search
main
0

Конфликт демократии и тоталитаризма. Тема «Холодная война» в аспекте политики самосохранения». 9-й класс

Цель: Показать возможность выживания человеческого сообщества в условиях «холодной войны».

Задачи:

Для достижения цели урока учащиеся должны ответить устно на вопросы учителя.

Учащиеся также должны ответить письменно на вопросы, написанные на доске, но только после их подробного рассмотрения.

Вопросы:

Докажите что в ходе Второй мировой войны между США, Великобританией и СССР сложились благоприятные, дружеские отношения.

Раскройте причины «холодной войны».

Определите циклы мировой политики после завершения Второй мировой войны.

Оборудование.

Политическая карта мира (2000 год).

Документы:

«Из речи У.Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США).

«Из договора безопасности между США и Японией от 1951 года».

Ход урока

Вопрос: Докажите, что в ходе Второй мировой войны между США, Великобританией и СССР сложились благоприятные, дружеские взаимоотношения.

Ответ учащихся должен отразить следующие этапы складывания этих взаимоотношений: создание антигитлеровской коалиции, поставки по ленд-лизу, встречи глав США, Великобритании и СССР на Тегеранской конференции и др., создание ООН. Также необходимо отметить, что на Потсдамской конференции атмосфера меняется, появляются первые признаки стремления США к мировому господству.

Выводы учащихся.

Вопрос учителя: Может быть, налаживание дружеских взаимоотношений было вызвано лишь необходимостью, страхом перед все уничтожающим фашизмом?

Учащиеся дают утвердительный ответ, также они должны вспомнить причины Второй мировой войны. Отметить, что до начала войны США и Великобритания занимались натравливанием Германии на СССР и СССР на Германию (идея коллективной безопасности, которая потерпела крах).

Учащиеся делают вывод, что налаживание дружеских отношений между США, Великобританией и СССР во время Второй мировой войны было вызвано лишь необходимостью, потому что фашизм представлял угрозу всему человечеству.

Итак, взаимоотношения налажены, но США и Англия помнят, что одна из причин, вызвавшая Вторую мировую войну, еще жива – социалистическое государство СССР. Тем более СССР вышел из войны победителем, а следовательно, вновь начнет укреплять свою мощь и строить планы о дальнейшем распространении социализма. С этим США никак не могли согласиться, и опять начинается противостояние двух систем, которое в истории назвали «холодной войной».

Первый вопрос рассмотрен, и учащимся дается несколько минут для краткого тезисного ответа в тетради.

Причины «холодной войны»

Ответ:

1. Стремление США к мировой гегемонии, т.к. США – единственная держава, которой удалось выйти сильной из войны. США пытаются расширить свои территории и сферы влияния.

2. Стремление СССР не уступить США. Силовая политика СССР, т.к. СССР считает, что имеет право на расширение своих территорий, и его поддерживает Г.Уоллес, а его соперником в этом вопросе является У.Черчилль.

3. Борьба мировой демократии Запада с мировым коммунизмом или, как сказал Г.Трумэн: «Конфликт демократии и тоталитаризма».

Учащиеся должны кратко записать причины «холодной войны».

Делается вывод. В нем должны быть освещены следующие моменты: причина Второй мировой войны не разрешена. США понимают, что СССР начал насаждать социализм в других странах. США этого не могут допустить, т.к. они стремятся к мировой гегемонии, а СССР со своей стороны тоже стремится к этому же. Происходит совпадение интересов США и СССР. Прикрываясь тем, что СССР расширяет сферу своего влияния и его надо остановить, США начинают действовать с позиции силы, и это приводит к блоковой политике, и она перерастает в «холодную войну».

Вопрос: Когда началась «холодная война»?

Ответ: В 1949 г. Создаются блоки НАТО и СЭВ.

Вывод: Блоки созданы. Осталось приступить к достижению цели, а цель – уничтожить врага (систему) и подчинить по возможности себе.

Определить циклы мировой политики после завершения Второй мировой войны.

Для раскрытия этого вопроса было подготовлено 4 небольших сообщения. В результате обсуждения их выделено IV основных цикла мировой политики после завершения Второй мировой войны:

Циклы:

I. Первое противостояние. Оттепель. (1953-1959 гг.)

II. От Берлинского кризиса к вьетнамской войне (1960-1969 гг.)

III. Разрядка (1969-1979 гг.)

IV. Последняя схватка (1979-1985 гг.).

Были обсуждены вопросы:

I. В чем причины цикличности развития мировой политики после Второй мировой войны?

II. Чем руководствовались сверхдержавы, когда начали переговоры об ограничении стратегических вооружений?

Учащиеся дают краткий ответ на основной вопрос письменно.

Общий вывод

Во всех конфликтах прослеживалась блоковая политика, но главная роль в противостоянии принадлежала сверхдержавам – СССР и США, и все их усилия были направлены на победу своей системы: СССР пытался насадить везде социализм, а США – везде капитализм (демократию).

В ходе этой многолетней борьбы СССР перестал существовать, развалился, а вместе с этим стал разваливаться и Восточный блок.

Можно сказать, что США и блоку НАТО удалось частично добиться своей цели, а именно развалить СССР, но мы говорим «частично», потому что осталась Россия.

Завершилась ли «холодная война»?

Для ответа на этот вопрос учащиеся использовали статью А.Уайта «Русская политика самосохранения» и сделали ее анализ. Какова главная задача России в наши дни? Какой путь развития для России наиболее благоприятен?

Возвращаясь к причинам «холодной войны», можно сказать, что и СССР, и США были ее виновниками, так как и та, и другая стороны стремились к установлению своей гегемонии в мире. А в основе всего лежал конфликт двух систем (капиталистической и социалистической), или конфликт демократии и тоталитаризма.

СССР и США преследовали один интерес: мировое господство одной из систем: или социализма, или капитализма. И та, и другая стороны проводили политику самосохранения, которая заключалась в сохранении и увеличении роли и власти мирового коммунизма, а с другой стороны, мировой демократии, а также в расширении своих пространств, так как именно в этом видели свое спасение и достижение главной цели – мировой власти.

Светлана ОЛЕЙНИК, учитель истории и обществознания, Саранск

В 1949 г. Создаются блоки НАТО и СЭВ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте