search
main
0

Конфликт в школе: Минпросвещения подготовило инструкцию для учителей

Минпросвещения России подготовило и направило в регионы руководство для учителей, где прописаны основные алгоритмы действий в конфликтных ситуациях.

Фото: ru.freepik.com

Инструкция содержит базовые сведения о причинах возникновения агрессии, закрепляет профессиональную позицию педагога и описывает алгоритмы анализа сложных ситуаций. Отдельный раздел детально регламентирует действия педагога при угрозе физического воздействия.

Документ включает практические рекомендации по снижению эмоционального напряжения, корректному переносу дискуссии за пределы учебного процесса, организации профилактической работы.

Инструкция для педагогических работников «Как остановить агрессивное поведение: действия педагога» утверждена 11 декабря на заседании Совета Минпросвещения России по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников (Москва).

В документе прописан четкий порядок действий педагога в конфликтных ситуациях: от урегулирования текущих инцидентов до создания безопасной образовательной среды и предупреждения подобных случаев в будущем.

Педагоги и Общероссийский Профсоюз образования рассказали «Учительской газете», что думают о нововведении.

Лариса Солодилова, председатель Общероссийского Профсоюза образования, сопредседатель Совета Министерства просвещения РФ по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников

Инструкция для педагогов по действиям в случае возникновения агрессивного поведения обучающихся в ходе образовательного процесса является методическим дополнением к существующим законодательным нормам и правилам, установленным для всех участников образовательных отношений.

Методические рекомендации, подготовленные Министерством просвещения Российской Федерации с участием Центра защиты прав и интересов детей, направлены прежде всего на своевременное купирование агрессивного поведения со стороны обучающегося, описывают первоочередные действия педагога при физической агрессии, меры по профилактике конфликтных ситуаций и др.

Инструкция будет полезна как молодым педагогам, так и педагогам со стажем. Кроме того, она содержит практикум медиатора и другие полезные методические материалы по работе с агрессивным поведением обучающихся, с родителями и др.

Ирина Замшина, учитель начальных классов МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н. Кугультинова» с. Эсто-Алтай, Республика Калмыкия, региональный представитель Всероссийского сообщества наставников-просветителей:

Безусловно, инструкция Министерства просвещения Российской Федерации по предотвращению агрессивного поведения – это важный и своевременный документ. Педагоги, находясь на передовой взаимодействия с детьми, должны быть готовы к проявлениям агрессии и обладать необходимыми знаниями и навыками для эффективного реагирования. Данная инструкция, предоставляющая практические советы, основанные на принципах медиации, станет ценным инструментом в арсенале каждого учителя.

Ключевым моментом успешного разрешения конфликтных ситуаций является создание атмосферы доверия и взаимопонимания. Ребенок, проявляющий агрессию, нуждается в поддержке и понимании, а не в осуждении. Педагог, демонстрирующий эмпатию, способность слушать и слышать ученика, готовность помочь, способен установить контакт и направить энергию агрессии в конструктивное русло. Важно помнить, что за агрессивным поведением часто скрывается боль, страх или неудовлетворенность.

Однако не менее важна и профилактическая работа. Формирование культуры уважительного общения, развитие навыков конструктивного диалога, создание благоприятного эмоционального климата в классе – это долгосрочные инвестиции в благополучие детей и снижение вероятности возникновения агрессивных ситуаций. Пример педагога, его поведение, отношение к ученикам оказывают огромное влияние на формирование ценностей и моделей поведения у подрастающего поколения. Любовь и понимание к детям должны быть фундаментом всей образовательной деятельности.

Светлана Харченко, учитель русского языка и литературы ГОКУ СКШ г. Усть-Илимска Иркутской области:

Я считаю, что агрессивное поведение ученика – это прежде всего сигнал о внутреннем неблагополучии. Важно понимать, что за ним могут скрываться трудности социализации, копирование негативных моделей поведения, желание привлечь внимание или даже глубокие личные переживания, в том числе связанные с буллингом или травмирующими ситуациями.

Наша задача, как учителя – не подавление агрессии, а помощь ребенку в управлении своими эмоциями. Наши принципы работы в таких ситуациях – это самоконтроль со стороны педагога, действие в рамках правового поля, исключение физического воздействия, криков и перехода на личности.

Важно оперативно оценить ситуацию: насколько поведение типично для ребенка, захватили ли его эмоции, направлены ли действия лично против педагога или являются реакцией на ситуацию в целом, вовлечены ли другие ученики.

При физической агрессии первоочередная задача – обеспечение безопасности окружающих. Необходимо быстро эвакуировать других детей из помещения и вызвать администрацию, охрану, избегая физического противодействия.

Мы призываем педагогов сохранять выдержку, оставаться в роли взрослого, управляющего ситуацией, и рассматривать агрессию как сигнал для оказания помощи ребенку.

Инструкции по реагированию очень важны, так как они помогают реагировать на подобные ситуации и позволяют педагогам действовать последовательно, эффективно и в рамках принятой этики профессионального поведения.

Агрессия – это сигнал о необходимости оказания помощи ребенку. Мы, педагоги, обязаны на это отреагировать и использовать все доступные ресурсы и инструменты.

Ирина Цысь, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии ГБОУ «СОШ № 25 им. капитана М.С. Драпушко»:

Новая типовая инструкция для педагогов – это важный шаг к переосмыслению роли учителя в кризисных ситуациях. Зачастую учитель оставался один на один с проявлениями агрессии, не имея четких ориентиров. Сегодня педагог получает продуманный алгоритм действий: как погасить конфликт, выявить его истоки и вовремя привлечь поддержку – от школьного психолога до администрации и семьи. Это смена парадигмы: от реакции «наказать» к стратегии «понять и помочь».

Инструкция обращает внимание на главное: агрессивное поведение ребенка – не каприз, а сигнал о внутреннем кризисе, будь то стресс, травма или чувство одиночества. От педагога теперь требуется не только профессионализм, но и эмоциональная зрелость – умение сохранять спокойствие, слушать и подавать личный пример уважительного общения.

Ключевой посыл документа – проблему невозможно решить в одиночку. Только объединенные усилия педагогов, психологов, администрации и родителей позволяют создать по-настоящему безопасную и развивающую среду. Школа должна становиться местом, где ребенок не боится попросить о помощи, а учитель – чувствует опору и уверенность в своих действиях.

Лиана Хужахметова, учитель английского языка в стерлитамакской гимназии № 1, наставник-просветитель:

В сети все чаще и чаще мы встречаем как дети проявляют агрессию в сторону своих одноклассников и педагогов.

Министерство просвещения РФ и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» подготовили подробную инструкцию для педагогов.

Инструкция является удобным инструментом для эффективной борьбы с агрессивным поведением учеников.

Важно помнить, что агрессия у детей и подростков – это часто проявление внутренних переживаний, стресса или неудовлетворенных желаний. Это сигнал о том, что ребенку нужна поддержка, а не наказание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте