Сообщается, что на профессиональный конкурс «Флагманы образования» зарегистрировались более 100 тысяч человек из всех регионов России. Конец лета – начало осени – традиционно период проведения финалов и награждений конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Директор года» и так далее. Как вы считаете, что дают профессиональные конкурсы системе образования страны?
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Педагог находится в постоянном поиске, и конкурс педагогического мастерства – это возможность переосмыслить и оформить свою уникальную практику. Конкурсы меняют отношение педагога к себе как профессионалу. Во-первых, участие в профессиональных конкурсах помогает узнать о новых тенденциях и технологиях, получить обратную связь от экспертов и коллег. Во-вторых, оно развивает лидерские качества, умение принимать решения, работать в команде и управлять проектами. Ведь подготовка часто требует консолидации сил всего педагогического коллектива. Кроме того, конкурсы – это получение признания, повышение статуса и репутации в профессиональной среде. При всем их многообразии возможность подтвердить через конкурсы свой профессиональный уровень (согласно опросу ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования») не устраивала 38% из 2,5 тыс. опрошенных в 2021 году учителей.
Развитие профессиональных компетенций в ходе участия в конкурсах профессионального мастерства является самостоятельным направлением в науках об образовании. Исследователи выделяют три группы наиболее часто встречающихся конкурсных заданий. Первая – это разработка и презентация либо управленческого, либо образовательного проекта. Вторая группа – это задания, где участники демонстрируют умения проектировать свою профессиональную деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях. Третья требует компетенций, связанных с эффективной коммуникацией: управленческая или педагогическая ситуация, круглый стол, дебаты. Все они направлены на выход за рамки четко спланированной и организованной среды. Все популярнее конкурсы, оценивающие проявление проектных компетенций у участников. Они обладают значительным потенциалом для развития субъектности педагога. Это особенно важно в условиях идущих в стране преобразований.
Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, заслуженный учитель России, директор школы «Класс-Центр» Департамента культуры города Москвы:
– Мне кажется, что такого рода конкурсы очень важны, потому что люди, проходя через некое сообщество близких себе коллег, начинают понимать, что есть что-то другое, что есть любопытные люди, какие-то другие подходы. А находясь в своей школе, педагог варится в собственном соку: ни для кого не секрет, что школа съедает человека полностью. У него нет такого, чтобы в 6 часов закончил работать, когда начал в 9, и так далее.
У меня возникло множество связей после прошлого «Директора года». Я первый раз был на таком конкурсе, и у меня наладилось общение с множеством директоров по всей стране. Для образования это очень важно, это расконсервирование, я бы сказал так. Люди, законсервированные в своих школах, возвращаются и делятся новым опытом.
Важно, чтобы все это происходило по-человечески. Должна быть обратная связь. Там люди себя открывают. Самооценка – это важно, и когда человек ощущает себя личностью – это важно.
Ольга Т., учитель, Великий Новгород:
– Считаю, что профессиональные конкурсы дают возможность творческим учителям рассказать о своих педагогических идеях и находках. При этом не имеет решающего значения стаж, опыт. Даже начинающие преподаватели становятся победителями таких конкурсов, и это, безусловно, если не привлекает молодежь в систему образования, то, по крайней мере, является стимулом в ней остаться. Обмен опытом в ходе таких мероприятий колоссален, потому что «Учительская газета» и местные СМИ всех регионов рассказывают о ходе испытаний, а результатом встреч является создание массовых клубов учителей – участников конкурсов. Огорчает только одно: награды для победителей, увы, сильно отличаются. Читала в прессе, что в одной из южных республик победителю конкурса «Учитель года» подарили трехкомнатную квартиру, в другом регионе наградой педагогу стал автомобиль. А кто-то получил всего лишь премию в размере оклада.
Наталия ДЫМКОВА, учитель биологии школы №69 имени Б.Ш.Окуджавы:
– Участие в конкурсах – отличный способ потренироваться самим и посоветовать в будущем своим ученикам различные приемы для подготовки и успешного выступления. Почему я рекомендую участвовать в профессиональных конкурсах? Во-первых, это отличный способ отвлечься от рабочей рутины. Во-вторых, полезно, участие в конкурсе позволяет пополнить свой багаж знаний и получить личный опыт. Безусловно, это интересно, каждый раз, справившись и увидев, что все переживания напрасны, ловишь себя на мысли: «Уф, вот это было здорово!» И конкурсы очень мотивируют, после любого из них у тебя возникают идеи, как сделать свою работу интереснее.
Юлия НЕВОЛИНА, директор школы №10 Чайковского Пермского края:
– Конкурс – это прежде всего обмен опытом между учителями, школами, муниципалитетами, регионами. Это способ сделать систему образования открытой для других – родителей, спонсоров, чиновников. В прошлом году мы командой горсовета участвовали в конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет» и создали программу развития образования Чайковского на будущие 5 лет. То есть конкурсы – это возможность выявить лидеров, которые вдохновят остальных.
Комментарии