Не секрет, что обычно в педагогические вузы идут те, кто больше никуда не поступил. Это правило, из которого, конечно, бывают и исключения. В итоге в школу доходят единицы – те самые исключения, которые с пеленок мечтали быть педагогами, а еще те, кого не берут на высокооплачиваемую работу после педагогического вуза. Парадокс заключается в том, что малопрестижная профессия учителя все равно остается почетной и уважаемой в обществе.
Конечно, становится удивительно, когда в подобной общественной системе отдельно взятый педагогический университет год за годом берет новые вершины. Сравнивая рейтинги педагогических и лингвистических вузов за 2005 и 2004 годы, можно увидеть, что лидерские позиции не сдают только Московский педагогический государственный университет (1-е место) и Российский государственный педагогический университет в Санкт-Петербурге (2-е место). А вот Московский городской психолого-педагогический университет умудрился за год работы перепрыгнуть с 22-го места в рейтинговой таблице на
8-е, оставив после себя своих собратьев в Нижегородской, Ростовской, Самарской и других областях. Конечно, рейтинг вузов за 2006 год будет известен только в сентябре, когда в Министерстве образования и науки РФ сведут воедино все данные, но уже сегодня можно анализировать сложившуюся ситуацию. Дело в том, что пару месяцев назад Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, рассказал, что рынок труда перегрет специалистами в области юриспруденции, маркетинга и психологии. Это логично – модные профессии конца 90-х постепенно становятся аутсайдерами. Нелогичным в этой ситуации остается сумасшедший конкурс в отдельно взятый психолого-педагогический вуз Москвы. Впрочем, тоже объяснимый. О том, что современной школе нужны психологи, говорят давно и много. В крупных мегаполисах подобные проблемы решают. В столице на педагогов-психологов существует городской заказ, и абитуриенты знают, что без работы не останутся. Немаловажный аспект для них – будущая достойная оплата труда.
С другой стороны, ведущий вуз страны – МГУ. Его диплом в неофициальном рейтинге кадровых агентств занимает стабильно лидирующую позицию. Все это заставляет абитуриентов ответственно готовиться к поступлению, посещать курсы, нанимать репетиторов. Не у многих есть на это средства.
Картина конкурсного набора разных лет свидетельствует о том, что традиционной популярностью пользуются филологические факультеты. В 2005 году в РГГУ на специальность «Языки и теория коммуникаций» конкурсный набор был 24 человека на место. В технических вузах, наоборот, конкурс невелик – 2-3 человека, это типично для вузов, в которых сложно учиться, как, например, Бауманка или МФТИ.
Конечно, сегодня блестящее будущее обеспечено инженерам разного уровня, менеджерам по разработке и внедрению телекоммуникационных продуктов, бизнес-аналитикам, техническим экспертам и высококвалифицированным рабочим. И в дальнейшем конкурс на факультеты, которые готовят специалистов по этим направлениям, будет только увеличиваться.
Комментарии