Приемлемо ли в образовании понятие «конкуренция»? И что такое конкуренция в образовании, если она есть? Этому в нынешнем учебном году было посвящено несколько заседаний клуба директоров школ, добившихся значительных успехов в своей деятельности.
Откуда появляется мотив к достижениям? В последнее время все чаще звучит вопрос, хорошо или плохо иметь у учащихся высокую мотивацию к конкуренции. Наверное, как и во многих вопросах, касающихся рассмотрения отдельных человеческих качеств, однозначного ответа дать нельзя. Их надо рассматривать в совокупности и применительно к конкретному человеку.Конкурентный мотив подразумевает не только стремление к достижению высоких целей, но и обязательное соревнование, сравнение своих результатов с другими участниками. Конкурентный мотив предполагает желание выполнить что-то лучше других, превзойти самого себя, умение рисковать, стрессоустойчивость, инициативность. Но если проявление этого мотива не контролировать, не направлять его развитие, то он может привести к развитию в человеке недобрых качеств: зависти, корыстолюбия, нарциссизма. Правильно сформированный конкурентный мотив переходит в мотив достижений и позволяет личности продолжать развиваться на новой ступени.Как же мы видим и реализуем процесс формирования позитивного конкурентного мотива? Одна из задач – перевод природных задатков индивидуума в конкретные способности. Этот процесс происходит только в результате конкретной практической деятельности. Если человек не пробовал рисовать, то может никогда не узнать, умеет ли он это делать. Любое действие обусловлено каким-то мотивом. Приходя в школу, ребенок подчиняется долгу: «Я стал взрослым и должен это делать!». Такая мотивация позволяет обучаться в первом классе, пока нет отметок (а у отдельных детей она сохраняется на протяжении всей учебы в школе). С появлением отметок (на уровне второго класса) возникает внешняя мотивация родителей (надо хорошо учиться) и элементы конкуренции (надо учиться лучше кого-то). В этот момент растет влияние факторов социального взаимодействия. Поэтому на этот возраст хорошо ложится проектная деятельность, реализуемая в рамках ФГОС НОО, благодаря ей можно и нужно формировать познавательный мотив (отсутствие которого приводит к провалу успешности в 6-7-х классах). Здесь закладывается понимание того, что успех связан с деятельностью, а не с личностью. Грамотное обсуждение результатов деятельности обучающихся с «озвучиванием» причин успехов и неудач позволяет формировать позитивный конкурентный мотив. В 5-6-х классах мы вводим (элективные) модульные курсы, которые выбирают учащиеся. Только попробовав какой-то вид деятельности, можно узнать, что это такое и способен ли ты его реализовать. Тем самым мы ищем область, в которой будет успешен каждый ребенок. Начиная с 6-го класса, мы вводим стратовую модель обучения – обучение в группах, близких по уровню освоения материала с возможностью двухстороннего лифтинга. Находясь в гомогенной группе, сильный ребенок понимает, что у него есть конкуренты и он не лучший в классе, а значит, есть куда расти, а если он не работает, то есть возможность опуститься в более простую группу. У слабого ученика есть возможность освоить материал на своем уровне и подняться в более сильную группу. И так каждую четверть можно иметь возможность двигаться вверх или вниз, тем самым формируется ответственность за свои учебные действия.Начиная с 8-го класса мы работаем по ИУПам, обеспечивая не менее двух уровней освоения материала по нескольким предметам. Обучающийся имеет возможность реализовать себя там, где ему комфортно, и там, где он готов конкурировать. Только возможность выбора из большого количества вариантов позволяет найти ту область, где обучающийся будет успешен и где он будет развиваться.Большое значение мы придаем участию наших учеников в разнообразных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах на различных уровнях. Это способствует реальному осознанию школьником своих достижений не только на фоне учеников своей школы, но и на фоне учащихся округа, города, России.Создание конкурентной среды только в образовательной области не позволяет раскрыться всем учащимся, поэтому важным направлением работы мы считаем спортивные соревнования и культурно-массовые мероприятия. Для создания конкурентной среды и осознания значимости личных достижений в любом виде деятельности ведем учет всех достижений наших учеников и ежегодно проводим награждения призеров и победителей по всем направлениям всех параллелей в актовом зале, где все видят, что труд отмечен и важен независимо от области, в которой они себя проявили.Какие возможны риски? Это:- неправильная расстановка акцентов: «переход на личности» – плохим или хорошим может стать результат некоего действия, а не человек, который это действие совершал;- отсутствие или некачественная обратная связь при анализе результатов достижений или неудач. Любой результат требует подробного разбора с учащимся причинно-следственных связей: что сделано, как сделано, почему это привело к этому результату. В случае успеха это способствует формированию некоего алгоритма успешных действий, при неудаче помогает понять причины неуспешности, внести коррективы на будущее;- обеспечение одностороннего лифтинга: отсутствие движения вниз. Если ребенок, достигнув определенного уровня, знает, что его «безопасности» ничто не угрожает (не выведут из группы углубления, не опустят на уровень ниже), это часто отрицательно влияет на его мотивацию. Достигнув желаемого уровня, ученик перестает напрягаться, не показывает все свои возможности. Существование же угрозы «падения» заставляет всегда быть в тонусе, работать на максимальный результат. Ученик в таких условиях знает, что его место – результат его собственного труда;- создание однонаправленной (только учебной) среды для конкуренции. Успешность в реальной жизни всегда шире, чем успешность в учебе. Ребенок должен иметь возможность проявлять себя в разных областях, и достижение в них должны ценить равнозначно. Важно поощрять все успехи ученика – и учебные, и творческие, и социальные.Какие же преимущества дает построенная система? Она формирует конкурентоспособную личность, развивает волевые качества, формирует социально адаптированную личность. Помочь достигать результатов может многопрофильная школа, дающая большой спектр выбора образовательных направлений и сетевое взаимодействие с научными, спортивными и художественными учреждениями.Школу делает конкурентоспособной учитель. Современные требования к профессионализму учителя существенно изменились, они включают в себя не только знания в предметной области, но и развитие определенных личностных качеств, и наличие высокой мотивации, в том числе и конкурентной. Но обеспечить реализацию этих требований на практике возможно только в том случае, если в школе создают развивающую, насыщенную творчеством и интересом внутреннюю среду.Конкурентоспособность может формироваться и без участия школы родителями, окружающей средой, но школе выгодно принимать участие и контролировать уровень развития конкурентного мотива для поддержания его на уровне, способствующем эффективной деятельности. Достижение цели как самоцели губительно для развития личности.Тут возникает вопрос: а учитель и ученик – конкуренты или партнеры? Построение партнерских отношений (субъект-субъектные) между учителем и учеником непростая задача, но учителя, успешно решившие ее, получают эффективный механизм для развития личности ученика и собственного развития. Могут ли возникнуть конкурентные отношения между учителем и учеником? Мне кажется, что нет, так как отсутствует объект для конкуренции (если все четко придерживаются своих социальных ролей учителя и ученика). Подводя итог, можно утверждать, что достижение любого успешного результата возможно, если выстраиваются партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса.Константин КОЧЕТКОВ, директор школы №218
Комментарии