search
main
0

конкурс

Продвинуться в стремленье к красоте

Первый этап Всероссийского конкурса “Красивая школа” уже закончен. Последний, уже запоздавший звонок откуда-то из глубинки прозвучал в оргкомитете в конце декабря. “Наконец-то решились. Хотим принять участие. Особенно похвастаться нечем, но вдохновляет ваше главное условие – подняться над собой, заметно продвинуться в стремленье к красоте”. Координатор оргкомитета профессор Нина Литвинова даже расстроилась: “… все заявки на участие уже приняты, оформлены и отправлены в Германию инициатору конкурса, президенту Европейского форума “За свободу в образовании”. Но я очень надеюсь, что эта идея найдет многих сторонников и в будущем. Так что смотр, может быть, продолжится, станет ежегодным…”

Организаторы конкурса с российской стороны – руководители городского Комитета по образованию, педагоги и ученые Петербургского университета педагогического мастерства и сами не ожидали, что предложение президента E.F.F.E. Фукса найдет такой живой отклик именно в сельских школах, в отдаленных поселках и небольших городах. Путешествуя по российской глубинке, немецкий педагог и общественный деятель Эгинхард Фукс был очарован добродушием, открытостью сельских учителей, их бесконечной преданностью своему делу. Гостя поразило, что русские коллеги сплошь и рядом оказывались мастерами на все руки, буквально “поднимая из руин” школьные здания. Эти впечатления и подсказали идею, которая звучит не совсем точно в названии конкурса. Речь, конечно, не о самой красивой, лучше всех оформленной, а скорее о самой любимой, украшенной от всей души школе. Не случайно главным принципом жюри с самого начала провозглашено не сравнение школ друг с другом, а сравнение стартовых условий (сентябрь 1996 года) с достигнутым к финишу (май 1997-го). Поэтому все 78 заявителей, успевших осенью оформить свое участие в конкурсе, прислали подробные описания зданий, финансовых возможностей, фотографии помещений, даже видеокассеты.

Теперь, к 10 мая, когда в Санкт-Петербурге состоится XV коллоквиум Европейского форума “За свободу в образовании” на тему “Учитель XXI века”, должны быть получены, рассмотрены и подытожены результаты конкурса. Семнадцать премий – по 3, 2 и 1 тысяче ДМ ждут победителей. Участники коллоквиума встретятся с ними, обменяются мнениями, смогут побывать в некоторых школах. Зарубежных коллег неизменно поражает душевность, доброта и огромная работоспособность русского учителя. С этим богатством мы и входим сегодня в европейское педагогическое сообщество, которое, по инициативе Фукса, стремится к интеграции Запада и Востока.

Нина ПИЖУРИНА

Нефтяники финансируют новое месторождение… талантов

Благодаря финансовой поддержке крупнейших нефтяных компаний – российской “Лукойл” и американской “Шеврон” талантливые дети из многих стран мира получили возможность продемонстрировать свои способности в новом культурном проекте. В нем принимают участие две постоянно действующие программы: музыкальная – “Новые имена” Российского фонда культуры и художественная – “Международный детский конкурс “Рисунок-поздравление”, среди учредителей которого и наша газета.

Презентация проекта состоялась в мэрии, и это совсем не случайно, поскольку его тема напрямую связана с 850-летием столицы – “Юбилейная Москва – городам мира”. Весь следующий год, когда отмечается славная годовщина, во многих странах СНГ и мира будут организованы выставки лауреатов художественного конкурса и музыкальные концерты стипендиатов фонда “Новые имена”. В каждом городе (а это Новороссийск, Алма-Ата, Баку, Нью-Йорк) экспозиция пополнится работами юных художников, посвященных столице России. Завершение проекта запланировано финальной выставкой и концертом “Города мира – юбилейной Москве”.

Эдуард ОБРАЗЦОВ

фестиваль

“Артек” по-своему отметит 850-летие Москвы

Впервые “Артек” стал детской киностолицей в 1928 году, когда здесь по сценарию Владимира Маяковского был снят фильм “Дети”.

Позже у подножия Аюдага творили знаменитые режиссеры Александр Роу, Александр Птушко, Эдуард Бочаров. Поддерживая эти славные традиции, вот уже пятый год лагерь “Артек” проводит Международный детский кинофестиваль.

В июле 1997 года Большому детскому жюри, в которое войдут 5 тысяч ребят, отдыхающих в “Артеке”, вновь предстоит сложный выбор. Ведь именно от них зависит, какой фильм юбилейной программы фестиваля станет “Самым добрым”, “Самым веселым” и “Самым увлекательным”. Тут же будут названы лучшие актер и актриса среди взрослых и среди детей. Будет работать и Малое детское жюри, возглавить которое предложили русскому актеру, сейчас живущему в США, Олегу Видову.

Как всегда, будет показана программа дружественного форума анимационных фильмов “КРОК” и лучшие фильмы фестиваля “Киношок”. Если все сложится так, как мечтают организаторы, в “Артек” приедет Пьер Ришар вместе с новым шедевром “Индеец в Париже”, свои ретроспективы представят Стивен Спилберг и студия “Уолт Дисней”.

Несмотря на то, что фестиваль пройдет далеко от российской столицы, участники по-своему отпразднуют ее 850-летие: на суд зрителей будет представлен специальный юбилейный показ картин о Москве и москвичах. И откроет его премьера… “Я шагаю по Москве”. Почему картина 60-х годов названа премьерой? Да потому, что для большинства юных участников это будет действительно первое знакомство с хитом прошлого.

Естественно, развернут свою бурную деятельность и многочисленные мастер-классы. Пусть ненадолго, но каждый участник праздника сможет выступить в роли режиссера, сценариста, актера и критика.

За четыре года своей веселой и яркой жизни Международный кинофестиваль “Артек” настолько полюбился и детям, и взрослым, что было решено проводить дополнительные мини-праздники “Эхо Артека”.

Анна ХРУСТАЛЕВА

акция

Новогодний подарок от школьников

Перед ноябрьскими праздниками новокузнецкие педагоги получили майскую зарплату. Выплата остальных долгов, по предположению мэрии, до Нового года не предвидится.

Скрасить жизнь учительству взялись школьники с помощью местного ателье “Фантазия”, организовав городской конкурс “Наряд для любимого учителя”. Юные фантазеры представили на суд жюри эскизы моделей с технологическим описанием и приложением образцов ткани, рассказы о любимых учителях, которых они хотят видеть красивыми и элегантными. Шесть победителей награждены отрезами тканей. А по трем лучшим эскизам сшиты демонстрационные модели в ателье – организаторе конкурса. И еще один сюрприз для всех педагогов города – во время конкурса каждый из них имел право сшить любую модель в ателье со скидкой 20%.

Лилия ГОРБУНОВА

семинар

На заре ты урок не зубри…

В будущем году Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена отмечает свое двухсотлетие. Второго мая 1797 года был издан императорский указ о передаче Петербургского воспитательного дома под покровительство императрицы Марии Федоровны, и с тех пор ведется отсчет жизненного пути этого известного педуниверситета.

Активное участие в широкой юбилейной программе принимает Сочинский филиал РГПУ им. А.И. Герцена. Одним из многочисленных мероприятий, посвященных круглой дате, стал международный семинар “Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования”. В Сочи собрались ведущие педагоги и психологи России, ближнего и дальнего зарубежья (Германии и Англии). А целью семинара стало обобщение научного и практического опыта специалистов в области педагогики и психологии.

В докладе, открывающем форум, председатель оргкомитета семинара, академик Российской академии образования М.Берулава отметил, что развитие творческих способностей школьников во многом сдерживает традиционная система образования. Зачастую отличниками в школах становятся обыкновенные зубрилы с достаточно низким творческим потенциалом. В то же время в числе троечников нередко можно встретить детей с высоким уровнем способностей.

По мнению профессора Ю.Салова, причину этого парадокса стоит искать в начальной школе. Ребенок еще хочет учиться, но рано или поздно возникает фраза: “Ты не так сделал!”, источником которой может стать не тот цвет ручки, нестандартно написанное “дано” или решение, выполненное не в столбик, а в строчку…Таким образом из урока в урок гасится любая инициатива и в целом – интерес к учебной деятельности.

Обсуждая эту проблему, участники семинара пришли к выводу, что “виновниками” школярского подхода в обучении в какой-то мере являются сами вузы по подготовке учителей. В этом плане ущербны даже приемные экзамены: вуз интересует, как хорошо абитуриент решает математические задачки, но культурный уровень будущего педагога проверяется лишь на уровне экзамена по литературе, а ведь это – все та же лотерея.

Школа и вуз наконец-то должны стать культурными центрами, где развивается личность, а не только формируется теоретическое мышление. Задача семинара как раз и состояла в том, чтобы привлечь внимание педагогов к этой актуальной проблеме – не столько развить, сколько не убить творческий потенциал ребенка.

Может быть, именно на этом будет акцентировать свое внимание научно-учебный центр РАО, который планируется создать на базе Сочинского филиала РГПУ им. А.И.Герцена. В его структуру войдут учебные и научные заведения высшей и средней школы, федеральный Центр развития одаренных детей, а также аспирантура и совет по защите диссертаций. Директором-организатором центра назначен Михаил Берулава.

Вообще деятельность этого славного учебного заведения достигла такого уровня научно-исследовательской работы, что руководство РГПУ им. А.И.Герцена позволило себе поставить перед РАО и Министерством общего и профессионального образования вопрос о повышении статуса филиала и превращении его в педагогический институт в рамках РГПУ.

Мария КОЗЛОВА

“Учительская газета” и Ассоциация преподавателей граждановедения при поддержке Национального Фонда Демократии (США) обьявляют о проведении Всероссийской открытой олимпиады по граждановедческим дисциплинам

Она пройдет в два тура с 1 января по 1 мая 1997 года. Участники будут соревноваться в трех возрастных категориях: 5-7-е, 8-9-е, 10-11-е классы.

В первом туре могут принять участие все желающие. Для этого необходимо письменно ответить на вопросы, которые будут напечатаны в “Учительской газете” в первую неделю января 1997 года.

Вопросы будут сгруппированы в пять блоков:

фундаментальные идеи и принципы демократии

права человека

выборы в демократическом обществе

президент, правительство, парламент

опыт западных демократий.

Ответы на опубликованные вопросы необходимо будет прислать в течение двух месяцев в “Учительскую газету”.

Большое жюри отберет по 15 лучших работ в каждой возрастной категории и пригласит ребят для участия во втором туре в Москву в первой половине мая. Вместе с участниками на финал приедут и их педагоги. Все расходы,связанные с приездом и пребыванием всех участников в Москве, организаторы олимпиады берут на себя.

Пока школьники будут соревноваться за победу, для педагогов пройдет специальный семинар “Граждановедение. Проблемы и перспективы. Новые курсы, учебники, методики”.

По три победителя в каждой возрастной группе получат путевки в знаменитый лагерь “Артек”. Если победителями в старшей группе станут одиннадцатиклассники, то они смогут без экзаменов поступить в один из московских университетов на специальность, связанную с обществознанием.

Вся информация об олимпиаде будет печататься на страницах специального приложения к “Учительской газете” – “Граждановедение”, подписной индекс которого в каталоге Роспечати – 32515.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте