Споры о качестве учебной литературы, а особенно о ее многообразии, продолжаются уже не один год. И психологи, и учителя глубоко убеждены в том, что учебников по каждому предмету должно быть несколько. Ведь каждый учитель индивидуален, так же, как индивидуальны и его ученики, как неординарен любой человек. Какой должна быть современная учебная книга, что нужно сегодняшнему школьнику и преподавателю, как добиться самых высоких результатов при обучении, дать ученикам хорошие знания, заложить крепкий фундамент на будущее, суметь разжечь в них желание учиться и постоянно познавать – рассуждает директор по тематическому планированию издательства «Дрофа» Владислав Сивоглазов.
Досье «УГ»Владислав Иванович СИВОГЛАЗОВ родился 1 января 1950 года в городе Дрогобыч Львовской области. Окончил биологический факультет Московского государственного педагогического института по специальности «учитель биологии на французском языке».Кандидат педагогических наук. Вице-президент Российской ассоциации учителей-биологов, член-корреспондент РАЕН. Лауреат премии Президента России в области образования за создание УМК пособий по биологии для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений.Автор более 190 научных работ, среди которых – программы школьных курсов биологии, естествознания, природоведения, учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителей. Один из авторов современных концепций биологического образования 11- и 12-летней школы.
– Владислав Иванович, какое направление деятельности издательства можно считать приоритетным?
– При всем разнообразии книг, которые мы создаем для детей и взрослых уже почти четырнадцать лет, именно выпуск учебной литературы является для нас главным направлением. Из огромного списка нашей продукции более 2,5 тысячи наименований – учебники, справочники, задачники, всевозможные дидактические материалы и другие необходимые школе книги. Уже практически завершен выпуск всего школьного комплекта учебников с первого по одиннадцатый класс. Четко выстроенные авторские линии, научность, современный методический подход, а также обеспечение всей необходимой для учебы и преподавания литературой – вот что, пожалуй, характеризует все наши УМК. Мы наработали хороший издательский портфель. И продолжаем совершенствовать качество содержания книг и полиграфии.
– Это можно считать программой-максимум. А программа-минимум?
– Сегодня перед издательством стоит серьезная задача – в течение 2-3 лет мы должны привести наши учебники в соответствие с новыми стандартами. Несмотря на долгую дискуссию о легитимности стандартов, мы четко придерживаемся той нормативной базы, которая сейчас существует. Ее никто пока не отменял. Безусловно, работалось бы гораздо легче, если Министерство образования и науки само имело бы более четкую позицию (кстати, не только по стандартам) и столь же конкретно и однозначно высказывалось в средствах массовой информации по волнующим и учителей, и родителей, и издателей учебной литературы вопросам.
– Что делается в плане перехода на профильное обучение?
– Уже в этом году в «Дрофе» появится две линии учебников по химии (автор О.С.Габриелян), а также базовый учебник по биологии, рассчитанный на 1 час в неделю (авторы В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова и Е.Т.Захарова). Готовятся к выходу в свет и другие комплекты. Однако в связи с этим издательство вовсе не думает переключаться на что-либо одно – мы будем делать как профильные, так и базовые учебники. Более того, мы за то, подчеркиваю это, чтобы и учителя, и ученики имели выбор из двух-трех линий. Уверен, что конкуренции между этими линиями не будет, потому что они естественным образом отличаются друг от друга по многим параметрам – структуре, стилю изложения, иллюстрациям и т.д. Одним нравится классический курс, другим – новый, экспериментальный. Каждый учитель имеет право выбрать то, что и ему самому, и его ученикам более всего подходит.
– Профильное обучение начинается с предпрофильной подготовки…
– Мы рассматриваем это направление работы несколько шире, чем другие, потому что глубоко уверены: начинать предпрофильную подготовку в 9-м классе слишком поздно! Времени не хватит не только у детей, но и у учителей. Такую работу нужно начинать примерно с 6-7-го класса. И для этих целей вполне подходит та же кружковая деятельность, которая была хорошо развита в школах несколько десятилетий назад. Поэтому здесь мы не пытаемся создать нечто принципиально новое, а лишь реанимируем то, что уже существовало ранее, привязывая это к новым целям. К выпуску готовятся не только сборники программ по предпрофильной подготовке, но и пособия для них. Это направление очень важно, т.к. практический интерес к тому или иному виду деятельности, к какой-либо науке закладывается в раннем возрасте, причем преимущественно во внеурочное время. А к 9-му классу нужно уже подводить итоги, чтобы осознанно и взвешенно выбрать какой-либо профиль, предварительно попробовав себя во всем.
– Издаете ли вы элективные курсы?
– Да, конечно же. Дело в том, что раньше их называли по-разному – факультативы, спецкурсы и т.д. И одно время таких занятий в школах было много, а потом, очевидно, с усложнением программы и нехваткой времени число их резко сократилось. Поэтому мы, решив помочь учителям России, уже в 2005 году выпустим порядка двадцати программ и пособий самых различных курсов по всем предметам школьного обучения. Это книги, значительно расширяющие знания учащихся, уже в какой-то степени определивших свой профиль. Среди них «Основы делового общения» С.Ф.Сизикова, «Общество, экология, экономика: устойчивое развитие» В.Б.Калинина, «Строение вещества» Е.В.Савинкиной, «Язык математики» Н.Л.Шубиной и Н.Л.Стефановой, «Человек. Общество» А.П.Логунова и другие. В наших изданиях педагогам предлагается сразу несколько вариантов проработанных и апробированных на практике программ. Мы уверены, что сейчас, в связи с усилением значения различных занятий, связанных с подготовкой в вузы и к ЕГЭ, это направление обещает быть очень востребованным. Мы не стремимся публиковать какие-либо крупные монографии по элективным курсам – это будут компактные интересные блоки, рассчитанные на 10-12, максимум 35 часов. Учителям будет предоставлен достаточно широкий выбор. По каждому предмету планируется создать порядка 10-12 программ, а затем под наиболее популярные курсы мы выпустим и пособия. Здесь хочу отметить, что и программы, и пособия не ориентированы конкретно на наши учебники, они могут быть использованы к любым учебным книгам.
– Не все дети могут (или хотят) учиться в классе, и не всем хватает того материала, который они получили в школе. Как быть?
– Сейчас достаточно большое количество ребят имеют возможность обучаться экстерном. Естественно, что обычные учебники, созданные для классического способа обучения, им не совсем подходят. Здесь требуется более лаконичный курс, который сконцентрировал бы в себе все необходимое по программе, позволив ученику самостоятельно освоить минимум знаний, заложенный базисным учебным планом. Есть и другая группа детей, нуждающаяся в углубленном изучении отдельных направлений – как самостоятельно, так и совместно с родителями или учителями. Для них мы создали серию пособий под общим названием «Гимназия на дому». Эти книги также могут быть использованы ребятами при подготовке к сдаче ЕГЭ и обычных экзаменов (переводных, выпускных или приемных), а также удовлетворить их интерес в отдельных областях наук. Здесь хочу отметить, что книги данной серии отнюдь не являются какими-либо пособиями для поступающих в высшие учебные заведения. Они лишь позволяют узнать тему гораздо шире и глубже, чем того требуют экзамены. Ведь за что сейчас в основном критикуют учебники? За то, что многие из них написаны слишком сухо, что в них очень много серьезного материала, формул, цифр и мало интересных примеров, ссылок, отрывков, рисунков. Так вот книги серии «Гимназия на дому» призваны помочь «сухому» учебнику «размочить» темы, которые изложены кратко. Причем они отнюдь не дублируют материал справочников и энциклопедий, потому что преследуют разные цели – не только дать информацию, но и помочь усвоить ее.
– Политика издательства – создание учебно-методических комплектов. Чем вы пополняете их?
