Сегодня стало очень модным создавать в компаниях дирекции по развитию, в образовательных учреждениях – ставки замдиректоров по инновационному развитию, назначать в вузах проректоров по развитию. Что вначале было – курица или яйцо? Программа развития или должность? Мало кто из руководителей задумывается о том, что с введением новой должности стоит вначале научиться новому направлению, написать и согласовать программу развития, а только потом приступать к работе.
В фонде «Новая Евразия» есть такой проект: «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов». В нем участвуют восемь региональных университетов. Команда из пяти человек проходит курсы повышения квалификации на базе Санкт-Петербургского Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Срок обучения – девять месяцев, три сессии по пять дней каждая. В конце, кроме успешно завершенного курса обучения, обязательно нужно представить индивидуальный проект развития вуза в соответствии с выбранной тематикой. А дальше самое время воплощать идеи в жизнь.
– Первая сессия проекта была посвящена анализу глобальных тенденций развития высшего профессионального образования, осмыслению места российских вузов в европейском образовательном пространстве, путей превращения университетов в региональные центры развития образования, способные удовлетворять все ужесточающиеся требования к выпускникам со стороны работодателей, – вспоминает участник проекта Алла Якунина, доктор экономических наук, директор Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного социально-экономического университета (СГСЭУ). – Для меня особый интерес представляли механизмы выстраивания в университете конкурентоспособной системы дополнительного профессионального образования как обязательного компонента непрерывного образования.
В Саратовской ГСЭУ программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» существует около 10 лет. Но система дополнительного профессионального образования начала формироваться в 2002 году. Тогда на базе вуза появился Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО). Прошло меньше пяти лет, и в этом институте работает уже более сотни образовательных программ. В прошедшем учебном году обучались более 2000 человек.
– Особое внимание мы стараемся уделять развитию программ профессиональной переподготовки, – продолжает рассказывать Алла Викторовна. – Их число сегодня перевалило за 15. Это программа МВА, российско-голландская программа РИМА. А в грядущем учебном году откроем российско-британскую программу переподготовки по международному менеджменту.
Именно благодаря интенсивному развитию вуза руководители СГСЭУ столкнулись с проблемой конкуренции на рынке образовательных услуг. Правит бал здесь региональный бизнес, а задача вуза – отобрать востребованные на рынке учебные программы.
– Мы выступили с идеей о создании партнерства, объединяющего университет и профессиональное сообщество на основе общей заинтересованности и ответственности в подготовке и использовании на региональном рынке труда высококвалифицированных специалистов, – раскрывает механизмы управления конкурентной средой директор СГСЭУ. – Создали такое партнерство на базе Саратовского представительства Российской Лиги МВА, который размещен в нашем вузе. Выпускники, потенциальные слушатели наших программ – люди с активной жизненной позицией, которые формируют свою профессиональную карьеру, занимающие руководящие посты и отдающие отчет в том, каких специалистов ожидает от нашего университета бизнес-среда. Вместе с ними мы организуем тематические семинары, «круглые столы», где обсуждаем проблемы развития промышленных компаний, финансовой сферы и торговли. Мы проводим разнообразные опросы о потребностях в образовательных программах.
Сегодня в СГСЭУ приступили к ревизии всех учебно-методических комплексов, прежде всего по программам профессиональной переподготовки, чтобы организовать для преподавателей этих программ семинар-тренинг по методике преподавания экономических и финансовых дисциплин с использованием компетентностного подхода, того самого, важность которого помог осознать проект фонда «Новая Евразия».
Впереди у Аллы Якуниной очередная сессия в Герценовском вузе и программа развития вуза, которую она будет защищать в январе 2008 года.
Комментарии