Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации о свободе и моральном выборе человека, моральном конфликте средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока по содержанию
Образовательная: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор». Раскрыть суть понятий “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.
Развивающая: Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
Воспитательная: Способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.
Ожидаемый результат:
личностный: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный: осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора человека;
метапредметный: навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые,
Средства обучения: «Основы светской этики», учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2012 год.
Мультимедийная презентация (см. вложенный файл).
Притча: http://tubethe.com/watch/s4wNHYNVbgo/svetlana-kopylova-okno.html
Иллюстрации: http://foto.rambler.ru/users/awersa1/album/?sort=vote
http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1
http://www.free-lancers.net/users/somnambula/comments/17142
http://www.7continent.com.ua/ru/products/details/pritchi_ot_norbekova_dlja_detej_i_vzroslyh/index.html
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
Эмоциональный настрой на урок.
Учитель: Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в самом лучшем месте на свете. Светит ласковое солнышко, дует легкий ветерок. Какие слова подойдут для описания ваших чувств? Что вы представляете? (Слайд 1).
Ответы детей.
2. Работа с видеорядом «Кто счастлив».
Учитель: Посмотрите на слайды и ответьте, кто из изображенных на них персонажей счастлив и почему. (Слайд 2).
Что объединяет счастливых животных?
Ответы детей. Выход на слово свобода, на то, что животные свободны.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение.
Учитель: Какие слова вам приходят на ум, когда слышите слово свобода? (Слайд 3).
Учитель: Мне на ум приходят следующие слова (слайд 4).
Как по-вашему, о чем пойдет речь на этом уроке? (Слайд 5).
Дети формулируют тему урока – «Свобода».
4. Работа со словарями.
Учитель: Для следующей работы организуйте группы.
Дети образуют группы по 4 человека, поворачиваясь к следующей парте
Учитель: У вас на столе лежит текст определений слова «Свобода», взятое из разных словарей. (Слайд 6).
Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Словарь В.И. Даля
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь С.И. Ожегова
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Большой Энциклопедический словарь
Учитель: Какое слово или словосочетание можно выделить как самое главное? (Слайд 7).
Ученики работают в группах, выбирают главное слово.
Учитель: Какое из представленных определений вам более близко?
Выделяют одно из определений
5. Проблемные вопросы. (Слайд 9).
Учитель: Мы уже познакомились со значением слова. Как вы думаете, что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Учитель корректирует ответы детей.
6. Физкультминутка Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево).
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад).
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).
7. Работа с видеопритчей С. Копыловой «Окно». (Слайды 10,11)
А сейчас посмотрите притчу и ответьте на вопросы:
В чем проявляется свобода каждого из героев притчи?
Какие два пути выбора стояли перед человеком, лежащим у двери? Оцените их.
Какой путь выбрали бы вы, ребята? (Слайд 12).
Текст песни Светланы Копыловой «Окно»
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой – лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка: –
Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака,
Причудливые, как зверушки,
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.
И так каждый день – то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюблённых…
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделённым.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая,
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным,
Сосед попросил, и она помогла
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, –
На шее задёргалась вена:
Увидел он вместо того, что хотел, –
Глухую высокую стену.
Он был потрясён и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках…
– Ах, если б он видел, – сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался. –
Зачем же тогда?..- тут больной прошептал. –
Да он вас утешить старался…
Подведение итогов обсуждения, вывод, выход на понятие «моральный выбор» (Слайд 13).
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный на благо другому, – это и есть «моральный выбор». Запишите определение в тетрадь.
6. Вопросы на понимание термина «Моральный выбор». (Слайд 14)
– Как связана свобода с моральным выбором?
– Что влияет на выбор?
– Всегда ли у человека есть выбор?
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
7. Чтение статьи из пособия для учащихся.
Учитель: Образуйте группы. Найдите в статье учебника на странице 22-23 ответы на следующие вопросы (слайд 15):
1. От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
2. Как должен поступать добродетельный человек?
3. Что такое моральный конфликт?
Работа с примером о моральном выборе.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь?
1) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
2) куплю много конфет и угощу всех товарищей;
3) поступлю по-другому.
Дети делают выбор и объясняют его.
8. Объяснение домашнего задания.
Учитель: В портфолио оформите лист «Моя свобода».
Продолжите незаконченные предложения:
Я ХОЧУ…
МНЕ НЕЛЬЗЯ…
МНЕ МОЖНО…
Я МОГУ БЫТЬ….
Например: Я могу быть сильным и смелым, или слабым и нерешительным.
9. Рефлексия.
Учитель: У вас на столе лежат карточки разных цветов. Подумайте и поднимите вверх одну из них.
Если вы готовы делать моральный выбор – зеленая карточка,
задумываетесь – желтая карточка,
ещё не готовы – красная карточка.
Учитель благодарит за работу на уроке.
Наталья Зуева, учитель истории и обществознания гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области
Притча «Окно» Светланы Копыловой доступна для скачивания здесь (файл необходимо привязать к презентации).
Комментарии