«…Неизменным должно оставаться только одно – стратегический курс на опережающее развитие. Не для достижения успеха (он является просто сопутствующим феноменом), а на реализацию основной цели – обеспечения максимально возможного качества обучения, воспитания, развития, коррекции и социализации воспитанников и обучающихся, позволяющие выпускникам школы, страдающим аутизмом, найти свое место в жизни общества».
Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной.
Успешность образования (обучения, воспитания, развития, коррекции и социализации) ребенка определяется личностно-профессиональной успешностью педагогов и психолого-педагогической компетентностью родителей обучающихся.Успешность всех участников образовательного процесса определяется успешностью развития школы, а успешность развития школы определяется индивидуальной и командной успешностью личностно-профессионального развития ее руководителей и педагогов.Успешность развития школы определяется видением результата и управленческими и педагогическими решениями, опережающими актуальные условия уже принятой педагогической практики.Решения, обеспечивающие реализацию опережающего развития, определяются условиями для творческого поиска на основе интеграции различных педагогических и психолого-педагогических технологий – как традиционных, так и инновационных.Условия для творческого поиска определяются интеграцией педагогической практики и науки – через непрерывную инновационную деятельность (последовательность экспериментов, сменяющих друг друга в соответствии со стратегией развития учреждения и этапностью достижения конкретных устойчивых результатов).Успешная интеграция науки и практики определяется интеграцией внутренних (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и других) и внешних (социальных партнеров – учреждений образования, здравоохранения, социальной политики, культуры и других) ресурсов.Успешная интеграция ресурсов определяется приоритетом эффективности над результативностью во всех сферах деятельности и развития учреждения.Приоритет эффективности над результативностью определяется комплексностью стратегии менеджмента качества образования (как соответствия действующим нормативным требованиям и как достижения максимально возможной степени образовательных результатов вне зависимости от выраженности трудностей в обучении ребенка).Успешная реализация стратегии менеджмента качества образования достигается на основе актуализации потенциальных возможностей личностно-профессионального развития каждого сотрудника школы.Актуализация личностно-профессионального развития каждого сотрудника школы происходит только на основе интеграции возможностей административной поддержки, экспертно-профессиональной поддержки (наставничества) и психологической поддержки; при непременном условии привлечения молодых педагогических кадров.
Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»
Успех – феномен, который весьма относителен и не поддается четкому измерению. А одно из известных правил менеджмента гласит: что нельзя измерить, тем нельзя управлять.
И потому для выделения составляющих технологии его достижения необходимо учитывать ряд положений: определение успеха применительно к реалиям образовательной практики школы; параметры оценки успешности; понимание технологии как совокупности принципов, методов и инструментов достижения (которые должны тяготеть в большей степени к универсальности, чем к авторской неповторимости).
Термин «успех» (согласно его словарным определениями) имеет два основных значения: 1 – успех как достижение, 2 – успех как общественное признание. Безусловно, наша школа успешна – в обоих контекстах.
И в то же время полагаем, что единых критериев успешности для всех образовательных организаций не существует. Как не существует объективных критериев успешности ученика, так как для одного это может победа на Международной олимпиаде и сто-балльные показатели по ЕГЭ, а для другого – переход их числа отстающих в число успевающих на верней грани своих возможностей.
Аналогично и каждая по-настоящему успешная школа должна обладать собственными критериями, в чем-то количественными, в чем-то качественными. Тем более, школа, ориентированная на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В особенности, школа, ориентированная на работу с детьми с расстройствами аутистического спектра, перспективы развития которых множественны и не всегда предсказуемы.
Успех как достижение и общественное признание. Будучи созданным в 1991 году, учреждение из трехгруппового детского сада для детей с задержкой психического развития к 1997 году стало расположенным в пяти корпусах школьно-дошкольным учебным комплексом для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), обучающихся в условиях интеграции.
Благодаря сложившемуся еще к концу прошлого столетия взаимодействию с факультетом психологии Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (ныне Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, Российским государственным университетом им. А.И. Герцена, Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, а также участию в ряде международных проектов Министерства образования РФ, было создано образовательное учреждение инновационной направленности, предусматривающее систему психолого-педагогического медико-социального сопровождения в структуре штатного расписания, и сформирована одна из первых в России моделей непрерывного обучения и сопровождения детей с аутизмом на этапах дошкольного и начального школьного образования.
В течение всего нескольких лет на базе учреждения было организовано и проведено более 15 научно-практических конференций различного уровня при участии коллег из Бельгии, Голландии, Дании, Великобритании, Германии, США, Японии и ряда других стран. В рамках проектов опытно-экспериментальной работы на уровне района и города созданы и апробированы подходы к методическому сопровождению курсов повышения квалификации специалистов образования по направлению «Аутизм».
И уже в 2000 году учреждение признано победителем городского конкурса “Школа года-2000” в номинации “Реабилитационное учреждение”.
В течение 10 лет в статусе Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ по приоритетному направлению «Авторские экспериментальные школы» при реализации проекта «Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с разными синдромами аутизма» кроме решения задач инновационного развития оригинальной модели обучения, воспитания, развития, коррекции и социализации детей с аутизмом была разработана образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования “Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с расстройствами аутистического спектра” с соответствующими методические материалами; совместно с СПбГУПМ (ныне СПбАППО) и СПбГУ отработано 2 гранта Министерства образования РФ по повышению квалификации педагогов и руководителей образования из различных регионов России. Приобретенный в этой связи опыт стал основанием для широкой диссеминации инновационных и педагогических решений – уже в статусе районного, а затем и городского ресурсного центра. С использованием авторских учебных материалов – видеофильмов, методических пособий, статей (которых сейчас опубликовано более 150), в том числе на совании проводимых в учреждении исследований (благодаря которым сотрудниками школы защищено 5 кандидатских диссертаций и подготовлено к защите 2 докторские).
Сейчас наша школа – региональный центр аутизма, ставшим за годы развития широко востребованным родителями детей с РАС (из России и разных стран Восточной и Западной Европы), исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями, стремящимися к самореализации педагогами и молодыми руководителями; ресурсным и во многом эталонным для системы образования города, многих регионов России и ближнего зарубежья, обладающим опытом, конструктивно сотрудничающим со специалистами Европы, Азии и Америки.
Возможно ли считать достижением количество и качество успешно отработанных опытно-экспериментальных и исследовательских проектов, число опубликованных научных работ, организованных всероссийских и международных конференций, победы в педагогических конкурсах, сотни обученных педагогов, содействие развитию системы помощи аутичным детям в различных регионах и странах, востребованность учреждения параметрами достижения успеха?
Да, возможно. Прежде всего потому, что такие достижения являются следствием высокоэффективной работы коллектива с детьми и их родителями в условиях последовательного поддерживаемого уникального социально-педагогического климата. А также потому, что четверть века назад нами была поставлена цель создания и развития модели организации и содержания образования и сопровождения детей с аутизмом, которая позволила бы непрерывно интегрировать современные достижения науки и практики и, трансформируя в технологические решения, возможные и эффективные в условиях модернизации отечественного образования, содействовать их широкому распространению.
Ресурсы и затраты. Специфика развития школы как организации заключается в том, что в ней основные усилия и ресурсы времени, информации, финансов приходятся на реализацию основных уставных задач. На то, чтобы обеспечить качественное образование детей. Несомненно, что именно в этом необходимо находить и потенциал для реализации выбранной стратегии достижения успеха.
А это значит, усилия и ресурсы для достижения успеха должны быть интегрированы именно в повседневную деятельность, что и является основой нашей технологии достижения успеха. И потому не столько финансовая, сколько социально-психологическая мотивация определит гарантию ее реализации. И для этого далеко не всегда достаточно привлечение внешних ресурсов. Необходимо раскрытие внутренних (прежде всего, индивидуально-личностных, помноженных на командные и содержательные). Сразу оговорим, что родителей наших воспитанников и обучающихся мы также считаем членами нашей команды, коллектива, который только в условиях стабильного взаимодействия может добиться решения сложнейших задач образования и подготовки к дальнейшей жизни детей с аутизмом. Хотя, несомненно, внешние ресурсы также необходимы. Для нас таковыми являются социальные партнеры – ведущие научные, исследовательские центры, другие образовательные организации; конечно, органы управления образованием, помогающие решать стратегические задачи развития учреждения в связке с решением стратегических задач развития образования в регионе и стране.
Центральным же звеном, на которое должны быть прежде всего направлены усилия и ресурсы, является педагог. Для каждого специалиста важно, в какой именно школе он работает сегодня, и какой она будет завтра. Осознание того, что именно от него и его коллег зависит качество этого «завтра», раскрытие его уникального потенциала, нацеливание на творческий поиск наиболее эффективных подходов к профессиональной деятельности, определяет принципиальную возможность достижения им успеха – и в повседневной деятельности, и в развитии. При этом важно уметь сочетать опыт и инновации, и потому мы всегда делаем ставку на привлечение молодых кадров и включение их в условия тесного взаимодействия с опытными коллегами. На стыке их видения в условиях программно-целевого ценностно-ориентированного управления и актуализируется потенциал как личностно-профессионального развития каждого их них, так и стратегического развития школы в целом.
И если школа сочетает успешность в решении повседневных задач с успешностью в развитии, значит, приложенные усилия и ресурсы сочетаются оптимально.
Практические технологии. Каким образом обеспечить выполнение вышеозначенных условий достижения успеха? Прежде всего, установкой на опережающее стратегическое развитие.
Стратегическое планирование должно опираться на потенциал современной науки (психологической, педагогической, медицинской) и учитывать ее достижения и перспективы в России и за рубежом. И потому необходимо включение сотрудников школы в исследовательские и опытно-экспериментальные проекты различной направленности, создание условий для того, чтобы профессиональная деятельность педагога всегда имела инновационный характер.
В качестве основного организационного подхода нами используется процессный подход, дающий максимальные возможности для решения этой задачи.
Разработанная нами технология психолого-педагогического сопровождения педагогов включает в себя организационно-педагогический и психолого-педагогический блоки.
Мы выделяем следующие основные процессы организационно-педагогического блока психологического сопровождения личностно-профессионального развития педагогов:
подбор и расстановка педагогических кадров;обучение и развитие педагогических кадров;поддержка (включая мотивирование и стимулирование);оценка педагогических кадров.
Безусловно, акцент необходим не столько на событиях данных процессов, владельцем которых является руководитель образовательной организации (и, наряду с ним, линейные и/или функциональные руководители), сколько на психологическом содержании этих событий. Так как каждый из выделенных процессов должен выстраиваться в соответствии с личностными особенностями педагогов, предопределяющими содержание каждого события.
Психолого-педагогический блок включает базовую и динамическую диагностику; информирование; консультирование; обучение и развитие; психологическое сопровождение образовательного процесса. Имеет свою технологическую спецификацию в зависимости от этапа личностно-профессионального развития, на котором находится тот или иной специалист.
Взаимосвязь между психолого-педагогическим и организационно-педагогическим блоками обеспечивается созданием условий для профессиональной самореализации (прежде всего, в управлении образовательным учреждением), максимально полного раскрытия своих профессиональных возможностей и повышения квалификации.
Инструменты реализации технологических решений известны: планирование; проекты; наставничество; управляющие советы; социально-психологический климат; менеджмент качества образования; внутришкольное обучение и многие другие.
Отдельно следует подчеркнуть, успех как общественное признание приходит тогда, когда школа готова широко делиться своими достижениями, способствуя повышению качества образования на уровне региона и страны. А это требует формирования особых компетенций педагогов, связанных с умениями отражать результаты своей инновационной деятельности в научных и методических работах, учить других педагогов, публично доносить свои идеи через возможности конференций, семинаров, средств массовой информации.
Максимизация возможностей для раскрытия потенциала педагога, однако, возможна только при тесном и непрерывном взаимодействии с родителями воспитанников и обучающихся, для чего необходимо включение родителей в жизнь школы – через использование возможностей внеурочной и внеклассной деятельности; возможностей внутришкольного дополнительного образования; просвещение и обучение; психологическую поддержку.
Когда руководители различного уровня, педагоги, иные специалисты, родители объединяются для совместного решения повседневных задач, в которые организационно и содержательно заложен потенциал успешного стратегического развития, формируется ориентированная на его раскрытие команда. Успешность ее определяется не только степенью экспертности каждого члена и качеством обратной связи, позволяющей принимать упреждающие и корректирующие управленческие решения, но, прежде всего, единым видением и осознанием миссии школы.
Корректировка стратегии. При условии стратегической значимости непрерывного и опережающего развития с опорой на инновационные разработки и актуальные достижения педагогической науки и практики (а также смежных наук, прежде всего, психологии и медицины), важно своевременно и гибко ее корректировать. К этому располагает сама специфика школы в современных условиях многолетней модернизации образования. В особенности ориентированной на работу с детьми с расстройствами аутистического спектра, предполагающую индивидуализацию образования в зависимости от многих условий – динамики развития ребенка, состояния его здоровья, изменения внешних условий его жизни, которые отражаются на внутреннем состоянии, психофизиологические закономерности его развития, степень компенсации тех или иных нарушений и многое другое.
Траектория развития школы сродни траектории развития ребенка.
Меняются обстоятельства, меняются условия, частично обновляются кадры, меняются некоторые задачи, и в соответствии с этим меняются и элементы стратегии. Готовность к решению не предусмотренных ранее задач обеспечиваются современной системой управления образовательной организацией, которая будучи ориентированной на развитие, не может ограничиваться традиционной структурно-функциональной моделью. Сейчас крайне важны элементы органических моделей управления, которые привносят в традиционную возможности и условия для проектного, матричного, процессного управления. И потому одной из основ успеха мы считаем менеджмент качества образования, методологически ориентированный на модель Шухарта-Деминга, предполагающую курс на непрерывное улучшение организации и содержания как управления, так и иных основных процессов деятельности школы.
Неизменным должно оставаться только одно – стратегический курс на опережающее развитие. Не для достижения успеха (он является просто сопутствующим феноменом), а на реализацию основной цели – обеспечения максимально возможного качества обучения, воспитания, развития, коррекции и социализации воспитанников и обучающихся, позволяющие выпускникам школы, страдающим аутизмом, найти свое место в жизни общества.
Комментарии