Событием в жизни Москвы, вне всякого сомнения, стал финальный этап конкурса старшеклассников «Ученик года Москвы-2015». Радушная школа №1253, которая уже не раз принимала директоров лучших школ, лучших педагогов столицы, гостей из СНГ, регионов России, на этот раз отдала свой актовый зал городскому Совету молодых педагогов для проведения при поддержке МГО профсоюза этого четвертого замечательного ученического конкурса, который позволяет выявить талантливых, социально активных и интеллектуально развитых учащихся столичной системы образования.
За предыдущие годы в конкурсе приняли участие более 1000 старшеклассников московских школ, имеющих отличную успеваемость, в этом году за победу боролись 11 учеников, которые, победив на окружных этапах конкурса, для заочного тура собрали портфолио со всеми своими достижениями, упорно готовились к очному туру вместе со своими педагогами-наставниками и настроились на победу.Презентация. Никто из лучших учеников учителем быть не захотелПервое испытание на конкурсе было, по сути, презентацией домашнего задания «Я в профессии». Каждому конкурсанту нужно было рассказать о себе и о том, какую профессию он намерен выбрать в будущем, раскрыть достоинства и недостатки той или иной специальности, актуальной для него. На сцену один за другим выходили Ксения Батухтина – школа №536 (ЮЗАО), Кирилл Веселкин – лицей №1158 (ЮАО), Алексей Гавриленко – школа №1191 (СЗАО), Ульяна Ермолаева – школа №2067 (ТиНАО), Анастасия Корабельникова – школа №1248 (ЗАО), Александра Малинина – измайловская гимназия №1508 (ВАО), Андрей Опарышев – лицей №1537 (СВАО), Глеб Станишевский – школа №2123 имени Мигеля Эрнандеса (ЦАО), Екатерина Тетерина – школа №2012 (ЮВАО), Денис Уваркин – школа №2045 (ЗелАО), Александра Филиппова – школа №1251 имени генерала Шарля де Голля (САО). Каждого из них зал, в котором были болельщики – педагоги и члены групп поддержки, – приветствовал громкими и дружными аплодисментами. У Андрея Опарышева в детстве была мечта стать футбольным вратарем, потом учителем, сейчас – организатором конструкторского бюро и вообще создателем сплоченной инновационной молодой команды творцов-изобретателей. Александра Малинина любит историю, зная которую можно грамотно выстраивать будущее, и мечтает стать востоковедом. Екатерина Тетерина в детстве, как и каждая девочка, мечтала быть принцессой, встретить принца на белом коне и стать королевой, но мечты проходят, в прошлом году Екатерина в составе делегации старшеклассников приняла участие в научно-культурном фестивале в Германии, его ключевым событием стала пресс-конференция с королевой Швеции, которая была награждена медалью одного из фондов за благотворительность. С тех пор и Екатерина мечтает заниматься благотворительностью. Ульяне Ермолаевой важной кажется экологическая деятельность, инженером-экологом хочет стать и Алексей Гавриленко. Глеб Станишевский рассчитывает стать крупным руководителем нашей страны (например, президентом), а до этого занимать высокие должности, скажем, в «Росатоме». Денис Уваркин решил откровенно признаться, что мечтает о деятельности чиновника – грамотного специалиста в области государственного и муниципального управления, Ксения Батухтина любит математику и решила стать экономистом, Кирилл Веселкин отдает предпочтение литературе и надеется стать тележурналистом, об артистической карьере мечтает Анастасия Корабельникова. А вот Александра Филиппова решила стать инженером, чтобы строить большие ракеты, на которых можно полететь к другим планетам мимо Солнца, мимо других галактик. Сколько разных позиций! Сколько разных мечтаний! Вот только о профессии учителя почему-то не мечтает никто. Как жаль…Проверка знаний. А «Повести Белкина» написал БелкинВторое испытание было очень серьезным – «Интеллектуальной разминкой». Каждому конкурсанту нужно было ответить на пять вопросов из предметной области, выбранной им самим, и на пять вопросов из области культуры России. За каждый правильный ответ ребятам давали один балл. Это испытание должно было существенно распределить позиции в конкурсе, поэтому все очень старались отвечать быстро и точно, но не у всех получалось. Если на предметные вопросы ответов правильных было много, то с культурой дела обстояли не так благополучно, что позволяет сделать вывод: учебой наши замечательные ученики занимаются усердно, и хотя не все, но знают многое по физике, иностранному языку, математике, русскому языку, другим предметам, а вот с досугом дела у них обстоят не так хорошо (может, на развлечения времени не остается из-за усердной учебы, участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях?). Ребята не смотрели фильм «Джентльмены удачи», не подозревают, какой советский фильм первым получил «Оскар», не знают, кто такой Лев Яшин, на какую картину прилетели грачи в известной картине Саврасова, кто ввел расположение цветов на российском флаге, откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла, кто разделил всю совокупность рефлексов на две группы, какая поэма Пушкина стала сюжетом оперы Глинки. Правда, о том, что Казимир Малевич в 1-й половине 1910-х годов в живописи был основателем супрематизма – направления в авангардистском искусстве, которое, будучи разновидностью абстракционизма, выражалось в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) и стало одним из центральных явлений русского авангарда, сегодня знают и не все взрослые люди. Самой знаковой ошибкой стал ответ в духе КВН на вопрос: «Кто автор «Повестей Белкина»?» – «Белкин». А еще говорят, что наши ученики хорошо знают классические произведения и их авторов. Не все и не всех.Конкуренция. Сначала «за», а позже «против»Все решал третий этап конкурса: каждому предлагали высказывания кого-то из великих: с одним из высказываний нужно было согласиться, другое постараться опровергнуть. И вот тут московские ученики выступили с блеском – умеют думать, говорить и так серьезны!Кого же из великих поддерживали конкурсанты или, напротив, с кем они рискнули поспорить? Это Андре Моруа: «В различные периоды жизни характер, пороки и добродетели человека меняются», Бертран Рассел: «Всякая точная наука основана на приблизительности», Борис Акунин: «Лучше сказать глупость, чем упустить важное», Брюс Ли: «Если вам потребовалось много времени на обдумывание одной вещи, вам, возможно, никогда не удастся ее сделать», Рей Брэдбери: «Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь», Джордж Сантана: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь», Лев Толстой: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь», Майкл Джексон: «У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, все пойдет прахом», Франсуаза Саган: «Только закрыв за собой дверь, можно открыть окно в будущее» (тут, кстати, организаторы сделали ошибку в цитате, предположив, что можно открыть дверь, а не окно), Джордж Бернард Шоу: «Жизнь из сплошного счастья! Ни один живущий на земле не сможет выдержать такого», Джим Керри: «Без мотивации нет развития. Только отчаяние заставляет людей к чему-то стремиться».Пожалуй, это заключительное испытание позволило сделать важный вывод: на конкурсе к старшеклассникам относятся как к взрослым людям, не сюсюкают, не умиляются от того, что они такие активные и подготовленные, а потому дают сложные задания, требующие мобилизации и очень серьезного осмысления. А как иначе, ведь победитель конкурса будет признан и лучшим учеником Москвы, это обязывает. Кстати, такое проведение конкурса важно не только для самих его участников, но и для зрителей, болельщиков, групп поддержки, ведь, когда они видели на сцене таких своих сверстников, наверняка появлялось желание быть такими же. ПризнаниеО том, чем завершился конкурс, мы уже написали в прошлом номере «УГ-Москва»: победителем стала Екатерина Тетерина из школы №2012 Юго-Восточного округа, лауреатами – Анастасия Корабельникова из школы №1248 Западного округа и Кирилл Веселкин из лицея №1158 Южного округа.
Комментарии