search
main
0

Конкурс из портфеля

Конкурс из портфеля

Наверное, не имеет смысла упоминать предконкурсную борьбу, ибо теперь отборочные районные туры становятся привилегией, с одной стороны, наиболее обеспеченных, с другой – наименее закомплексованных организаторов. Не всем из пятнадцати участников пришлось накануне потренироваться на более простом уровне. Что отнюдь не повлияло на уровень представителей учительства области – плохих не пошлют, необходимость держать марку обязывает.

Глазам многоопытного жюри и достаточно искушенных зрителей и болельщиков предстали, скажем так, бесспорно талантливые педагоги. Преподаватели почти всех предметов, может быть, за исключением физвоспитания. Очень разные во всем – в характерах и темпераментах, в жизненном опыте и отношении к жизни, в самооценках и умонастроениях.

Эта “разность” проявилась в первые же минуты конкурса, когда, едва успев познакомиться, участники уселись в круг на сцене, чтобы подвергнуться напряженному психологическому допросу. Очень трудно быстро сориентироваться и мгновенно завершить фразу “Я счастлив, когда…” Так когда же счастливы наши лучшие учителя? Наряду со стандартными “Когда все получается”, “Когда понимают ученики” прозвучал самый замечательный ответ: “Всегда!”

Шесть беспокойных дней актовый зал профилактория акционерного общества “САМЕКО” (так теперь называется металлургический завод) представлял собой… нет, не арену гладиаторов, конечно, хотя порой бои за первенство не уступали по накалу тем, которые не на жизнь, а на смерть. Но лишь иногда, а в основном, к счастью для всех собравшихся, в этих соревнованиях больше было от фестиваля или научно-методического семинара, чем от спортивного забега на длинную дистанцию.

Итак, их было пятнадцать – самых обаятельных и привлекательных, умных, ироничных, добрых и ласковых, словом, замечательных учителей… Ей-богу, жаль, что зрительный зал был заполнен лишь наполовину. Может, рекламы не хватило, но любой коллега из любой школы получил бы несомненное удовольствие и пользу от присутствия на конкурсе. Прежде всего потому, что всегда полезно знать, как у других. Да и поговорить с товарищами по работе о своих педагогических проблемах, поинтересоваться их творческими находками, приемами мастерства, идеями тоже не вредно.

Блестящий ум и эрудиция самарского учителя музыки из школы # 35 Л.Григорьева, увлеченность его коллеги из школы # 133 И.Пантелеевой, нестандартный образ мыслей литератора из школы # 157 В.Щепы, романтический прагматизм математика из 124-й О.Елизаровой, широта натуры историка из Шенталы А.Суродиной, раскованность и щедрость души учительницы русского языка и литературы из Суходола И.Коноваловой, скромное обаяние биолога из Красноярихи Челно-Вершинского района В.Коннова, простота и женственность математика из Красноармейска О.Абашкиной, острый ум и логика учительницы начальных классов из Похвистневской гимназии Е.Чиликиной и, конечно, всепокоряющая красота и мастерство историка из Сызрани Г.Романовой, безусловно, выше всяких похвал. Столько же добрых слов можно сказать и о других участниках: литераторе из Безенчука С.Филатовой, ее коллеге и землячке Н.Тетекиной, учителях начальных классов – Т.Беляевой из Исаклов, О. Савиновой из Старо-Шенталинской средней школы, Г.Малаховой из Белозерской Красноярского района…

– Нам было очень трудно работать, – призналась после события председатель жюри конкурса, проректор СИПКРО Елена Павловна Бельчикова. – Трудно было оценить столько хороших и разных учителей… В этом году впервые был применен очень любопытный прием: конкурсанты сами смоделировали критерии оценок своей деятельности, и, что интересно, они совпали с критериями, выработанными жюри. Среди главных – концептуальность, определение ведущей педагогической идеи и ее актуальность, обоснованность отбора приемов и методов, логика, эмоциональный тон урока. Атмосфера была исключительно творческая, дружеская, пожалуй, во многом благодаря тому, что все дни с участниками работали психологи. А что мы получаем от общения? Такой вопрос задавали себе конкурсанты и пришли к выводу, что главное – это комплекс взаимодействий на эмоциональном, интеллектуальном, профессиональном уровне. А преобладающей эмоцией была все-таки радость. “Педагогическое кафе”, хобби-клуб, песни, культурная программа – все обьединяло соперников. Так далеко не всегда бывает.

– Характерная черта конкурса этого года – высокий профессионализм его участников, – так считает член жюри, заместитель начальника областного управления образования Виктория Аркадьевна Прудникова. – Все конкурсанты были достойными, хотя лидеры определились сразу. Педагоги проявили себя как методисты, исследователи – не только как практики, они продемонстрировали научный подход, интересные авторские находки. Конечно, такие мероприятия во всех отношениях полезны.

Может быть, самым интересным из всех придуманных оргкомитетом этапов конкурса стал “Педагогический портфель”. Что это значит? Нестандартная, но вполне реальная проблемная педагогическая ситуация. Всего за пятнадцать минут участнику предлагается ее обдумать, дать верную оценку и найти пути выхода. К чести всех, надо заметить: для лучших наших учителей нет неразрешимых трудностей. Они знают, как поступить с учеником, если он демонстративно гордится папой, который “за баксы купит всю школу”, а как – с другим, который каждое утро опаздывает, подрабатывая и кормя семью… Что сказать выпускному классу, упрекнувшему учителей в меркантильности, а что – проказникам, вымазавшим доску мылом…

Еще одна украсившая конкурс находка: лист ватмана с задорным названием “Забор”. На нем можно было откровенно и анонимно высказать свои мысли о данном мероприятии и друг о друге, признаться в любви и дать ценный совет… Кажется, наибольшее количество признаний в любви получила Ирина Ивановна Чередник, заместитель председателя оргкомитета. Признаний в ненависти не зафиксировано.

А в заключительный тур вышла великолепная пятерка: Алевтина Суродина, Вячеслав Коннов, Галина Романова, Елена Чиликина и Вера Щепа. Им выпала честь дать мастер-классы уже с настоящими учениками в общеобразовательной самарской школе # 64 Железнодорожного района. Пока происходило действо в классах, остальные с жадным вниманием наблюдали за ним в школьном актовом зале, благо, школа оснащена технически настолько хорошо, что есть такая возможность. Зрителей собралось, надо заметить, предостаточно.

И уж еще больше – в торжественный день подведения итогов конкурса. Если всю неделю кому-то явно не хватало болельщиков и “группы поддержки” , то поздравлять явились все – руководители отделов образования и методисты городских районов, друзья и родственники, коллеги и завистники… В общем, все, как полагается.

Жюри отметило всех добрым словом и вручением подарков, как теперь принято, по номинациям. Кстати, “душой конкурса” была единодушно признана Ирина Коновалова из Суходола. Среди награжденных: Ольга Елизарова – за системность и логику, Лев Григорьев – за увлеченность и эрудицию, Татьяна Беляева – за подвижничество, Галина Малахова – за оптимизм и многие, многие другие…

Кто же оказался лучшим из лучших? Галина Алексеевна Романова, учитель истории и обществоведения из сызранской школы #19. Теперь кажется, что ее победа ни у кого не вызывала сомнений. Безусловно, яркая личность, она вполне заслужила бы и отдельного приза – за красоту и обаяние… А также – отдельного рассказа на страницах “УГ”, что и произойдет в ближайшее время. Тем более что “Учительская газета”, став одним из спонсоров конкурса, подарила каждому из его участников по подписке на свое издание.