– По каждой линии у нас подготовлено 5-6 пособий для школьников и педагогов – рабочие тетради, справочники, методические рекомендации, определители, атласы и многое другое. Например, сейчас пришли к новому типу пособий – тетрадь по оценке качества знаний. Она организует работу на уроке, но в отличие от традиционной тетради для ученика ее основная цель – именно проверка знаний, а в дальнейшей перспективе – целенаправленная подготовка к единому государственному экзамену. Примечательно, что здесь мы решили не давать ответы в конце тетради, за что нас немало критиковали, однако такова наша позиция: поиск правильного ответа должен происходить только самостоятельно или в диалоге – с учителем, одноклассниками, родителями. Помимо ряда очевидных преимуществ тетрадь еще хороша тем, что она способна заменить традиционную, в которую заносят записи и рисунки.
Также мы решили помочь учителям и ученикам, выпустив серию «Темы школьного курса». Это своего рода книга для чтения по предмету, но ее главная цель – расширить и углубить изучаемый материал, дополнив учебник. Прочтя более подробно о том, что в учебнике было написано предельно кратко, ученик получает возможность лучше понять сложные моменты изучаемой темы, подготовиться к контрольной, олимпиаде, докладу, реферату, экзамену. Назову лишь некоторые из них: Е.Э.Ратбиль. «Волновая оптика»; Е.А.Бунимович и В.А.Булычев. «Вероятность и статистика»; Г.К.Муравин и О.В.Тараканова. «Элементы тригонометрии» и другие.
– Сейчас выпускается довольно много литературы под единым заголовком «Готовим к ЕГЭ». Что здесь предлагает «Дрофа» школьникам?
– Мы пошли по направлению создания особых книг – не просто тоненьких брошюрок-однодневок с одним лишь вариантом вопросов по отдельной теме, а своего рода целых энциклопедий тестов. Так, по каждому предмету у нас выходят две-три, а по биологии, например, даже четыре объемные книги, которые охватывают все разделы. Этот материал может быть использован учителем в процессе организации тематического контроля, для проверки знаний в конце года и конечно, решения главной цели, для которой эти пособия, собственно, и созданы, – качественной подготовки к экзаменам. Кроме того, ученики с успехом могут использовать эти книги для подготовки к олимпиадам, в частности международным, поскольку на соревнованиях этого уровня очень много заданий представлено именно в виде тестов.
– Выпуская любую продукцию, нужно иметь очень четкое представление о том, как воспринимают ее на местах…
– Именно поэтому мы организовали по стране около 60 экспериментальных площадок, где апробируются наши комплекты и новинки. А специально созданный для этих целей учебно-методический отдел отвечает за осуществление обратной связи с регионами. Достаточно сказать, что в год мы проводим в самых разных городах России порядка 260 мероприятий – семинаров, «круглых столов», конференций. Их цель – выяснить, как учителя работают по нашим учебникам, выслушать замечания и предложения, чтобы учесть их при переиздании книг, а также дать возможность самим авторам встретиться с учителями и методистами и рассказать им, как лучше использовать книги УМК на практике.
Хочу сказать, что на таких встречах мы находим обоюдный интерес. Ведь преподаватели работают в самых разных условиях и с самыми разными ребятами, у каждого из учителей есть свои подходы, свои «изюминки» при подаче учебного материала, организации уроков, опросов. И просто грех не донести их опыт и творчество до других. Именно поэтому мы создали у себя серии «Мастер-класс» и «Современный урок». Это книги, написанные лучшими российскими учителями-практиками, методистами высшего класса. В них собраны планы уроков, описан опыт работы по авторским программам, приведены сценарии занятий, описана технология преподавания предмета. Мы приглашаем всех учителей к сотрудничеству. В дальнейшем из ваших наработок может получиться ценнейшая книга для коллег. Ведь такие издания в «Дрофе» уже вышли – например, «Уроки русского языка в 5 классе» автора Г.П.Лазаренко, «Уроки геометрии в 7-9 классах» авторов Е.С.Смирновой и И.Ф.Шарыгина, «Путеводитель в мире литературы» М.В.Моисеева и другие.
Мы убеждены, что благодаря нашим встречам, совместному сотрудничеству авторов, учителей и издателей учебная литература станет еще лучше, интереснее.
Комментарии