Более чем за 70 лет в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ПРО) прошли обучение около 900 тысяч педагогов. Сегодня академия – образовательный и научный центр, включающий в себя 94 регионально-территориальных ИПК и ПРО. В ее составе – 17 кафедр, информационно-методические кабинеты, центры, лаборатории, аспирантура.
При академии существует совет руководителей региональных ИПК и ПКРО. Его возглавляет первый заместитель министра образования Виктор Болотов. В президиум совета входят ректоры институтов центров федеральных округов. Ежегодно проводится семинар-совещание, на который съезжаются ректоры всех российских институтов. Заслушиваются доклады об участии региональных институтов в модернизации образования, о внедрении и проблемах использования информационных технологий. В реализации этой программы задействованы Министерство образования, институты РАО.
По словам проректора по учебно-методической работе, кандидата педагогических наук, доцента Надежды Дерзковой, в Академии повышением квалификации и переподготовкой директоров школ и руководителей муниципальных управлений образования занимаются несколько кафедр. Здесь разработаны около десяти программ повышения квалификации, а также комплексная программа переподготовки. Кафедра управления образования проводит курсы повышения квалификации руководителей по разной проблематике, в том числе по нормативно-правовой базе и вопросам повышения качества образования. На кафедре управления человеческими ресурсами рассматриваются проблемы управления персоналом. Кафедра развития образовательных систем делает акцент на усовершенствовании навыков проектной, исследовательской деятельности, введении инноваций.
Все курсы рассчитаны на обучение продолжительностью 72, 144 и более 200 часов. В прошлом году в рамках Федеральной программы развития образования (ФПРО) в академии прошли целевое повышение квалификации около 2 тысяч руководителей муниципальных органов управления образования. 72-часовая программа реализовывалась преподавателями академии с привлечением ведущих специалистов в области управления и Министерства образования.
Однако не обходится без проблем. Да, на сегодняшний день разработаны хорошие программы, но директорам школ трудно планировать свою переподготовку. К сожалению, у большинства регионов сложное финансовое положение, практически нет средств на командировочные расходы. В АПК и ПРО эти проблемы пытаются решить – идет активная работа по подготовке дистанционных курсов обучения, но, к сожалению, не хватает технического обеспечения.
Любопытны исследования, проведенные в академии, относительно профессионализма руководителей учебных заведений. Но профессионализма не педагогического, а управленческого. Были опрошены более 300 директоров школ в 12 российских регионах. Результаты опроса продемонстрировали достаточно высокий уровень их самооценки. Более половины респондентов считают свои управленческие знания достаточно глубокими. Многие руководители испытывают затруднения при решении задач, связанных с инновационной деятельностью образовательных учреждений. Это направление они считают сегодня наиболее важным, поскольку с ним связано выживание школ в условиях острого недофинансирования.
В чем смысл системы повышения квалификации и каковы ее перспективы?
По словам заведующей кабинетом педагогического опыта Елены Пахомовой, сегодня методическая работа выстраивается по вертикали – от института повышения квалификации до методического объединения школы. Между ними стоят методкабинеты. Эти подразделения выполняют определенные задачи и ликвидироваться не должны. Но иногда возникает дискуссия: не передать ли функции повышения квалификации работников образования педагогическим вузам? В связи с этим часто происходят трения между региональными ИПК и ПКРО и педагогическими вузами.
– Последние 20-25 лет бурно развивается наука андрагогика (обучение взрослых), о которой раньше незаслуженно забывали, – говорит Елена Михайловна. – Так вот, обучение взрослых – это не то, что обучение молодых студентов. Здесь есть свои уникальные особенности, которых нет в вузе. Вузовские преподаватели грамотны, отлично подготовлены к работе со студентами. Они дают фундаментальные знания. Но учителю, который пришел повышать квалификацию .нужно другое. У каждого учителя есть определенный опыт. Педагоги, обмениваясь им в группе, учатся друг у друга. Сегодня в большей степени отдается предпочтение не лекционной форме занятий, а групповой, активной, всевозможным дискуссиям и семинарам. Иными словами, повышение квалификации – это приращение знаний. То есть педагог должен прийти в академию или институт и получить что-то новое. Новое в содержании, в научных знаниях, в методике преподавания.
Это не всегда способен дать вуз. Мы знаем, что преподаватель – это человек, который может остановиться на определенном уровне или постоянно совершенствоваться. Но есть ли в этом у него заинтересованность? Готов ли он работать со школьными педагогами и наращивать собственные знания для того, чтобы дать это приращение слушателю, который к нему придет? Это не только моя точка зрения. Она обоснована большим опытом работы ректоров и слушателей институтов повышения квалификации и нашей академии.
– Сейчас мы вступили в эпоху активной реализации концепции модернизации образования, – продолжает Пахомова. – Где и как подготовить учителя к предпрофильному и профильному обучению? Где педагог научится преподавать информатику или иностранные языки со второго класса? Преподаватели вуза будут дольше готовиться к этому, чем преподаватели системы повышения квалификации, знающие методику и имеющие практику работы со взрослыми людьми.
Существенный вопрос – стимул повышения квалификации и переподготовки.
По мнению Елены Пахомовой, стимулы очень важны. Если бы повышение квалификации подкреплялось материально, то тогда бы учитель больше занимался самообразованием. Но вопросы стимулов и мотивов тоже весьма непросты. Дело в том, что учительская профессия отличается от многих других. Пришедший работать учителем является человеком публичным. Самой профессией педагога определяется необходимость быть все время на уровне современных требований. Одно из главных – учитель должен быть конкурентноспособным. Но это в большей степени относится к городским педагогам. Сильный учитель может пойти работать в лицей, в гимназию или открыть свою частную школу. Другое дело – глубинка. С сельским учителем трудно конкурировать. На селе зачастую один педагог ведет сразу несколько предметов. Он там царь и бог, потому что он – вне конкуренции.
С психологической точки зрения учитель – тоже человек необычный. Это не лесник и не агроном. В конечном итоге результат работы педагога – качество знаний его ученика. Тот поехал поступать в вуз и не поступил. Почему? Очень часто потому, что ему дали плохие знания. Следовательно, качество знаний школьника является основным учительским стимулом для совершенствования. И тогда институт повышения квалификации становится для педагога помощником. В чем? В определении программы самообразования, вех, по которым он должен идти, к чему должен стремиться. Понимаете, процесс повышения квалификации – это то, что происходит вынужденно. Это не зависит от учителя. Его вынуждает сама жизнь. Нужно постоянно овладевать новыми знаниями, методиками, технологиями. А процесс познания, как известно, бесконечен.
Можно ли заставить учителя чаще повышать свою квалификацию?
В Законе «Об образовании» и в концепции модернизации говорится, что учитель должен повышать квалификацию один раз в пять лет. Это справедливо. Но в академии считают, что лучше было бы это делать раз в три года. Потому что, как показывают исследования, сейчас знания и наработки в науке обновляются намного интенсивнее, чем раньше. И в этом вопросе, конечно же, многое будет зависеть от финансовой позиции государства.
Комментарии