search
main
0

Конкурсы для всех, кому это интересно

2015 год не простой год, а Год литературы. Как московская система образования будет его проводить, какие проекты и конкурсы предложит ученикам?

– Как известно, 2015 год в России объявлен Годом литературы. 28 января состоялась торжественная церемония его открытия с участием Президента России Владимира Путина, который подчеркнул способность литературы развивать творческий потенциал людей, объединять нацию вокруг общих духовных и национальных ценностей, задавать эстетические, культурные ориентиры нашим гражданам. Естественно, система московского образования не могла на это не отреагировать, участвовать в различных мероприятиях. На сайте Городского методического центра была открыта вкладка «Год литературы», с помощью которой удобно следить за мероприятиями.Одно из мероприятий в рамках Года литературы – это «Интерактивный диктант». Каждый месяц к юбилею какого-то писателя или поэта на сайте ГМЦ будет появляться новый диктант с текстом юбиляра, и каждый желающий сможет проверить свою грамотность, тем самым отметив юбилей любимого автора (например, к юбилею Бориса Пастернака был предложен для диктанта отрывок из его произведения «Доктор Живаго»). Для этого на сайте ГМЦ, открыв вкладку «Проекты», нужно зайти в раздел «Интерактивный диктант», а дальше выбрать сам диктант. Еще один проект Городского методического центра – конкурс каллиграфов «Образ буквы». Недавно были подведены итоги этого конкурса: более 300 учащихся 5-9-х классов школ Москвы приняли в нем участие, получили возможность почувствовать себя настоящими каллиграфами и создать свою творческую работу, продолжающую традиции русского образцового письма. Итоги были подведены в двух возрастных категориях – 5-6-е и 7-9-е классы – и в трех номинациях: «Буквица», «Каллиграмма» и «Стилизация». В номинации «Буквица» (буквица – заглавная буква увеличенного размера, с нее начинается текст книги, главы или отдельный абзац) победили те участники, которые в наиболее художественной форме отразили в своих работах особенности литературных произведений, изучаемых в школе. Огромный интерес конкурсантов вызвала номинация «Каллиграмма» (каллиграмма – изображение предмета или понятия с помощью тех букв, из которых составлено его название). Участникам требовалось записать слово таким образом, чтобы его написание отражало его значение. Еще одной номинацией стала «Стилизация», главным для работ этой категории стало отображение особенностей того периода, к которому относится цитата, выбранная учащимся. ГМЦ осуществляет совместно с различными вузами Москвы еще один проект – «Видеолекции». Преимущественно это лекции, адресованные учащимся 5-11-х классов, посвященные вопросам современного языкознания и наиболее проблемным темам русской литературы, изучаемой в школе. Проект призван стать и помощником для учителей, и дополнительным источником информации для обучающихся. В Год литературы и в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Городской методический центр вместе с Темо-центром открыл образовательно-просветительский проект «Пусть живые помнят и пусть поколения знают». В рамках этого проекта дети и взрослые, ветераны и кадеты, ученики и учителя читают перед камерой текст повести Вячеслава Кондратьева «Сашка». Таким образом они олицетворяют собой живую память поколений. Отрывки мы выложим на специальном сайте, и их можно будет посмотреть как в отдельности, так и друг за другом как единую видеокнигу. Это позволит москвичам вспомнить не только о том, какой ценой досталась нам победа, но и обратиться к богатству русской литературы о войне. С января по май 2015 года пройдет вторая Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений». Олимпиада пройдет в виде сочинения-рассуждения – рассказа об интересных фактах из биографии, знаковых событиях, изменивших жизнь ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных сил, правоохранительных органов, педагогического труда. Участниками этой метапредметной олимпиады станут ученики 5-11-х классов и студенты колледжей, им будет предложено выбрать одну из трех номинаций: «И не забыть нам годы эти» – сочинение-рассуждение о боевом пути или о конкретном эпизоде из жизни ветеранов Великой Отечественной войны; «Служение – подвиг» – сочинение-рассуждение о работе ветеранов правоохранительных органов, служб экстренной помощи; «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» (А.Дементьев) – сочинение-рассуждение о трудовом пути ветеранов педагогического труда.