search
main
0

Конкурс теперь не страшен. Курсы повышения квалификации для «пеликанов»

​В конце июня на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ прошел консультативный очный установочный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». Организовала столь необходимую для конкурсантов учебу «Учительская газета». На семинар приехали 79 педагогов со всей страны, включая два новых региона – Республику Крым и город Севастополь, а также несколько региональных организаторов «Учителя года».

Для начала участники всероссийского финала познакомились с главным редактором «Учительской газеты», заместителем председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» Петром Положевцем.А дальше прошли уникальные встречи, которые помогли педагогам узнать если не все, то многое о государственной политике в сфере образования. К учителям года пришла первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Она с готовностью, профессионально, доброжелательно и подробно отвечала на все вопросы. Знаковым для прошедшего учебного года Наталья Владимировна считает то, что в этот период педагоги впервые работали в условиях нового Закона «Об образовании в РФ». Она призвала внимательно читать этот основополагающий документ, а также активнее пользоваться полномочиями, которыми закон наделил учителей.Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ Павел Сергоманов посвятил свое выступление компетенциям современного учителя.«Мы очень приветствуем конкурсное движение, которое развивает базовые ценности современного мира – честность и конкурентоспособность», – сказал Павел Сергоманов.От заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Софьи Мозгляковой участники конкурса «Учитель года России-2014» многое узнали о системе дополнительного образования.Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Наталья Золотарева озвучила основные принципы концепции развития системы подготовки рабочих кадров: ведущая роль частно-государственного партнерства бизнеса, образования и власти, усиление роли общественных институтов управления, интернационализация образования. Сейчас Минобрнауки работает над тем, чтобы обеспечить соответствие квалификации выпускников требованиям стандартов.Конечно, сегодняшний разговор был бы неполон без выступления заместителя председателя Общероссийского профсоюза образования Вадима Дудина. Он рассказал об основных задачах профсоюза – это защита и представительство интересов членов профсоюза, о том, как идет диалог с социальными партнерами, в первую очередь с властью. «Хотелось бы, чтобы нас видели незанафталиненной серьезной организацией, – сказал Вадим Дудин. – Надеемся, что мы будем тесно сотрудничать с вами».Коснувшись образовательной политики в самых «верхах», конкурсанты 2014 года перешли к вопросам философии образования, посмотрели на свою будничную деятельность с точки зрения ученого, психолога – директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.Одной из идей выступления Александра Григорьевича было предостережение. Если образование живет по формуле «чего изволите?», в нем начинается самый тяжелый кризис. Этот кризис еще можно определить так: «Обнищание души при обогащении информацией». «Маятник качается, – сказал Александр Асмолов. – С одной стороны, вариативные программы. С другой, попытки внести единообразие, все учителя должны думать одинаково, приветствовать и рапортовать…».Непросто было вернуться к обсуждению земных проблем, а именно – предстоящего конкурса, но необходимо…Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова объяснила: «Конкурс будет иным, чем прежний. Хотя продолжает главную идею – поиск талантов. На педагогическом небосклоне должны засиять звезды».Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец дал конкурсантам важный совет: «Вы должны демонстрировать свою точку зрения» и пригласил к сотрудничеству со старейшим в современной России независимым педагогическим изданием – нашей газетой.Презентацию Петра Григорьевича смотрели и слушали очень внимательно, ведь она была посвящена новой структуре конкурса, критериям оценки, системе баллов. Особенно было интересно узнать об испытаниях «Педагогический совет» и «Педагогический проект» – для последнего даже разработан подробный график создания конкурсного продукта для каждой из трех групп по пять человек.Утро началось со знакомства с регионом, где пройдет юбилейное педагогическое состязание, и школой, которая станет площадкой для первого очного тура.Директор школы №31 города Мытищи Московской области Марина Качалова считает, что для ее школы огромная ответственность – стать базой для проведения такого масштабного и популярного в нашей стране конкурса, как «Учитель года России». Однако краснеть за свое учебное заведение Марине Николаевне не приходится. Школа самая крупная в регионе и совсем новая – введена в строй 1 сентября 2012 года. Оснащена по последнему слову техники. В предметных кабинетах есть все необходимое оборудование. Существуют медиатека, библиотека, конференц-зал. В учебно-спортивной зоне одновременно могут заниматься три класса. К услугам учеников тренажерный зал, зал для занятий каратэ, два бассейна и многое, многое другое.Министр образования Московской области Марина Борисовна Захарова сравнила Подмосковье с Россией – область так же велика и разнообразна, ее жители сталкиваются с такими же проблемами, что и все остальные жители страны. В Московской области 4055 образовательных организаций всех ветвей образования – от дошкольного до высшего, 1 миллион 35 тысяч учеников, 94 тысячи педагогов.За 25 лет проведения конкурса «Учитель года России» в Подмосковье переселилось три больших Хрустальных пеликана – их выиграли учитель музыки Артур Заруба (1992 год), учитель МХК Александр Демахин (2012 год) и информатик Андрей Сиденко (2013 год). Благодаря прошлогоднему абсолютному победителю всероссийского финала конкурс и будет принимать вновь, второй год подряд Московская область. Так как состязание юбилейное, его открытие запланировано в областном Доме правительства, а торжественное закрытие – в Государственном Кремлевском дворце.Следующее выступление слушали с особым вниманием. Потому что заведующий отделом аттестации работников образования Министерства образования Московской области Анатолий Жижин описывал примерную программу конкурса «Учитель года России-2014». Анатолий Викторович пообещал: когда программа будет уточнена – ее вывесят на официальном сайте конкурса www.teacher-of-russia.ru.Начнется очный конкурс с испытания «Урок», открытые занятия будут идти три дня, а конкурсантов разделят на 4 группы. Каждая группа имеет три подгруппы – по числу дней для показа уроков. Первая подгруппа в первый день даст 8 уроков, вторая во второй день – 7 уроков и третья в заключительный день первого тура – 5 уроков, чтобы жюри успело подвести итоги.Уже во время первого тура конкурсантов ждет великолепная культурная программа – экскурсия в святое для каждого россиянина место – Сергиев Посад, а также в Жостово, где делают знаменитые подносы.Второй тур пройдет в Московском государственном областном университете. Экскурсия, запланированная на этот период, и вовсе уникальна – в Звездный городок.После объявления в актовом зале МГОУ пятерки победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» «пеликанов» повезут на вечернюю экскурсию по столице.Еще одну подробность программы будущего конкурса сообщил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. На 30 сентября запланирована встреча с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым – и это будет не доклад, а большой двухчасовой разговор.Настоящий очерк психологии эффективного педагогического общения и взаимодействия представил в своем выступлении профессор Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, доктор психологических наук Витольд Ясвин.Существует три уровня общения: первый – мировоззренческий, второй – наше желание, умение слушать, видеть, чувствовать, третий – технология. Обычно слушатели курсов повышения квалификации хотят все знать о технологии общения. Между тем самое главное – это философия общения. Если у педагога с мировоззрением все в порядке, то, как правило, он и техникой владеет.О философии и шла речь во время интереснейшего семинара Витольда Ясвина.Самым интересным для меня был посыл: знания давать невозможно, ведь тогда учеба превращается в насилие. Знания ребенок должен добывать. И хотя делать это порой непросто, как добывать уголь в шахте – устанешь, выпачкаешься… все равно ребенок может получить удовольствие, если добыча правильно организована учителем и если интересно.Надо сказать, что участники конкурса «Учитель года России-2014» – очень благодарные и внимательные слушатели. Все лекторы и ведущие семинаров отмечали, как приятно и легко с ними работать. «Пеликаны» подхватывали идеи с полуслова, высказывали интересные мнения, задавали глубокие вопросы.В конце дня лекцию, посвященную деятельностному и метапредметному подходам как научной основе ФГОС, прочитала кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Елена Пономарева. Вернее, это была не чистая лекция, но и диалог с залом, сложные вопросы, яркие примеры…Завершающим аккордом среды стало короткое, но важное событие – жеребьевка: деление на подгруппы внутри четырех групп участников всероссийского финала и определение порядка выступлений в 1‑й, 2‑й и 3‑й дни первого тура конкурса. Тот, кому достался урок в третий день, немного расстроились – долго ждать… Страшно перегореть и выступить неудачно. Но в этом случае всегда вспоминаются лауреаты, победители и особенно абсолютные победители, которым выступление последним номером не помешало блеснуть на конкурсе.Наконец участники грядущего финала «Учителя года России-2014» нырнули с помощью опытных инструкторов в конкурсные задания, вооружившись самыми современными педагогическими инструментами.Конкурсное задание «Интернет-ресурс» поддалось исследованию с помощью лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010», руководителя центра инноваций издательства «Просвещение» Екатерины Латыповой. Она подробно разобрала, каким должно быть интернет-представительство учителей года, за что и сколько баллов могут получить конкурсанты, создав свою страничку или блог. Общее количество баллов за это задание – 35. Первая группа критериев оценки интернет-ресурса – насколько удобно работать с сайтом, не отталкивает ли цветовая гамма, можно ли быстро выйти на то, что ищет посетитель. Вторая группа критериев – интересен ли сайт посетителю? Придет ли он вновь? Появится ли постоянный читатель? За удобство навигации дается 17 баллов, за наличие контактной информации, возможность оставить комментарий или поучаствовать в опросе – 4 балла, за дизайн – 3. И так далее…Выступление первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», кандидата педагогических наук Ирины Димовой погрузило конкурсантов в историю конкурса, его философию, идеологию. Причем это был рассказ не теоретика, но практика – Ирина Георгиевна участвует в организации конкурса с первых лет его проведения. Участники всероссийского финала 2014 года увидели перед собой лица абсолютных победителей разных лет, услышали о том, как складывается их карьера, судьбы лауреатов и просто участников, какое влияние оказывает конкурс на образовательные системы регионов. Ирина Георгиевна рассказала и о региональных клубах «Учитель года», которые существуют в различных концах нашей огромной страны. Поделилась личными воспоминаниями о конкурсах разных лет. В общем, участники почувствовали себя звеньями в большой цепи, частью славной когорты педагогов, которых официально называют «учителя года», а неофициально – «пеликаны».Следующее испытание заочного тура – «Методический семинар», конкурсанты до 15 августа должны подготовить и выложить на официальном сайте конкурса «Учитель года России-2014» презентацию с описанием своего опыта – 20 слайдов и 5 страниц сопровождающего текста.О том, как представить свой опыт, конкурсантам рассказала доцент кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, кандидат педагогических наук Елена Пахомова – не только методист, но и хранитель конкурсных традиций. Елена Михайловна объяснила: «В описании опыта важно показать свою «фишку». Если ваша «фишка» – проектная деятельность, то о ней и расскажите. Если у вас есть система – расскажите о системе. Например, о системе использования технологии развития критического мышления».Единственное и потому ответственное испытание первого очного тура – урок. Погрузиться в пучину этого конкурсного задания учителя смогли вместе со старшим преподавателем кафедры естественно-математического образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011» Алексеем Дорониным. Он начал с того, что напомнил критерии оценки этого задания: компетентность, инновационность, креативность и рефлексивность. Затем рекомендовал литературу и источники, в том числе материалы «Методической кухни» на сайте «Учительской газеты». Отделил понятия «конкурсный урок», «открытый урок» и просто «урок», рассказал о требованиях именно к конкурсному уроку. «Надо помнить, что на конкурсном уроке, – сказал Алексей Владимирович, – необходимо показать способы достижения образовательных результатов. Урок должен быть зрелищным – в методическом плане».А затем Алексей Доронин подробно разобрал особенности работы с различными возрастными группами школьников – 5-6‑х классов, 7-9‑х классов и 10-11‑х классов.Целостный алгоритм подготовки к конкурсу представила заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина, не только представитель учредителя всероссийского состязания, но и верный друг конкурса и конкурсантов.Конкурс начинается с веры в себя. Затем следуют три этапа: вход в конкурс, участие в нем и выход из конкурса. Цель, которую ставит перед собой участник во время конкурса, – соответствовать условиям состязания. Технологии: конкурсное поведение, освоение «сцены», ораторское мастерство, дресс-код, тайм-менеджмент. Очень помогают во время состязания опыт, общая культура, педагогический кругозор, мобильность.Вторая часть выступления Елены Станиславовны была посвящена технологии публичного выступления. Для оратора очень важно поймать тонус зала, почувствовать аудиторию. В хорошей речи, уверена Елена Елшина, должны быть 10 элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловая насыщенность, лаконизм, юмор.В конце дня конкурсанты разошлись по кафедрам Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, чтобы на примере своего родного предмета понять, чему и как мы учим сегодня.День мастер-классов лауреатов и победителей конкурсов разных лет стал настоящим пиршеством духа. Все учителя года с удовольствием откликнулись на зов «Учительской газеты» и поделились опытом с коллегами.Звезды конкурса не только показывали мастер-классы, но и давали ценные советы, касающиеся различных испытаний.Так, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992», учитель музыки московской Ломоносовской школы Артур Заруба рассказал о том, что такое мастер-класс. Когда-то на конкурсе такого испытания не было. Но в 1996 году «Учительская газета» со товарищи – в этой когорте был и Артур Викторович Заруба – настояли на том, чтобы конкурсанты представляли свой опыт на сцене.Главная особенность мастер-класса, уверен Артур Викторович, – это не лекция. Преподавание вообще не должно быть построено на лекциях. Разве что вы можете делать это как Лотман или Радзинский…Мастер-класс для взрослых на конкурсе дают не случайно: «Сцена все проявляет». Поэтому нужно «действовать в своей парадигме и показывать то, что ты постоянно делаешь». Объяснять на мастер-классе, как работает учитель, неправильно.Артур Заруба вызвал бурю восторга, показав мастер-класс «Искусство видеть способности». Участники конкурса «Учитель года России-2014» научились играть на свирели в считанные минуты и тут же продемонстрировали свое умение.Все вместе участники семинара и организаторы пели знаменитый «Учительский вальс», музыку к которому написал Артур Заруба, а слова – учитель года из Чувашии Ирина Львова. А также гимн конкурса на стихи Роберта Рождественского, который любят многие поколения участников конкурса. Полюбился он и конкурсантам 2014 года. Педагоги даже попросили исполнить его всем составом на открытии или закрытии всероссийского финала этого года!Непросто было выступать после Артура Зарубы лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», учителю географии средней школы №7 с углубленным изучением английского языка Перми Ирине Баскевич. Но ей все удалось, и мастер-класс Ирины вызвал искренний интерес у коллег. Она поставила перед конкурсантами неожиданную проблему: какие вопросы мы задаем нашим ученикам? Ирина Александровна составила целый «каталог» вопросов и научила задавать правильные. Пожалуй, впервые в жизни педагоги по просьбе Ирины Баскевич попытались представить себя… карандашами, попавшими в блендер, и предположить, как надо действовать. Затем лауреат 2012 года показала, как превратить учебные географические ситуации в ситуации, развивающие мышление. Оригинальные задания понравились учителям.Несмотря на необходимость именно в этот день быть в ГИТИСе и получать диплом режиссера (между прочим, второй диплом о высшем образовании, первый – Литературного института им. Горького), к участникам конкурса-2014 пришел и абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин. Он рассказал о том, как подготовить заочное испытание «Методический семинар». Это конкурсное задание самому Александру Александровичу пришлось проходить очно, но суть дела от этого не меняется… Первая задача – «разобраться с тем, что ты делаешь, отрефлексировать свой собственный опыт». И вторая, которая была важна для самого Демахина, – «выйти и доказать, что твой предмет важен».Таким образом, учителю года России-2012 конкурс помог поймать свой опыт и отточить до краткой формулы.Вторая часть выступления Александра Демахина была посвящена новому (вернее, возрожденному) испытанию под названием «Эссе». Конкурсанты смотрели мультик, созданный ученицей Александра Александровича, читали и оценивали тексты, узнавали составные элементы этого жанра.Прощаясь, Александр пообещал коллегам: «Самое главное открытие на этом конкурсе впереди, это открытие самих себя».«Пиршество» продолжилось.Следующей выступала лауреат конкурса прошлого года, самый недавний «пеликан», учитель русского языка и литературы гимназии №4 Великого Новгорода Ирина Филиппова. Ирина Анатольевна, так же как в начале дня Артур Викторович Заруба, обратилась к «Учительскому вальсу», но рассмотрела его с неожиданного ракурса. Она спросила коллег – какого цвета это музыкальное произведение? Фокус-группа посчитала звукобуквы и пришла к выводу: песня окрашена в два цвета – красный и синий. А вот учитель музыки – участница конкурса 2014 года – почувствовала это даже без подсчета, просто потому, что музыкант. Кстати, о технологии можно подробно прочитать на сайте «Учительской газеты» в разработке Ирины Филипповой и ее коллеги Ирины Васильевой: www.ug.ru/archive/54589.Старший методист образовательного портала Воронежской области при Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Тихонова уверена: важная задача для каждого учителя – решить, для чего ты идешь на конкурс «Учитель года». Чтобы посмотреть, как выглядят преподаватели твоего предмета из других регионов? Чтобы преодолеть страх? Другие причины? От понимания зависит, как будет организована подготовка.Наталья Сергеевна рассмотрела урок как художественное произведение – с точки зрения содержания и формы. Это было необычно, интересно, сопровождалось яркими примерами из практики, изысканным чтением стихов…«Пиршество» завершилось замечательными мастер-классами лауреатов московского городского конкурса «Учитель года» – учителя английского языка Юлии Мукасеевой и учителя физической культуры Дмитрия Бесполова.Юлия Борисовна в два счета научила азам заморского наречия коллег, не знающих английского, и заодно, конечно, показала интересные приемы.А Дмитрий Бесполов не только рассказал о системе работы, но и, пригласив добровольцев, продемонстрировал игры, упражнения, учительские хитрости на практике. Захотелось поучиться у такого замечательного физкультурника…Участники искренне поблагодарили организаторов установочного семинара, а первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова сказала спасибо приехавшим в Москву учителям.До встречи в Мытищах в сентябре!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте