search
main
0

Конкретная проблема Какая работа по литературе может быть признана научно-исследовательской?

Идут конференции школьников. Ученики защищают “научно-исследовательские” работы по литературе. Взгляды учителей расходятся: учителю, выступающему в роли научного руководителя, трудно согласиться, что большой труд ученика не отвечает главному критерию – работа не носит исследовательский характер.
Так какая же работа по литературе может быть признана исследовательской? И как учителю организовать и построить процесс совместной деятельности с учеником, чтобы получить необходимый результат – подлинно исследовательскую работу на уровне школьных требований?
Начнем с того, что может быть объектом исследования по литературе (именно этот вопрос чаще всего задают учителя).
Прежде всего это конкретная литературная проблема. Найти ее для исследования непросто. Она должна быть заложена в теме работы ученика и быть актуальной, с точки зрения старшеклассника. Поиск и формулировка проблемной темы – очень значимый этап совместной деятельности учителя и ученика. Учитель создает ситуацию, провоцирующую ученика на ее поиск, для чего заинтересовывает, интригует новизной, необычностью замысла, оригинальностью его воплощения в творчестве того или иного писателя, не раскрывая их. Осознание актуальности избранной учеником проблемы ведет его к поиску решений.
“Все чаще на вопрос “О чем ты мечтаешь, чего бы ты хотел достичь в жизни?” – звучит неопределенный ответ моих сверстников: “Не знаю”. Произошла какая-то дезориентация в духовно-нравственных ценностях людей. Именно поэтому я решил исследовать проблему утраты нравственных ориентиров современным обществом путем сравнительного анализа повести “Неупиваемая чаша” И. Шмелева и “Преподобный Сергий Радонежский” Б. Зайцева”.
(Из работы Артема Каримова)
“Для меня тема “Женщина в романах Набокова” актуальна как для девушки. Ставя перед собой задачу: выявить черты характера, свойственные набоковскому типу женщины, создать ее обобщенный образ, может быть, я лучше сумею понять себя, а через себя литературу”.
(Из работы Кристины Архиповой)
Хорошо, если автор или его произведение мало знакомы ученику, это поддерживает устойчивый интерес.
Данная тема не должна быть широко освещена в критической литературе, чтобы ученик во избежание реферативного характера работы был поставлен в ситуацию почти абсолютной самостоятельности. Но вместе с тем необходима какая-то точка зрения, определенная позиция и оппозиция в критике, от которых ученик мог бы оттолкнуться в своих размышлениях. Научно-исследовательская работа предполагает умение ученика дать обзор и анализ критической литературы.
“…наибольшую помощь в раскрытии данной темы (“Набоковская Россия”) оказали мне такие критические статьи, как “Набоков в поисках потерянного рая” (автор В. Ерофеев), “Феномен Владимира Набокова (автор Н. Анастасьев)…
…А.С.Мулярчик “Постигая Набокова”. Автор исключительно точно, на мой взгляд, видит причины возникновения у Набокова пламенного патриотического чувства и помогает глубже постигнуть творчество этого великого писателя…
…Но ведущим исследователем творчества В. Набокова является З. Шаховская. Ее книга “В поисках Набокова. Отражения” во многом мне помогла, но по отдельным вопросам я вынужден с ней не согласиться и свою точку зрения изложу в работе.
Однако основным источником понимания исследуемой мною проблемы является творчество самого писателя. Наиболее сильно она звучит в таких произведениях, как “Машенька”, “Другие берега”, на которых я и остановился”.
(Из работы Вадима Сапунова)
Далее следует самостоятельный отбор произведений для исследования, наблюдения за развитием интересующей проблемы в творчестве писателя (или отдельном его произведении).
Предметом исследовательской работы по литературе должна быть не только мысль писателя, но обязательно – художественное слово, т.е. собственно исследование текста, основанное на технологии его комплексного анализа, хорошо прописанной в различных методических газетах и журналах.
Исследовательская работа над словом писателя – кропотливый труд, требующий хороших знаний, образного мышления, языкового чутья, речевых умений и навыков, большой индивидуальной работы с детьми, занимающий много времени.
Но именно умение школьников проникать в “художественную ткань” литературных произведений является учебной базой в практической подготовке старшеклассников к научно-исследовательской работе по литературе и русскому языку. Первый шаг в этом направлении – обучение небольшой группы учеников, создание литературно-исследовательского кружка.
Интерес детей к литературно-исследовательской работе может поддерживаться систематическим участием этих детей в городских, республиканских, всероссийских конкурсах творческих работ.
Вот некоторые выдержки из отзывов учеников 9-го класса, занимавшихся комплексным анализом текстов 3 года назад.
“Работа над комплексным анализом текста помогает почувствовать красоту языка, его удивительную силу. Пробуждается языковое чутье, можешь точнее выражать свои чувства и мысли”.
(Кристина Архипова)
“Делая комплексный анализ текста, я научилась намного глубже проникать в смысл произведений”.
(Ольга Чевыкалова)
“Бесспорно, комплексный анализ текста сложное дело, но полезное и интересное”.
(Екатерина Черняховская)
Умелая аналитическая работа в сочетании со строгим отбором материала в соответствии с проблемой и подчинение его задачам исследования заканчивается обобщением и выводами.
При правильно организованной работе с детьми в процессе всего исследования у них должно создаваться ощущение делаемого открытия, новизны, свободы и самостоятельности разрешения поднятой проблемы.
Морально-психологическая и учебно-методическая поддержка школьников, умение вести их к цели, обучение исследовательским навыкам, создание атмосферы самостоятельного поиска, творчества – вот главные условия и средства успешного, неформального объединения учеников для исследования сложных, слабо освещенных в литературе проблем.
Татьяна САННИКОВА,
методист-инспектор Мирнинского управления образования
Удачный,
Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте