В город Сокол, от которого рукой подать до столицы Вологодской области, меня привело письмо участников регионального клуба «Учитель года» новому губернатору Вологодчины Олегу Кувшинникову. В письме говорилось: «Просим вас вмешаться в ситуацию, сложившуюся вокруг заслуженного учителя РФ, победителя конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, победителя конкурса «Учитель года России-2010», учителя БОУ СМР «СОШ №2» г. Сокола Вахрамеева Вячеслава Вячеславовича. В прошедшем году на августовском педсовете В.В.Вахрамеев высказал некоторые критические замечания в адрес политики Министерства образования, после чего начальником УО Смирновой Еленой Игоревной организовано давление на него с целью вынудить уйти из школы».
Елена Смирнова, конечно, не стала предъявлять победителю конкурса «Учитель года» Вячеславу Вахрамееву открытые претензии из-за критического выступления. Собственно, малого Хрустального пеликана наш герой получил в том числе и за свое особое мнение об образовательной политике, высказанное во время конкурсного испытания – «круглого стола» с министром образования Андреем Фурсенко. Как считают соратники Вячеслава Вячеславовича по клубу, коллеги по школе, Елена Игоревна поставила перед собой задачу уличить учителя года в том, что он ни за что получает большую зарплату. Дело в том, что сокольский филолог уже много лет преподает литературу не только в средней школе №2 детям, но и учит взрослых, волею судеб попавших в стены исправительной колонии ИК-4, которая расположена в городе Сокол. Учиться по предметам школьной программы осужденные имеют возможность в учебно-консультационном пункте (УКП), который структурно входит в школу №2. Нагрузка «на зоне» высока – 28 часов в неделю, то есть 7 уроков 4 раза в неделю (педколлектив в таком специфическом учебном заведении не может быть большим). Плюс надбавки за работу в условиях особого и строгого режимов. И нагрузка, и доплата складываются в нормальную зарплату, на которую можно более или менее прилично существовать. Заметьте, Вячеслав Вахрамеев не перешел, победив в конкурсе, в какую-нибудь элитную школу Вологды (до нее всего 30 км)…Почему-то Елене Игоревне это не понравилось… Она, вновь цитирую письмо клуба «Учитель года Вологодской области», «упорно пытается обвинить Вахрамеева В.В. в незаконном получении заработной платы и оказывает давление на директора школы с требованием снять всю учебную нагрузку В.В.Вахрамеева в школе с откровенной формулировкой, что «Вахрамеев стал слишком много получать денег». Вот что мне было известно еще до командировки. А еще – что в школу и в УКП приезжали с проверками, в том числе ОБЭП. Отдельно проверили журналы УКП. Никакого криминала проверки не выявили. Я надеялась узнать, какой повод стал причиной внимания к учителю года. Но, увы, настоящего разговора в администрации Сокольского района не получилось. Ни с Еленой Смирновой, ни с главой района Сергеем Сорогиным, ни с первым заместителем главы администрации Михаилом Романовым. Нет, мы побеседовали, конечно. Меня приняли исключительно вежливо и доброжелательно. Но на все мои вопросы ответили недоумением.Михаил Романов: «В отношении Вахрамеева нет никакой проверки. Определенная работа ведется в отношении второй школы в целом по жалобам родителей». Сергей Сорогин: «У нас город проблемный, бюджет ограниченный, но мы специально для Вячеслава Вячеславовича отремонтировали класс за счет бюджета района. Оснастили компьютерами, новой мебелью. Жалоб на Вахрамеева нет. У меня к нему как учителю нет никаких вопросов». Елена Смирнова: «Проверяется деятельность учреждения. К Вячеславу Вячеславовичу претензий нет. Это директор решает, лишить его часов или нет. Я как могу решать, справляется он или нет? Ни в одной родительской жалобе фамилия Вахрамеева не упоминается. Если даже он задействован в проверке, то наряду с основным педагогическим персоналом школы в качестве свидетеля». Смелое выступление филолога на августовской конференции Елена Игоревна похвалила: мол, как хорошо, что правду сказал о нашей жизни…Руководствуясь правилами журналистского расследования, я направилась во 2-ю школу. И через два часа выяснилось, что очень многое в словах моих собеседников из администрации неправда… Факты – упрямая вещь.Факт первый. ОБЭП проверял отдельно именно деятельность учителей, работающих в колонии, а их там всего четыре. Каков повод? Вряд ли находящиеся в исправительном учреждении граждане подавали жалобы на своих педагогов. Думаю, они бы благодарность написали, если бы им дали такое право, судя по тому, что некоторые из осужденных доверяют Вячеславу Вахрамееву знакомство со своим литературным опытом.Факт второй. Обновленный кабинет Вячеслава Вахрамеева – дар от администрации района? Нет, коллективный подарок. Интерактивная доска и документ-камера получены на конкурсе «Учитель года России». Телевизор, маркерная доска, ноутбуки ученикам, мультимедийная установка куплены на деньги, взятые из миллиона, выделенного на реализацию ФГОС. Районный бюджет подарил Вахрамееву только парты и занавески. А ремонт… тут отдельная история. Школа-то на ремонт из муниципального бюджета последние 20 лет ни копейки не получает. И на этот раз, хотя глава районной администрации и пообещал Вячеславу Вячеславовичу кабинет, денег на ремонт не нашлось. Пришлось директору школы наскрести 10 тысяч из школьного бюджета, купить водоэмульсионную краску, белила, а уж школьные технички совершенно бесплатно покрасили пол, побелили стены, фанерой околотили. Факт третий. Фамилия «Вахрамеев» в жалобах родителей все-таки звучит. Прямо на первой странице обращения, датированного декабрем прошлого года, читаю: «Часто выгоняют с урока, порой по всяким мелочам или из-за опозданий даже ненадолго. Учитель Вахрамеев В.В. выгоняет часто. Родителям объясняет, что ему очень не нравится, когда опаздывают». Не буду утверждать, что все учителя школы №2 города Сокола белые и пушистые, а все родители обманщики, или наоборот… Второй и базовый пласт истории с учителем года Вахрамеевым – ситуация в этом учебном заведении. Она требует отдельного расследования, подробного, с участием заинтересованных сторон и третьей, независимой. Ядро конфликта – нынешний 8-й класс и случай, который произошел, когда ребята однажды писали самостоятельную работу на уроке математики. Как всегда, вертелись, задание не выполняли, скучали… Учитель математики Татьяна Александровна Капина сорвалась на ученицу М., выгнала ее из класса и несколько уроков обратно не пускала, пока девочка не попросила прощения, заметив при этом возмущенно: «Я же вас не обзывала!» И тут педагог снова сорвалась. Признается честно: «Я ей ответила: «Если бы ты меня обозвала, я бы забыла, что я учитель, размазала бы тебя по стенке, и родители тебя бы не отклеили». И помахала рукой перед носом девочки. Ребята рассмеялись. Мама оскорбилась. Я не имела права говорить так, но понесло…» Слова неправильные, действия тоже, это понятно. В этой ситуации никто не ведет себя правильно. Достаточно было два дня провести в школе, чтобы понять это. Сижу, пью чай у завучей. Педагог привела школьниц, которые не просто опоздали на урок, а пропустили первые занятия, да еще и ведут себя вызывающе. В чем дело? Девочка, хорошенькая, стройная, модно одетая, прижимая руки к животу, кокетливо улыбаясь, говорит, что плохо себя чувствует. А почему опоздала? «Я не виновата! – уверенным голосом заявляет ученица. – Мама меня не разбудила, ушла на работу, а мобильник у меня валялся под кроватью незаряженный… Подружка не зашла за мной. Вот и проспала». Действительно, ни в чем не виновата. «И вообще мне ужасно надоело учиться». Девочка рассказывает, что призналась маме: не любит черчение, не хочет ходить на урок. И мама ей ответила: «Твое дело». Девочке скоро будет 15 лет, и она сможет перейти в вечернюю школу.80% учеников 2-й школы – из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей. И если мама этой девочки не занимается ребенком потому, что много работает, то другие родители плохо воспитывают своих чад потому, что пьют, сидят в тюрьме или отчаялись найти работу. В