А теперь пора сказать и о тех, без кого конкурс и вовсе бы не состоялся. Учредители конкурса – Главное управление образования Самарской области и СИПКРО. Его спонсоры – АО “Взлет”, выпускающее отличные школьные доски, ставшие призами победителям и участникам, и РЦ НИЦ “Самара”, подготовивший другие интересные подарки. Жаль, что никак не проявил ожидаемого вначале участия областной профсоюз работников образования.

Зато гуо наградило абсолютного победителя тремя миллионами рублей, всех финалистов – полутора. Эти главные призы были вручены на торжественном приеме аж у самого губернатора…

– Пора бы создать в Самаре клуб “Учитель года”, – предложил, поздравляя конкурсантов, начальник гуо Ефим Яковлевич Коган.

Так, вероятно, и будет.

Марина ПАВЛОВА

В поисках тайны

В поисках тайны

По большому счету именно уроки биологии способны повлиять на отношение человека к жизни – каким оно будет: философским, исследовательским или потребительским. Как-то принято считать биологию – ботанику, зоологию и т.п. – предметом неосновным, неглавным. Так почему-то сложилось во многих общеобразовательных школах, которые без естественнонаучного “уклона”. Иной выпускник, имея в аттестате пятерку по данному предмету, не может отличить волчью ягоду от костяники, а жука – от паука. Кому-то покажется это лишним обременением памяти, мол, к чему знать, что за ягода висит на кусте, если куст растет не на твоем собственном огороде? Или какая именно муха тебя укусила – хлопнул, и нет ее… И все-таки без определенных познаний в биологии, четких представлений о мире природы невозможно ощутить себя частью Вселенной…

Учитель биологии Вячеслав Николаевич Коннов отправился на конкурс “Учитель года” в Самару из своей Красноярихи Челно-Вершинского района с коллекцией наглядных пособий, собранных в окрестностях села вместе с учениками. Да и не только там – наглядные пособия он собирает, можно сказать, по всему миру, благо, удалось побывать туристом в Турции и в Египте. Оттуда с ним приехали некоторые диковинные чудовища и морская звезда. На зоологической распродаже в Перми он приобрел моллюсков. И не случайно выбрал эту тему для представления своей концепции педагогической деятельности. Получилось ярко, красиво и доступно.

Его концепция преподавания биологии в школе предполагает проведение исследований на живых обьектах и натуральных системах. Девиз уроков Коннова прост: “Тайна рядом. Познай ее!”. И цель представляется простой и доступной – заложить базу, дать ученику необходимый минимум знаний и, главное, научить добывать знания самостоятельно. Пожалуй, чего-то подобного желает добиться своими уроками любой преподаватель естественнонаучных дисциплин. Другой вопрос – как, каким образом и способами двигаться навстречу результату. Его методика – живая и простая.

Когда-то он приехал из Челно-Вершин в областной центр и поступил в медицинский институт на лечебный факультет. Это было сродни подвигу – вспомните еще недавние страшные конкурсы в этот престижный вуз, без “своей руки” и городским-то не осилить. Но вот этот челно-вершинский юноша поступил и первый курс успешно окончил. Правда, в планы вмешался призыв к армейской службе, пришлось подчиниться… чтобы потом вернуться сразу на второй курс биофака педагогического. Вячеслав (хоть и медики в семье) к тому времени уже понял, что хирург из него вряд ли получится – сдавая зачет, не мог никак живой лягушке голову отчленить… Так и пришлось просить сделать это товарищей, а то грозила неминуемая двойка.

…Вячеслав Николаевич – рыжий, как солнце, и вопрос о кличке был бы некорректным – конечно, есть, была и будет. Не в этом дело. Может, рыжие вообще обязаны быть добрыми и хорошими людьми в силу своих внешних особенностей. Коннов, кажется, человек всепонимающий и всепрощающий. Нетрудно вообразить, что у себя в деревне он представляет собой предмет для обожания. Это ж сколько надо выдержки и такта, да и чувства юмора, чтобы молодому холостому учителю не поддаться на кокетство юных пейзанок. У нашего героя вроде бы со всеми этими качествами порядок.

