“Наша ведущая технология успеха – умение видеть большое в малом, заметное в незаметном. Нам хочется поделиться тем, как рождаются идеи и достигается успех. Как каждый – и взрослый, и ребенок – чувствует себя сопричастным к происходящему”.
Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной
… Зачем придумывать то, что уже кем-то сказано
и находит отражение в укладе твоей школы?
Педагогический коллектив
средней общеобразовательной школы № 18 г. Братска
1. Проснулся утром – убери свою планету. (Антуан де Сент-Экзюпери)
2. В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. (К.Д. Ушинский)
3. …Все эти три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. (Н.Г. Чернышевский)
4. Если вам предлагают место в ракете, не спрашивайте, что за место. Просто залезайте! (Шерил Кара Сендберг, операционный директор Facebook)
5. На площадке нужно бежать не туда, где шайба, а туда, где шайба будет. (Уэйн Гретцки, канадский хоккеист, установивший 61 рекорд)
6. Чтение детерминирует вербальную аддитивность. (Реклама в автобусе г. Томска)
7. Говори прямо, если хочешь, чтобы тебя понимали. (Туве Янссон)
8. Пиджак сменить снаружи –
Мало, товарищи!
Выворачивайтесь нутром!
(В.В. Маяковский)
9. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом. Как если бы от этого зависела ваша жизнь. (Л. Кьюби)
10. Рассмотрите собственную ладонь, сосчитайте, сколько на ней складочек и линий. Для чего? Придумайте любую цель. Но, может быть, вам просто любопытно познакомиться всерьез с собственной ладонью. Просмотрите все складочки одну за другой, догадайтесь, как они появились, удивитесь экономному и целесообразному устройству ладони! Вы можете гордиться ею – это гениальное произведение природы… Вам стало легко, покойно? Оказывается, ладонь – отличный успокоитель… (К. Станиславский)
Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»
Представьте, что Вам несказанно повезло – Вы стали обладателем книги с названием, например, таким: “Что за дети нынче, право! Никакой на них управы!” Возникает вопрос – а почему Вам повезло? Что Вы будете делать с этой книгой? Мы уверены в том, что большая половина человечества ответит: “Читать!” А мы еще раз прочитаем название и воскликнем: “Какой замечательный проект взаимодействия родителей, детей и школы может получиться с таким названием!” Это и есть наша ведущая технология успеха – умение видеть большое в малом, заметное в незаметном. И кажется, на этом можно и завершить статью. Но нам хочется поделиться тем, как рождаются идеи и достигается успех. Как каждый – и взрослый, и ребенок – чувствует себя сопричастным к происходящему.
Самое главное – каждому педагогу принять личностное развитие учащихся как образовательный результат, а не как итог всего лишь воспитательной работы. И все свои силы, знания, умения направить на становление человека, способного ответственно распоряжаться своей жизнью.
Для формирования ценностного ориентира “Труд, профессия, компетентность” мы организуем разновозрастное сотрудничество. Учащиеся 8 классов являются тьюторами проекта “Все работы хороши. Планирование карьеры в начальной школе” для ребят 1-4 классов. В рамках проекта они проводят беседы, встречи, экскурсии, игровые и конкурсные события по следующим направлениям: Человек-природа; Человек-художественный образ; Человек-человек; Человек-техника, Человек-знаковая система. В 5-7 классах тьюторы сопровождают проект “Атлас профессий”, целью которого является ознакомления с профессиями будущего и учебными заведениями, где готовят специалистов данных направлений. Работа заканчивается защитой групповых проектов по выбранной профессии.
Ребята 8-9 классов проектируют свои профессионально-образовательные маршруты в рамках предпрофильной подготовки. И, начиная с 10 класса, осуществляют выбор профиля обучения. В рамках сетевого сотрудничества курсы проводятся в аудиториях университета. Параллельно осуществляется психолого-педагогическая поддержка. Результатом работы становится защита итоговых индивидуальных проектов.
Формированию навыков трудовой компетентности, развитию инженерно-технической мысли способствуют образовательный модуль по финансовой грамотности, курсы по робототехнике и куборостроению. Немаловажную роль в выборе профессии играют занятия в Школьном оркестре, вокальной студии, хореографии.
Ценностный ориентир “Знание, наука, культура” формируется посредством реализации программы “Одаренные дети”, образовательных модулей “Парад словарей”, “День науки”, краудсорсинговой площадки для читающих подростков. Самым важным в данном направлении является организация учителем учебных занятий по технологиям индивидуально-ориентированной и адаптивной системы обучения, индивидуальной системы учебных действий. Данные технологии потребовали от нас полной перестройки мышления, изменения всех представлений о том, что должен делать учащийся и как ему в этом может помочь учитель. Эффективной поддержкой в формировании ценностного ориентира являются единые тематические дни – дни, во время которых и тематика уроков, и классные часы, и внеурочная деятельность подчинены единой теме. Например, “Вежливость и культура”, “День космонавтики”.
Формированию нравственности, морали, выбора, ответственности способствует проведение Благотворительных ярмарок. Только за 2017-2018 учебный год в Благотворительный фонд было передано 43 тысячи рублей. Во время Дней волонтера проводится Фестиваль “Босиком по радуге” для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учителя организуют творческие мастер-классы, а учащиеся-тьюторы сопровождают коллективно-творческие дела. Созданный нами социальный проект “Содружество” объединяет усилия школьного музея, Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары, Дворца детско-юношеского творчества г. Братска, архитектурно-этнографического музея “Ангарская деревня” и направлен на осознанный выбор жизненных приоритетов учащихся школы.
Следующий ценностный ориентир – здоровье, безопасность, здоровый образ жизни- достигается благодаря реализации проекта “Формирование культуры здоровья”, образовательного модуля “У природы на пороге”. Огромное значение мы придаем работе с детьми в специальных медицинских группах. С этой целью учитель физкультуры прошел переподготовку по теме “Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре”. Учащимися-представителями Российского движения школьников введены в школьную жизнь перемены здорового образа жизни.
Работой отделения Российского движения школьников представлен ценностный ориентир “Закон, правила, управление”. В рамках отделения осуществляют взаимодействие центры личностного развития, гражданской активности, медиацентр, военно-патриотический центр.
Формирование ценностного ориентира “Семья, семейные роли, уважение, забота” заложено в проекты “Сказка – ложь, да в ней намек” (или о семейном воспитании младших подростков и их родителей), “Что за дети нынче, право! Никакой на них управы…” Доброй традицией нашей школы стало проведение Наумова дня – дня встречи родителей, учителей и детей. Каждый классный коллектив вместе с родителями трудится над созданием изделия, которое после становится украшением фойе школы к Новому году. А параллельно родители-энтузиасты проводят уроки как в своих классах, так и для педагогов. В этот день они чувствуют себя полноценными хозяевами, потому что ключи от школы также переданы новой администрации, состоящей из родителей. Перед апрельским Днем семьи проходит Неделя признательности ученикам, во время которой учителя не задают домашних заданий, разрешают прийти в школу не в форме. А учащиеся пишут домашние задания своим учителям и высказывают идеи по развитию интересной школьной жизни. Итогом этой недели становится поездка почтальона Печкина на велосипеде по школе: он развозит письма учителей любимым ученикам.
Каждое из направлений курирует группа педагогов. Девизом всей методической системы школы стали слова Уэйна Гретцки, канадского хоккеиста: “На площадке нужно бежать не туда, где шайба, а туда, где шайба будет…”
Профессиональное развитие педагогических работников нашей школы построено прежде всего на их мотивации. Но создает условия для появления мотивации, побуждает учителей к активной деятельности, вовлекает в новые направления администрация школы. Расскажем о наиболее значимых для нас критериях.
Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта. В школе в течение трех лет реализуется социальный проект “Босиком по радуге” для детей с ОВЗ. Совместно с педагогом, курирующим данное направление, были подготовлены документы на конкурс проектов “Помогать просто” ОК РУСАЛ. В связи с развитием инженерно-технической направленности, введением технологического и естественнонаучного профилей на уровне СОО появилась потребность в создании кабинета робототехники. Написанная программа обеспечила финансовую поддержку ООО “Транснефть-Восток” в решении и этого вопроса.
Следующий критерий – личностное развитие педагогов, приобретение новой информации:
направление на стажировку или престижные курсы, корпоративное обучение. В этом учебном году для педагогического коллектива были организованы цикл семинаров ЦПСО “Точка ПСИ” “Метапредметные образовательные результаты: технология проектирования уроков и образовательных ситуаций, направленных на формирование УУД”, курсы повышения квалификации “Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века” МАУ ДРО “ЦРО” г. Братск, вебинар по диагностике сформированности регулятивных и коммуникативных УУД в рамках проектной деятельности ГАУ ДПО “ИРО”. Нескольким педагогам была предоставлена возможность участия в региональных стажировочных сессиях.
Самоутверждение, достижение социального успеха:
предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары. Учителя представляют свой опыт на очных всероссийских научно-практических конференциях, отражая темы, над которыми работает весь педагогический коллектив школы: “Учебное задание на уроках математики как способ решения сквозных задач формирования универсальных учебных действий”, “Образовательный модуль в свете системно-деятельностного подхода при обучении математики в школе”, “Учебный план как один из основных механизмов, обеспечивающих достижение учащимися результатов освоения ООП СОО в соответствии с требованиями Стандарта”, “Развитие познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала учащихся в рамках реализации ФГОС”.
организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.
Состязательность:
участие в конкурсах профессионального мастерства. Этот учебный год показал, насколько мотив состязательности может влиять на профессиональный рост педагога. Учителя литературы и географии стали победителями Межрегионального конкурса на лучшую методическую разработку по достижению метапредметных результатов с проектом “По реке Ангаре с Валентином Распутиным”, заместитель директора и педагог-психолог – в конкурсе “Лучшая методическая разработка”, учитель русского языка, библиотекарь и педагог-психолог – в конкурсе проектов информационно-библиотечных центров и школьных библиотек образовательных организаций “Лучшая модель и результаты деятельности школьных ИБЦ и библиотек” (ГАУ ДПО “ИРО”), учитель начальных классов – в Муниципальном дистанционном профессиональном конкурсе “IT-учитель”. Педагог-психолог школы приняла участие в Региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства “Педагог-психолог России – 2018” и стала лауреатом.
Функционирование системы непрерывного профессионального развития педагогических работников позволило нам определить дальнейшую стратегию развития школы как школы адаптивной культуры, в которой главным постулатом является обеспечение условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения. И, как результат, – достижения учащихся школы в конкурсных событиях и готовность выпускника среднего общего образования к самостоятельной жизни.
Полученные обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств позволяют нашим детям быть образованными в полном смысле слова.
Комментарии