Оформление:
Класс оформляется в соответствии с содержанием путешествия: на доске – карта моря Вежливости с подвижным штурвалом на корабле, плакаты с правилами вежливости, парусник, на стенах – таблички с вежливыми словами. Ребята отправляются на паруснике в путешествие.
План проведения
Подготовка к путешествию в Страну вежливых ребят начинается с появления на столе учителя большого конверта, в котором ученики находят адресованное им письмо: “Дорогие ребята! Собираюсь к вам в гости. Ждите. До скорого свидания. Доктор Вежливых наук”.
– Как встретим доктора Вежливых наук? Чем сможем его порадовать?
На эти вопросы ученики ищут ответы и предлагают выучить песню, инсценировать стихи, провести конкурс “Кто больше знает вежливых слов?”, показать сценки. Так рождается план путешествия по морю Вежливости.
Ребята отправляются в путешествие на паруснике. По пути они заходят в порты, заливы, огибают мысы, где их ждут разные препятствия, преодолев которые они приплывут к месту назначения. Капитаном парусника становится Миша Спасибочкин.
Первая остановка в порту Веселая перемена. Инсценируется стихотворение Б.Заходера “Перемена”. После того как стихотворение прозвучало, дети перечисляют, какие правила поведения нарушил Вова. Дети вспоминают, как надо вести себя на перемене, чтобы никому не мешать и никого не обижать.
Другая группа ведет парусник в залив Добрых слов. Миша Спасибочкин дает командам записанные на карточки задания:
– Какими словами можно заменить слово “спасибо”?
– Какое слово надо сказать, когда ты понял, что причинил кому-то огорчение, неприятность?
– Произнесите пять волшебных слов.
– Какими словами вы о чем-нибудь попросите друга?
Следующая группа останавливается на мысе Стихов. Дети рассказывают стихи о веселых, добрых, вежливых людях и о тех, кто не умеет вести себя в обществе. Поют песню “Улыбка” и участвуют в игре, которую проводит представитель команды.
Ребята продолжают путь, но разыгрался шторм, паруснику грозит гибель. Чтобы избежать кораблекрушения, командам надо выполнить задание. На доске висит плакат с правилами вежливости. Дети должны вспомнить и назвать другие правила вежливости. Если они не вспомнят, корабль может затонуть.
На плакате написано:
“Надо быть вежливыми в словах, жестах, действиях.
“Вежливые слова”, произнесенные грубо или развязно, перестают быть таковыми.
Со взрослыми надо здороваться первыми.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек уступает место старшим”.
А это добавляют ребята:
“Вежливый человек не причиняет другим неприятностей, обид.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Вежливый человек думает о других людях”.
Корабль может двигаться дальше.
Прибытие в порт Вежливый диалог. Мишка Спасибочкин дает ребятам задания в конвертах. В них – описание различных ситуаций, а которых часто оказываются дети. Необходимо разыграть эти ситуации, так построив диалог, чтобы употребить в нем как можно больше вежливых слов.
Ситуация 1. Ты приходишь в школу. К тебе подходят друзья. Ты спрашиваешь, как они выполнили домашнее задание, какой фильм вчера посмотрели.
Ситуация 2. Ты пришел в магазин. Продавец спрашивает, что тебе нужно. Ты просишь показать нужную вещь, спрашиваешь, сколько она стоит, покупаешь.
Ситуация 3. Вася сидит за партой, рассматривает после урока книжку. В класс входит учительница из другого класса и спрашивает, где Васина учительница.
Ситуация 4. Ты пришел к товарищу домой. Его нет дома. Тебя встречает его мама.
Получив задания, дети читают их, разыгрывают ситуации, а потом показывают их всем. Ребята оценивают диалоги, отмечают ошибки.
Затем начинается конкурс пословиц и поговорок о вежливости. Каждая команда по очереди произносит по одной пословице или поговорке. Побеждает тот, кто назвал последнюю.
В заключение путешествия Миша Спасибочкин подводит итоги и награждает детей медалями (значками) с надписью “Вежливые ребята”.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Перед уходом домой детям предлагается выразить свое отношение к проведенному мероприятию: каждый получает жетон, который нужно опустить в одну из коробочек. При выходе дети видят два рисунка:
А под ними – коробочки, куда нужно опустить свой жетон.
Вера ЧЕМОДУРОВА,
заместитель директора по воспитательной работе 14-й школы
Старый Оскол,
Белгородская область
Комментарии