Масштабный проект «Формирование системы мониторинга экономики образования», реализуемый ГУ-ВШЭ и Фондом общественного мнения по заказу Минобрнауки РФ, позволил по-иному оценить работу системы среднего профессионального образования России. Об этом размышляет президент Союза директоров средних специальных заведений РФ Виктор ДЕМИН.
Результаты проведенного исследования показали, что система СПО по-прежнему востребована со стороны личности, общества, государства и обеспечивает подготовку практико-ориентированных специалистов для всех отраслей экономики и социальной сферы. Гибкость, краткосрочность, практико-ориентированность и невысокая стоимость обучения определили ведущее место СПО в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. Поэтому увеличивается или сохраняется неизменно высоким уровень приема на обучение в 90% образовательных учреждений СПО, а конкурс более чем в половине из них составляет один-два, а в четверти – от двух до четырех человек на место. Особо велик конкурс в учебные заведения, реализующие многоуровневые и многопрофильные профессиональные образовательные программы, это свидетельствует о возрастании роли колледжей как межрегиональных и региональных ресурсных центров образования и культуры, обеспечивающих не только подготовку специалистов повышенного уровня СПО, но и повышение квалификации и переподготовку кадров. Потенциал колледжей позволяет и дальше развивать их статус, интегрироваться с другими уровнями образования и обеспечить решение задач по модернизации и опережающему развитию СПО. В системе СПО широко распространена практика работы курсов по подготовке к поступлению, вместе с тем активность образовательных учреждений по отбору наиболее способных абитуриентов недостаточна, так как только 10% образовательных учреждений набирают большинство или половину поступающих по договорам со школами. Кроме того, недостаток общежитий сужает возможности проживания там иногородних студентов, слабо внедряются инновационные формы и методы открытого образования (в частности, дистанционные), обеспечивающие «обучение в течение всей жизни». Существующая система подготовки не всегда учитывает потребности выпускника в соответствии с его возможностями и способностями реализовать свои карьерные и профессиональные устремления для плодотворного и своевременного выхода на рынок труда. Это связано с тем, что карьерные устремления у многих выпускников направлены на получение высшего образования, что за время обучения порой не сформирован устойчивый профессиональный интерес. Немаловажную роль играет низкая цена молодого специалиста.
Востребованность выпускников системы СПО велика: около половины выпуска обычно распределяются по договорам с работодателями, но лишь треть образовательных учреждений строят сотрудничество с социальными партнерами на прочной договорной основе, а для большинства учебных заведений эти отношения носят эпизодический характер. К сожалению, некоторые руководители в определении дальнейшей стратегии развития образовательных учреждений, изменении структуры приема, внедрении инновационных форм обучения, открытии новых образовательных программ с учетом платежеспособного спроса населения предприятий и внесении других изменений проявляют инертность. Руководители недостаточно ориентированы на изучение и системный анализ рынка труда и образовательных услуг и влияния их на перспективы развития учебных заведений.
Система имеет довольно высокий уровень бюджетного финансирования, хотя абсолютный уровень финансирования остается недостаточным. Например, на имеющиеся средства удается повысить квалификацию только половине преподавателей. Не удается должным образом обеспечивать учебный процесс современным лабораторным оборудованием, компьютерами, учебной литературой, в результате все это не лучшим образом сказывается на качестве обучения и конкурентоспособности учебных заведений.
Внебюджетная деятельность образовательных учреждений СПО связана в основном с реализацией программ основного (100%) и дополнительного (37%) профобразования. Коммерческую деятельность, не связанную с реализацией образовательных программ, не ведут три четверти (более 75%) государственных образовательных учреждений и почти все (96%) негосударственные образовательные учреждения СПО. В будущем экономическая стратегия 80% образовательных учреждений СПО не нацелена на развитие коммерческой деятельности, не связанной с реализацией образовательных программ. Существующая коммерческая деятельность образовательных учреждений СПО в основном связана с ведением научных исследований и разработок (около 13%) и культурно-массовой деятельностью (около 9%).
В структуре расходов внебюджетных средств преобладают затраты, связанные с приростом оплаты труда (более 35%), ремонтом и строительством зданий (около 15%), приобретением и ремонтом оборудования (около 25%) и покрытием коммунальных услуг (около 10%).
Данные опроса показали определенную инертность руководителей учреждений (80-90%) в определении дальнейшей стратегии развития образовательных учреждений, изменении структуры приема, внедрении новых форм обучения, в частности дистанционного, открытии программ, рассчитанных на платежеспособный спрос населения и предприятий.
Около 70% образовательных учреждений отметили рост цен на платные образовательные услуги и программы. При установлении цен половина учебных заведений ориентирована на покрытие существующих расходов, 17% – на платежеспособный спрос, 15% устанавливают цены в соответствии с аналогичным бюджетным финансированием. Вместе с тем платежеспособный спрос населения и предприятий оценивается большинством образовательных учреждений (75%) как средний и низкий. Это обстоятельство не позволит значительно увеличить цены на платные образовательные услуги в ближайшее время.
Другая угроза роста внебюджетных средств – усиление конкуренции на образовательном рынке, которую испытывают 70% образовательных учреждений. Вместе с тем многие руководители недостаточно ориентированы на изучение рынка труда и рынка образовательных услуг и влияния их на перспективы развития учебных заведений. Так, 50-70% руководителей затруднялись ответить на вопросы, касающиеся аспектов взаимодействия образовательных учреждений как с социальными партнерами, так и с конкурентами.
Финансовое состояние образовательных учреждений напрямую оказывает влияние на обеспеченность учебного процесса ресурсами, которые включают кадровый потенциал, материально-техническую базу, информационную базу. Наиболее высоко в процентах к необходимому уровню оценивается обеспеченность образовательных учреждений СПО квалифицированными преподавателями (80-90%). Вместе с тем средствами для стимулирования преподавателей и для повышения квалификации образовательные учреждения обеспечены в среднем на 50%. Низкая оценка по этим показателям наиболее характерна для малых городов и сел – 40%. Неконкурентоспособность оплаты труда преподавателей – прямая угроза дальнейшего оттока квалифицированных кадров из сферы образования.
Удовлетворительно в процентах к необходимому уровню обеспечены образовательные учреждения СПО современными учебными программами (79,9%), компьютерами (70,5%), учебной методической литературой (76,9%), учебными площадями (83,7%) и мебелью (79,4%).
Наиболее низко в процентах к необходимому уровню оценивается обеспеченность образовательных учреждений СПО по следующим элементам: компьютерные программы и базы данных (58,2%), доступ в интернет (47,2%), научное оборудование и приборы (45,9%), общежития (63,2%).
Учреждения СПО могли бы довольно широко использовать возможности получения внебюджетных средств. Однако сложившаяся система налогообложения и отказ от налоговых льгот, предоставленных ранее Законом «Об образовании», отсутствие прочной законодательной базы в области экономики образования не позволяют рационально использовать полученные внебюджетные средства, сформировать устойчивый финансово-экономический механизм и обеспечить рациональность инвестиций в образование. Это обстоятельство приобретает особую значимость в условиях возможного сужения внебюджетной деятельности образовательных учреждений в силу снижения платежеспособного спроса населения, низкой заинтересованности и недостаточного участия работодателей и социальных партнеров в инвестиционной политике в сфере образования, обострения демографической ситуации. Государственная система СПО находится в условиях неэффективной конкуренции с негосударственным сектором образования, в том числе с развивающимися филиалами высших учебных заведений.
Но система, обеспечивающая получение доступного и массового профессионального образования более чем 2,5 миллиона молодых людей, должна получить новый импульс развития, который будет обусловлен укреплением роли государства в приоритетном развитии среднего профессионального образования и законодательном закреплении его положения как решающего фактора социально-экономического развития страны.
Комментарии