Три года подряд школьники из нескольких регионов страны пишут сочинения, эссе, письма, размышления и посвящают их очень важной для России и всего человечества теме – правам человека. Таким образом они участвуют в ежегодном конкурсе «Права человека в современном мире», проходящем в рамках проекта «Содействие развитию образования в области прав человека в России», который осуществляется Благотворительным фондом поддержки инициативы гражданского общества «Точка опоры», при активной помощи Управления верховного комиссара ООН по правам человека и МИД России.
В минувшем году на конкурс прислали свои работы 2400 старшеклассников из более чем 220 городов и поселков пяти регионов страны. Это Восточная Сибирь (481 работа), Западная Сибирь (518 работ), Северо-Западный регион (210 работ), Урал (460 работ), Центр, Юг России и Поволжье – 745 работ.
Десятиклассница из Красноярска Виктория Захарова писала: «Права человека в современном мире – тема очень актуальная в наши дни. Говоря о правах, каждый из нас думает прежде всего о себе и своих правах, об их несоблюдении или о несовершенстве наших законов. Своя боль чувствуется острее. Но, стараясь защитить свои права, мы зачастую нарушаем права окружающих и даже не замечаем этого. Складывается такое впечатление, что существуют люди, у которых нет прав вообще, – это дети с ограниченными возможностями. Можно предположить, что законы, которые их должны защищать, пишутся теми, кто видит эту проблему со стороны. Я думаю, что эти законы станут более человеколюбивыми и более приближенными к реальной жизни, если их будут создавать те, кто довольно близко знает все беды и нужды детей-инвалидов».
Андрей Киршин занимался исследованием проблемы «Дети и политические репрессии». «Сталинские времена прошли, но тюрьмы и лагеря остались. Там царит не меньшая жестокость, чем шестьдесят лет назад. Детям восьми-двенадцати лет в те далекие времена довелось испытать на себе, что такое сталинская колония или тюрьма. В Рязани есть Ассоциация жертв политических репрессий. В ней состоят 350 человек. А тех, кто испытал на себе все ужасы тоталитарной системы, кто был репрессирован, носил на себе клеймо детей «врагов народа», в Рязанской области около 2 тысяч. В 1918 году Ленин отдает приказ Пензенскому губисполкому: «Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». Этот приказ и положил начало сети лагерей, тюрем, колоний. Главное не в том, чтобы просто рассказать об этом времени, а в том, чтобы новые поколения сознавали, что это было за время и не допустили повторения трагедии».
Читая эти и другие работы школьников, видишь, как глубоко, почти по-взрослому они понимают сложившиеся ситуации с правами человека и в прошлые десятилетия, и в настоящее время и предлагают способы их решения.
Из работ, присланных на конкурс, были отобраны лучшие в регионах. Участниками финала стали 30 мальчиков и девочек, занявших призовые места в первом туре. В конце января – начале февраля они приехали в Москву. Им предстояло состязаться в ролевой игре «Пять стран». Это пять виртуальных государств, отличающихся друг от друга в социально-экономическом, культурном, политическом отношениях. В каждой стране были две команды: государственные чиновники и правозащитники. Каждой предстояло проанализировать положение в своей стране с точки зрения соблюдения прав человека и подготовить два альтернативных доклада в соответствии с требованиями Комитета по правам человека ООН от имени государства и от имени неправительственных организаций.
Победителей награждали в Центральном Доме журналиста. Юных гостей столицы и их учителей поздравила полномочный представитель Верховного комиссара ООН по правам человека – Таня Смит, а также представитель МИДа Алексей Власов, который заверил всех присутствующих о том, что эти конкурсы детских сочинений будут продолжаться, а география их участников расширяться.
Одна за другой на сцену приглашались команды «госчиновников» и «правозащитников», занявших III, II и I место. О своих впечатлениях во втором туре конкурса рассказали члены жюри: журналист Леонид Никитинский, директор московской гимназии Оксана Авилова.
Победителей приветствовал председатель жюри, член Конституционного суда, доктор юридических наук Борс Эбзеев. Он сказал, что председатель Конституционного суда Валерий Дмитриевич Зорькин просил передать ребятам, что они подарили Конституционному суду настоящий праздник. Накануне заключительного торжества участники финала посетили этот высший орган судебной власти и были там абсолютными хозяевами.
– Вы вышли на стезю правозащитной деятельности, – подчеркнул он, – с которой сойти невозможно, не изменив самому себе. Вы вступаете в самостоятельную гражданскую жизнь, не отягощенные тем великим количеством комплексов, которыми были отягчены мы. У нас появилось пространство свободы, которое сегодня не измеряется расстоянием от Лубянки до Лобного места. И надо, чтобы оно расширялось. Хочу особо заметить, что самая замечательная конституция, а Конституция РФ отвечает самым высоким стандартам в области прав человека, может выполнять свои функции только с одним непременным условием: если все живущие в нашем Отечестве люди в своей массе и каждый в отдельности станут гражданами, сознающими, что они являются полноправными партнерами в отношении с большим и сильным государством. И, может быть, поэтому мы проводили этот заключительный этап конкурса в стенах Конституционного суда, судебного органа, в котором гражданин может спорить с государством и очень часто одерживать убедительную победу над государством. Такова, видимо, диалектика прав человека. С одной стороны, государство – постоянная и перманентная угроза человеку и его правам. С другой стороны, именно государство в силу своей природы, правовой, демократической природы, социальной природы обязано служить тому самому человеку, заботиться о его жизни, здоровье, соблюдении его прав и свобод, которые провозглашены в нашей Конституции.
Глубокие знания, умение сопоставлять, анализировать, находить правильные ответы на очень трудные вопросы отмечали все члены жюри, в том числе и Людмила Алексеева, председатель Московской хельсинкской группы по правам человека. Она отметила, что участники конкурса – это готовые правозащитники.
– Когда мы учились в школе, – сказала она, – мы не знали, что такое права человека и даже не слышали о них. С тех пор наша страна сделала большой рывок, удивительно большой рывок для такого короткого исторического отрезка времени. И действительно, наша Конституция разительным образом отличается от советской, особенно ее вторая глава, где перечислены права и свободы граждан, нечуть не уступая правам и свободам тех граждан, которые живут в самых продвинутых демократических странах мира. Но действительно ли мы пользуемся теми же правами, действительно ли наше государство также уважает своих граждан? Увы, нет. Наши чиновники очень часто попирают права людей, унижают их достоинство.
В последние годы я наблюдаю некий откат по сравнению с серединой и концом 90-х годов. Как историк, я знаю, что это неизбежно. После каждой революции бывает откат, надо, чтобы только он не затянулся. И не было это движением назад. Наше государство еще не стало правовым, несмотря на нашу замечательную конституцию. Мы видим, что не только чиновники не научились уважать граждан и помнить об их достоинстве. Сами граждане еще в массе своей не знают своих прав и не умеют защищать их.
Это было всегда, во всей истории человечества, во всех странах, какой бы там строй ни был, как бы ни были прописаны права человека, уважают граждан только в тех государствах, где граждане умеют свои права отстаивать. И хотя у нас сегодня ситуация с правами несравнима ни со сталинскими, ни даже с брежневскими временами, очень не скоро наше государство станет по-настоящему правовым.
Перед финалистами выступил руководитель Молодежного центра прав человека и правовой культуры, автор игры, в которой они участвовали, Всеволод Луховицкий. Он рассказал, что в каждой из пяти виртуальных стран: Родонии, Дорфляндии, королевстве Ка-Чин, республике Дреговия, Свободных Южных Штатах шла обычная жизнь, как и в нормальных государствах. Выпускались государственные и оппозиционные газеты, работало телевидение. Шел прием граждан чиновниками. Правозащитники стояли на страже прав граждан. Все ребята умело вошли в свои роли, порой настолько органично, что забывали, что действие происходит в вымышленных ситуациях, а не в реальности.
Третий по счету конкурс «Права человека в современном мире» показал, что это очень важный способ приобщения школьников к такой важной проблеме, как права человека. В орбиту этого движения включаются все новые и новые ученики, все новые и новые учителя, которые в результате подготовки к конкурсу, участия в семинарах становятся компетентными гражданами, хорошо знающими свои права, и пропагандируют эти знания среди других учеников и их педагогов.
Комментарии