как выглядели родители. Ей было так мало лет, что не запомнила. А ни одной фотографии (даже в следственном деле) не осталось. И поэтому, когда родители ей снятся, она видит лишь контуры, лишь тени родителей…
В нашем музее еще много залов. Каждый из них выводит на диалог о Человеке, о ценности его жизни. Тема массовых репрессий и истории ГУЛАГа позволяет это делать, ведь документов, личных историй, артефактов прошлого много. Много и детей с учителями, которые именно в музее впервые узнают о нашем сложном прошлом и впервые задаются вопросом о том, что делает нас людьми и что нас людьми не делает.
Об авторе:
Константин Андреев – руководитель Образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа, победитель всероссийских педагогических конкурсов
Читайте также:
Константин Андреев, Москва: О репрессиях я узнал в раннем возрасте
Московским школьникам рассказали о массовых репрессиях в СССР в рамках Урока Памяти:
Недетская история:
Константин Андреев, Москва: Память как формальность?
Фото из личного архива
Комментарии