Как показывают результаты социологических опросов, к профильному обучению учителя, ученики и родители относятся положительно. А это значит, что формируются объективные потребности в создании УМК, которые станут основой образовательного процесса в 10-11-х классах. Речь идет прежде всего о создании целой системы базовых и профильных учебников по всем предметам базисного учебного плана.
Программы элективных курсов. . 10-11 классы. Профильное обучение.В сборник включены шесть авторских программ: «От теории литературы – к практике филологического анализа литературного произведения», « русского зарубежья», «Искусство анализа художественного текста», «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», «Современный отечественный литературный процесс», «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы ХХ века».
Издательство «Дрофа» работу в этом направлении развернуло заблаговременно: первые учебники, учитывающие реалии профильного обучения, поступят в школу уже в этом году. Назовем, например, базовые учебники по общей биологии для 10-11 классов В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой и других, обществознанию для 10 и 11 классов А.Ф.Никитина, физике для 10 класса В.А.Касьянова, химии для 10 и 11 классов О.С.Габриеляна. Подготовлены и изданы профильные учебники по русскому языку для 10-11 классов В.В.Бабайцевой, геометрии для 10 и 11 классов Е.В.Потоскуева, Л.И.Звавича, общей биологии для 10 класса В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина, мировой художественной культуре для 10 класса Г.И.Даниловой и др.
Но профильное обучение невозможно без так называемых элективных курсов. Причем совершенно очевидно, что их изучение в профильной школе должно быть обеспечено качественными, написанными авторитетными учеными учебниками и пособиями. Как и любой книге для школьников, этим курсам необходим продуманный методический аппарат. Важно, чтобы они опирались на солидные программы и дополняли друг друга, имели осмысленные связи с профильными и базовыми учебниками.
Всеми этими качествами обладают учебные пособия по элективным курсам, которые с 2005 г. издаются в «Дрофе». Расскажем подробнее о некоторых из них.
Литература
Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение.
В сборник включены шесть авторских программ: «От теории литературы – к практике филологического анализа литературного произведения», «Литература русского зарубежья», «Искусство анализа художественного текста», «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», «Современный отечественный литературный процесс», «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы ХХ века».
В каждой программе раскрывается содержание курса, рекомендуются наиболее эффективные формы и методы его организации.
А.В.Леденев, Т.В.Леденева. «Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы». 11 класс.
Книга предназначена для учеников старших классов с углубленным изучением литературы и английского языка. Работая с ним, ребята смогут усовершенствовать навыки литературоведческого анализа поэтических и прозаических текстов, овладеть на практике сравнительным анализом произведений русских и зарубежных писателей, научиться ориентироваться в пространстве мировой литературы и воспринимать русскую литературу как уникальную часть мирового целого, переводить «свой» текст в «чужую» культурную шкалу. Но главное, что дает знание сопоставительного анализа – умение вести диалог на продуктивном уровне, бережно относиться к чужому мнению и, наконец, позволяет убедиться, что такой диалог помогает лучше понять и оценить собственную культуру.
Чтобы на уроке можно было более результативно работать, в состав учебного пособия включены тексты анализируемых англоязычных произведений – Э.По, Р.Фроста, Р.Киплинга, У.Фолкнера, Э.Дикинсон и других, а также варианты переводов на русский язык. Если текст на английском языке предназначен для самостоятельного чтения, он сопровождается небольшим словариком наиболее трудных для перевода слов или словосочетаний.
Чтобы облегчить работу учителя, авторы элективного курса снабдили методические рекомендации поурочными планами, всевозможными справочными материалами (историко-литературные сведения, справки о творчестве авторов, истории создания произведений), содержанием предполагаемых ответов учащихся.
Т.Г.Кучина. «Современный отечественный литературный процесс». 11 класс.
В книге рассматривается творчество писателей конца ХХ – начала ХХI века. Здесь представлены основные литературные направления, определившие развитие современной литературы, и прежде всего одно из самых влиятельных культурных явлений второй половины ХХ века – постмодернизм (Вен.Ерофеев, Саша Соколов, Т.Толстая и др.). Постреалистическая проза представлена творчеством Л.Петрушевской, В.Маканина, С.Довлатова, Г.Владимова. Неосентиментализм изучается на примере произведений Л.Улицкой. С основными особенностями концептуализма ребята знакомятся в стихотворениях Д.Пригова, Л.Рубинштейна. Современная поэзия представлена творчеством Т.Кибирова, Л.Лосева. И наконец, такое явление, как массовая литература, показано через произведения Б.Акунина.
Учебное пособие содержит разноуровневые вопросы и задания по анализу произведений, материал для самостоятельной работы, отрывки из критических работ на изучаемые произведения, подробную библиографию.
Математика
С.А.Гомонов. «Замечательные неравенства, их обоснование и применение».
Учебное пособие является победителем конкурса НФПК по разделу «Элективные курсы». Книга адресована учащимся, которые желают расширить свои знания по математике. Она может быть полезна в профильной школе при организации занятий по физико-математическому профилю, а также для организации внеклассных занятий и при подготовке к математическим олимпиадам, где обязательно встречаются задания на доказательства с применением неравенств.
В книге изложены наиболее распространенные и универсальные приемы получения и применения неравенств с переменными и основные методы доказательства числовых неравенств. Востребованность этого раздела математики необычайно велика. Именно он демонстрирует близость математического творчества к художественному, так как процесс изучения неравенств и их приложений неформален и мало алгоритмизуем. Поэтому важно приобрести практические навыки решения задач на установление и применение неравенств, осваивая при этом наиболее общие приемы и методы доказательства неравенств.
Данное пособие состоит из двух частей. В первой части излагаются наиболее общие приемы сравнения действительных чисел и установления истинности неравенств с переменными. Вторая часть знакомит с основными источниками-генераторами замечательных неравенств, дает представление о применении неравенств при решении оптимизационных задач, позволяет подвести к пониманию идей такого современного раздела математики, как выпуклый анализ.
История и обществознание
А.Я.Юдовская, С.А.Морозова. «Становление гражданского общества: исторические истоки».
Пособие содержит познавательный, воспитательный и обучающий материал, знакомит школьников со сложной историей становления гражданского общества и правового государства, способствует формированию гражданственности.
Курс носит межпредметный характер, поскольку расширяет образовательное пространство в области трех школьных предметов – истории, права и обществознания. Он не повторяет изученное школьниками в основной школе, а выводит их на более высокую ступень знания и создает условия для творческой и проектной деятельности с последующей презентацией результатов. Курс стимулирует интерес к чтению научно-популярных и научных книг по собственному выбору.
Иностранные языки
Т.О.Догаева. «Вводный курс делового письма». 10-11 классы.
Данное пособие посвящено формированию одного из наиболее востребованных в наши дни видов речевой коммуникативной деятельности – письму. В последнее время письменное общение стало играть значительно большую роль, чем прежде.
Построение пособия и его основные тексты логичны и просты, а краткость и компактность позволяют использовать его в качестве самоучителя.
Курс привлекателен своей прагматической ценностью. Он помогает ученикам успешнее сдать экзамен, снабдит знаниями, необходимыми в целом спектре профессий, поможет грамотно организовать общение в электронном формате.
Книга для учителя содержит формулировку целей занятий, осваиваемый языковой материал и ключи к упражнениям. Автор считает, что такая структура позволяет использовать пособие как для работы в классе, так и в качестве самоучителя. Книга отвечает требованиям общего образования и соответствует основным положениям концепции старшей профильной школы.
О.В. Фролов. «Французская провинция». 10-11 классы.
Предлагаемое учебное пособие адресовано учащимся старших классов, абитуриентам и студентам, а также всем тем, кто интересуется Францией и французским языком.
Пособие поможет учащимся совершить виртуальное путешествие во французскую провинцию, познакомиться с ее историческими и современными достопримечательностями, с образом жизни, традициями и одновременно значительно расширить и углубить знание французского языка, развить навыки чтения и говорения.
Тексты снабжены переводом отдельных лексических единиц и необходимым комментарием, что позволяет использовать пособие как на аудиторных занятиях под руководством преподавателя, так и при самостоятельном изучении страноведческого материала, не прибегая к помощи словарей и справочников.
География
Н.В.Короновский. «Геология». 10-11 классы.
Автор пособия – доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой динамической геологии, академик Российский академии естественных наук. Простым и доступным языком он рассказывает о новейших достижениях современной геологической науки. Курс обращен к ученикам профильных химических, химико-биологических и биолого-географических классов. Это первое пособие, в котором учтены требования государственного образовательного стандарта по географии для средней (полной) школы.
Л.Л.Розанов. «Геоэкология». 10-11 классы.
Доктор географических наук старший научный сотрудник отдела физической географии и природопользования Института географии Российской академии наук Л.Л.Розанов создал учебное пособие для старшеклассников, обучающихся в классах физико-химического, химико-биологического или биолого-географического профилей. Материалы книги позволяют сформировать у школьников глубокие представления об окружающей среде и происходящих на глобальном и региональном уровнях (на примере России) процессах.
Комментарии