Соколе один за другим закрываются предприятия, недавно прекратил функционировать хлебокомбинат. Градообразующее предприятие, Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат, дышит на ладан. Школа №2 оказалась в худшем положении, нежели другие учебные заведения, так как располагается на окраине и район здесь самый бедный из всех. Дополнительные образовательные услуги у родителей, понятно, не очень востребованы, спонсорскую помощь они оказать практически не могут. Порой, выбираясь с детьми в театр, в музей, педагоги вынуждены из собственного кошелька оплачивать проезд самых бедных учеников, жалко им ребят… Наверное, учителя здесь собрались не самые яркие, интересные и креативные (о Вячеславе Вахрамееве – отдельный разговор), но они пытаются дать ребятам образовательный минимум, стараются возить их на олимпиады, конкурсы, не претендуя, правда, на призовые места. Между тем в последнее время на всех совещаниях школу №2 склоняют как самую худшую. Достается директору Галине Отряскиной. Елена Смирнова считает ее плохим управленцем. Разговоры начальника управления образования и директора школы №2 сводятся к одному: «Увольняйся, Отряскина». Галина Генриевна сопротивляется, потому что школу свою любит и виноватой себя не считает. К сожалению, конфликт этот отчасти и межличностный, идет война характеров. Тут бы начальнику управления образования и показать свою мудрость руководителя. Но Елена Игоревна и не думает скрывать или сдерживать свой крутой нрав: «Я с характером. Иногда могу потребовать от подчиненных, как иначе?» Показательная лексика, не правда ли? Не коллеги, а подчиненные… Между тем до мая прошлого года Смирнова сама была директором. Должна, как никто другой, понимать проблемы руководителей школ, помогать. Увы, никакой помощи Отряскина не дождалась. Жалобы родителей в управление образования Смирнова передавала в прокуратуру. Она не стала в этой ситуации третейским судьей, не приехала в школу, чтобы собрать всех участников конфликта и попытаться его разрешить… Пока готовилась эта статья, в школе прошла проверка Департамента образования области – это оперативно отреагировал на письмо клуба губернатор Вологодской области. На основании акта проверки департамента прокуратура заявила о многочисленных нарушениях. Насколько они весомы, конечно, могут говорить лишь специалисты. По словам самой Галины Отряскиной, главная ее вина – отсутствие лицензии у присоединенного к школе Дома детского творчества. А дополнительное образование присоединило управление образования. Что в результате? Вместо того чтобы дать директору шанс исправить упущения (у какой школы их нет?!), Смирнова милостиво позволила Отряскиной уволиться по собственному желанию. И вот в конце учебного года школа осталась без руководителя и учителя информатики.Что будет с Галиной Отряскиной, которую теперь не хотят брать ни в одну школу города, опасаясь недовольства Елены Смирновой? Будет ли продолжаться проверка Вячеслава Вахрамеева, несмотря на то что официально заявлено – никаких претензий к нему нет? На мой взгляд, в этой сложной ситуации надежда одна – на помощь начальника Департамента образования Вологодской области Елены Рябовой. Конечно, муниципалитеты – самостоятельные субъекты, но иногда требуется вмешательство мудрого руководителя, который видит корень проблемы. В разговоре со мной Елена Рябова сразу сказала: «То, что возник конфликт, – это серьезная проблема руководителя управления образования. Любой управленец отвечает за то, что происходит в системе, вверенной ему. Грамотный управленец даже при наличии проблем – неисполнения должностных обязанностей, взаимоотношений и так далее – должен их решать внутри системы, грамотными способами». Фактически Елена Олеговна поставила двойку руководителю Управления образования Сокольского района, которой надо учиться строить нормальные отношения с коллегами, учиться ценить потенциал учителей года, как это делают на уровне области.Мы обязательно будем следить за ситуацией в Соколе.г. Сокол, Вологодская область
Комментарии