В селе между “детской” и “взрослой” жизнью дистанция намного меньше, и ничего особенного нет в том, что выпускники его небольшой малокомплектной школы через пару лет переходят с учителем на “ты” и чинно беседуют о сложностях крестьянского бытия, о видах на урожай и вообще о том, о сем. Он для них – человек свой. Восемь лет учительствует, как в пединститут перевелся на заочное, в школу эту направили. Но очень уважаемый – все знает, всех зверей и птиц… Прибегают дети, засохшую бабочку принесли: “Вячеслав Николаич, кто это?” Господи, да это же бражник винный, он в наших краях не водится, наверное, случайно залетел! Так попадает в коллекцию насекомых редкая особь. Или нашли мужики дохлую неясыть степную, к нему несут – не надо ли? Конечно, надо. Вячеслав Николаич немного владеет навыками таксидермиста (кто не в курсе – так называется специалист по изготовлению чучел). Владеет по крайней мере в том обьеме, в котором это необходимо для школьных нужд. Вместе с учениками и потрошит птицу, внутренности обрабатывает, чтобы не протухли, – и птица сохраняется как наглядный материал для уроков. Раньше все эти “экспонаты” в школе хранились, а с тех пор, как моль сьела чучело редкостного сыча, перенес весь “зоологический музей” домой к себе, так сохраннее будет.

Дома у него рыбки плавают в аквариуме, попугай Гоша летает, мудрый кот Матвей разгуливает, и еще улитка ползает. Все живут, соблюдая принципы мирного сосуществования – может быть, даже в нарушение известных природных инстинктов: кот не ходит в аквариум на рыбную ловлю и на охоту за экзотической птичкой – хотя обычными воробьями наверняка не прочь полакомиться, попугай тоже никого не обижает и не боится, не говоря уж об остальных обитателях дома, безымянных и молчаливых. Может, мир и дружба здесь царят оттого, что хозяин сам такой, спокойный и миролюбивый? За всю жизнь, он признается, муху только одну убил. Хотя тут же себя поправляет: любит с удочкой сидеть на речке. Речка здесь живописная, называется Шлама. Лес, поле – мечта…

Пусть не покажется вам этот материал агиткой за всеобщий переезд из города в село. В селе свои проблемы. Нашему выдающемуся биологу недостает интеллектуального общения, и он восполняет этот недостаток, навещая Самару и в ней – институт повышения квалификации, высшие учебные заведения. В Красноярихе дружит с бывшими учениками, что стали агрономами или пчеловодами, потому что биологией в школе увлекались.

В преподавании своей любимой науки Вячеслав Николаевич сочетает туризм, краеведение и основы сельского хозяйства. В походах по родному краю, в полевых работах, в классе за учебником – все вместе. Он называет это оптимизацией учебно-воспитательного процесса.

Вроде бы и нет ничего принципиально нового. Приемы все известные, не раз в методических пособиях описаны. Да только в системе их не каждый использует. Может, поэтому ученые, сотрудники СИПКРО, предложили В.Коннову описать свою деятельность и представить для публикации. Он не против и, как человек обязательный, непременно этим займется. А не подумывал ли всерьез о научной деятельности или, скажем, о методической? Может быть, но ведь для этого надо расстаться со школой – хотя бы отчасти. Кстати, когда ему предлагали повышение в должности, он отказывался. Исследования в поле и уроки в школе гораздо милее административно-хозяйственной работы.

И слава богу, иначе дети Красноярихи лишились бы хорошего учителя. К слову, на конкурсе “Учитель года” он в пятерку финалистов вошел, хотя соперники были сильные и многоопытные. Всех покорил Вячеслав Николаевич. Я бы ему приз своих личных журналистских симпатий вручила. Только вот не придумала пока для него никакого вещественного выражения. Разве что Синяя птица – для коллекции? Так у него уже будто бы есть…

Марина ПАВЛОВА

Фото Сергея БАРАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте