В конце ноября в Российской академии образования прошла третья Всероссийская научно-практическая конференция «Патриотизм, гражданственность, дружба народов – приоритетные ценности воспитания». Открыл совещание президент академии, доктор педагогических наук, профессор Николай Никандров.
Вице-президент РАО Владимир Борисенков выступил с докладом «Поликультурное образование как педагогическая парадигма XXI века». Академик особо подчеркнул свою мысль о том, что поликультурное мышление поможет нам с решением национальных проблем. «Всем ясно, что со школьных лет надо воспитывать детей уважительно относиться к культуре другого народа, умению принимать ее такой, как она есть, терпимо относиться к другому человеку, который непохож на тебя».
– Реализовать принципы поликультурности можно и нужно различными средствами обучения, – отметил выступающий. – В том числе и благодаря учебным книгам. Однако современные учебники в этом отношении оставляют желать лучшего. Сегодня стоит задача: нужны учебники, учитывающие этот принцип.
Первый заместитель председателя правительства Дагестана Н.Казиев говорил о патриотическом воспитании граждан своей республики как важнейшем направлении государственной политики и сферы образования.
Он рассказал о той значительной, имеющей отклик в сердцах дагестанцев, воспитательной работе, которая ведется и в школах, и в вузах. Кстати сказать, результаты ее особенно ярко проявились во время драматических событий в августе 1999 года, когда бандформирования вторглись на территорию Дагестана. Граждане республики встали на защиту российской земли. Интернациональные бригады ополченцев участвовали в отражении нападения. Они помешали бандитам осуществить свой план отторжения Дагестана от России. Пример Дагестана, выступившего против агрессивного сепаратизма и религиозного экстремизма, поднял патриотический дух россиян.
В Дагестане созданы неплохие учебники, которые помогают воспитывать молодежь в духе патриотизма, в духе уважения другой культуры. Это прежде всего «Педагогика межнационального общения». Она рекомендована Министерством образования РФ в качестве пособия для педагогических вузов России.
Введение курса педагогики межнационального общения для обучения будущих учителей России очень важно. Это поможет воспитывать студентов в духе дружбы с представителями разных национальностей страны. Сегодня назрела необходимость в создании методического центра по подготовке учителей в духе патриотизма и дружбы народов страны, а также в открытии в педвузах кафедры воспитания гражданственности и духа терпимости.
О том, что делается в России в области патриотического воспитания в последние годы, поведала в своем основательном выступлении начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ Валентина Березина:
– В последнее время реализуется несколько целевых программ, в том числе «Молодежь России». Регулярно проходят фестивали и конкурсы, работают военно-спортивные клубы.
Формирование патриотического чувства надо начинать с любви к малой родине через знакомство с историей и культурой родного края благодаря краеведению.
В школах первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории и культуры. В дни государственных и региональных праздников, а также накануне Дня Победы, Дня защитника Отечества проводятся уроки мужества. Наряду с традиционными предметами вводятся такие, как фольклор и культура родного края, литературное краеведение. Ребята с удовольствием посещают такие занятия.
Одним из приоритетных направлений в области воспитания патриотизма является краеведение. Успешно реализуется программа «Отечество». С каждым годом она набирает силу. Разработал ее Союз краеведов России. Около миллиона ребят являются активными участниками этого движения.
Традиционно важное место в воспитании патриотизма и гражданственности занимают школьные музеи. Это не только экспонаты, но и сама конкретная деятельность детей. Это походы, поиски интересных людей, запись их воспоминаний. Праздники. Вечера. Дискуссии. Сегодня музеи, их материалы используются на уроках. Как правило, вокруг музея сплачивается детский и взрослый активы. В настоящее время насчитывается около пяти тысяч школьных музеев, в том числе более двух тысяч исторических.
Совершенствуется государственная система гражданского образования и воспитания, направленная на подготовку человека, готового к достойному служению Отечеству.
Министерство образования РФ совместно с «Учительской газетой» и Самарским региональным центром гражданского образования развернули с 2000 года масштабную акцию «Я – гражданин России». Конечно, и слово воспитывает, и пример для подражания воспитывает, однако нельзя обойтись без непосредственной деятельности взрослого и ребенка.
Благодаря участию в этом движении ребенок раскрывает свои возможности в деле. Вместе со своими наставниками дети разрабатывают социальные проекты на самые разные темы: по благоустройству своего двора, по оказанию помощи инвалидам, по наведению порядка в своем школьном дворе, в своем микрорайоне. На протяжении трех лет мы видим, как эта форма работает. Лучшие команды каждый год съезжаются для подведения итогов. Мэры, губернаторы, депутаты стали помогать детям.
Мы, взрослые, очень мало еще сделали для того, чтобы говорить с ними на равных, привлекать их к конкретным делам, чтобы они и сами почувствовали ответственность за все то, что происходит в стране.
Особая роль в воспитании патриотизма и гражданственности отводится поисковым отрядам. Сегодня 15 тысяч детей и подростков участвуют в этом движении.
Нужно проводить финальные соревнования таких конкурсов, как военно-спортивные игры «Победа», всероссийская спартакиада школьников «Отчизны верные сыны». Эти игры на федеральном уровне являются итогом большой работы многочисленной армии педагогов. И сегодня во многих городах-героях не угасает вечный огонь, возле которого установлен пост № 1. С новой силой разгорается это движение, и все больше и больше ребят стоит у поста № 1. Эта вахта памяти позволяет ребенку осознать не на словах, а через сердце пронести такие понятия, как честь, совесть, уважение к воинскому подвигу отдавших жизнь за Родину. В последние годы развиваются военные лицеи, кадетские корпуса, военные школы-интернаты. В мае прошлого года мы подвели итоги Всероссийского конкурса «Овеянные славой флаг наш и герб». Читать сочинения, эссе, написанные нашими детьми, было одно удовольствие.
Анатолий Быков, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания, говоря о современных тенденциях и опыте патриотического воспитания детей и молодежи, заметил, что в настоящее время в школах больше внимания стали уделять предметам граждановедческой, социальной и патриотической направленности.
– Что же такое патриотизм в современных условиях? – спрашивает он. И отвечает: – С государственной позиции – это особая направленность социального поведения граждан, служения их Отечеству, предполагающая приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами. С позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики, патриотизм предполагает более рациональное соотношение общественного и личного.
В первый день на пленарном заседании выступили также ректор Дагестанского государственного педагогического университета Ш.Исмаилов, академик РАО, доктор педагогических наук Г.Волков, руководитель межвузовского центра воспитания культуры межнацонального общения Минобразования РФ З.Гасанов.
Настоящая дискуссия развернулась на заседании секций. Их было четыре. В трех разговор шел о воспитании патриотизма, дружбы народов, гражданственности. Но в разных аспектах: образовательных учреждениях; учреждениях дополнительного образования, молодежных объединениях, средствах массовой информации. В четвертой речь шла о воспитании толерантности, веротерпимости в условиях полиэтнического и многоконфессионального общества.
В третий раз ученые, преподаватели вузов, учителя, работники российского Министерства образования и Министерства образования Дагестана обсуждали эту важную для нашей страны вообще, и для сегодняшней в ней ситуации тем более, тему. И следует заметить, хотя эта проблема по-прежнему стоит достаточно остро, тем не менее на этот раз прозвучало намного больше позитивного, чем на предыдущих.
Комментарии