До 20 апреля 2015 года будет идти подготовка работ, с 4 февраля до 20 апреля – загрузка их на сайт, до 30 апреля будет работать жюри, а 7 мая 2015 года состоится торжественная церемония награждения победителей, призеров и лауреатов. Оценивать работу участников будет профессиональное жюри, в его состав также войдут ветераны, о жизни которых и напишут свои работы ученики московских школ и колледжей. Еще один важный для Городского методического центра проект – «Школьные знания для реальной жизни». Это метапредметная олимпиада, организаторы проведения которой ГМЦ и Центр педагогического мастерства. В этой олимпиаде примут участие команды учеников 7-11-х классов московских школ. Олимпиада предполагает именно командное участие, команда должна состоять из 6 человек – по одному из 7, 8, 9, 10, 11-го класса и капитана из любого класса. Задача капитана – определить стратегию работы его команды: будут ли предложенные задания выполнять индивидуально, в подгруппах или целой командой одновременно. Олимпиада пройдет в один общий этап. Для того чтобы упростить подготовку, был открыт сайт life.mosmetod.ru, на котором размещены справочные учебные материалы по проблемам, касающимся каждого человека, как написание заявлений о приеме на работу, эссе, правила этикета, правовые отношения граждан, оказание первой помощи. Они представлены в виде шести основных рубрик «Образование», «Работа», «Отдых», «Город», Здоровье», «Дом». Эти материалы дадут учащимся возможность интегрировать знания и умения из разных областей науки и техники, творческих областей, научиться применять их в решении жизненных задач и лучше ориентироваться в современных условиях. Все материалы ориентированы на самостоятельное изучение. – Институт русского языка традиционно проводит множество мероприятий, посвященных поэтам и писателям России, не только приуроченных к Году литературы, эта работа у нас идет постоянно. В этом году количество наших мероприятий значительно увеличилось, в первую очередь хочу отметить те, что мы проводим при поддержке Департамента образования. Совместно с Городским методическим центром Институт русского языка проводит конкурс для московских школьников «Литературное многоборье», в этом котором есть несколько мероприятий различной направленности для учащихся различных классов и различных возрастов. Во-первых, это конкурс сочинений «Имя буквы», конкурс чтецов «Курс ораторского искусства», который в 2015 году пройдет впервые, олимпиада для детей с ограниченными возможностями «Знаем русский язык» и конкурс диктантов. Аналогичные мероприятия мы проводили также в 2014 году, их участниками стали школьники более чем из 153 образовательных организаций. Все конкурсы имели три этапа – школьный, окружной и городской, большая часть этих конкурсов была завершена в 2014 году, состоялось торжественное награждение победителей. Финал конкурса «Имя буквы» состоялся 28 февраля 2015 года, после чего прошло торжественное награждение его победителей. Что касается других мероприятий и планов на 2015 год, то мы проведем (надеемся, что совместно с ГМЦ) два новых конкурса – ораторского мастерства и чтецов. Для школьников, которые примут участие в этих конкурсах, подготовлены рекомендации о том, как к ним подготовиться, сняты фильмы для педагогов, которые будут помогать ребятам в подготовке, а также видеолекции, которые тоже помогут детям более целенаправленно подготовиться к конкурсам. При поддержке Министерства образования и науки РФ Институт русского языка в 2015 году начинает сетевой проект по созданию коллекции электронных образовательных ресурсов «Литературное наследие России». Цель проекта – формирование интереса обучающихся к творчеству писателей и поэтов посредством популяризации литературного наследия России с использованием современных мультимедийных технологий. Среди участников стартовавшего проекта 67 вузов из 46 регионов России. Это вузы, имеющие опыт организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности на материале биографических, литературоведческих, краеведческих источников о жизни и творчестве великих мастеров русского слова, вузы, носящие имена великих русских и российских писателей и поэтов, вузы, имеющие профильные научные и музейные подразделения. Старт проекта состоялся 15 февраля 2015 года. По итогам этого проекта будет создана всероссийская коллекция электронных образовательных ресурсов для школ «Литературное наследие России» для московских школьников. Эти ресурсы будут размещены на портале Института русского языка имени А.С.Пушкина (pushkininstitute), пройдут этапы очно-заочного отбора – до 1 мая вузы разработают электронные образовательные ресурсы, с 1 мая до 1 июля состоится всероссийское онлайн-голосование на портале «Образование на русском», участниками которого станут школьники, педагоги, вообще все заинтересованные в проекте. До 1 октября будет дан старт обучения по МООК, в рамках которого до 1 ноября состоятся определение победителя и разработка МООК. Лучшие участники проекта примут в декабре участие в торжественном новогоднем бале, посвященном завершению Года литературы. Еще один проект Института русского языка, который пройдет при поддержке Министерства образования и науки РФ, – это «Литературный венок-2015» – мероприятие для формирования у школьников и педагогов ораторского искусства, умения вести публичные выступления, даже каких-то риторических качеств. Этот конкурс включает несколько направлений, несколько номинаций, в частности, конкурс чтецов «Живое литературное слово», ораторский конкурс «Слово о русской литературе» и конкурс театрального творчества «Играем в литературу». Мы надеемся, что в 2015 году число участников всех конкурсов увеличится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте