На базе Московского политехнического университета состоялась конференция «На одной волне с университетами – 2024, которую ежегодно проводит президентская платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Минобрнауки России. В конференции приняли участие руководители и сотрудники Центров компетенций из 30 вузов России и Киргизии.
В течение двух дней участники мероприятия представляли лучшие практики действующих центров компетенций по вовлечению молодых людей в диагностику и развитие надпрофессиональных компетенций, повышению качества образования и внеучебной деятельности, интеграции курсов по универсальным компетенциям, развитию преподавателей, созданию команд амбассадоров и трудоустройству выпускников.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет полную поддержку Центров компетенций, что способствует их эффективной деятельности. «Сегодня Центры компетенций, открытые в 235 университетах, сопровождают жизненный путь студентов. Это помогает отслеживать динамику изменения уровня надпрофессиональных компетенций обучающихся на различных этапах: при поступлении, во время обучения и перед получением диплома. На основе этих ценных данных мы можем корректировать образовательные программы и формировать внеучебные активности, направленные на развитие ключевых надпрофессиональных навыков, необходимых для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, – сказала заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. – Уверена, что накопленный опыт в рамках нашего сотрудничества с президентской платформой «Россия – страна возможностей» станет основой для новых направлений развития и создания точек роста, что принесет пользу всем участникам образовательного процесса – как студентам, так и преподавателям».
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля подчеркнул – мероприятие проходит с 2021 года и за это время зарекомендовало себя как основная коммуникационная площадка для обсуждения широкого спектра вопросов, связанных с эффективным использованием проекта «Центры компетенций» в деятельности университетов. «Сегодня наш проект охватывает все сельскохозяйственные и педагогические вузы страны, а также большинство классических, политехнических и медицинских университетов. Поэтому в рамках мероприятия нам важно услышать успешные кейсы и узнать о сложностях, с которыми сталкиваются Центры компетенций. Это необходимо для того, чтобы интеграция проекта в задачи регионального развития была еще более эффективной, а новые университеты-участники смогли успешно адаптироваться к динамичному темпу работы команды профессионалов, которые активно продвигают культуру саморазвития среди молодежи. Мы гордимся тем, что у нас есть такие образовательные партнеры, и уверены, что вместе мы сможем достичь еще больших высот», – сказал Дмитрий Гужеля.
Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский в своем выступлении отметил, что университет сегодня – это не только фундаментальные знания, но и возможность самореализации, это трамплин для успешного старта в будущем. «Московский Политех – это центр притяжения для талантливой молодежи. Наш вуз третий год участвует в этом проекте. И мы знаем, как важно создавать условия для развития лучших проектов и инициатив для талантливых и амбициозных ребят. Как важно помогать студентам реализовать свои мечты, цели и расти профессионально, – сказал Владимир Миклушевский. – В Московском Политехе сотрудники Центра компетенций активно проводят тестирования среди студентов в рамках дисциплины «Проектная деятельность», так как в нашем вузе практикоориентированное обучение. Это значит, что наши выпускники получают не просто высшее образование, они к моменту получения диплома становятся готовыми профессионалами, нужными рынку».
В рамках мероприятия было анонсировано лонгитюдное исследование развития надпрофессиональных компетенций студентов российских университетов, результаты которого смогут показать динамику развития «гибких навыков», выявить факторы, влияющие на их развитие, и оценить эффективность образовательных программ в рамках проекта «Центры компетенций».
«Лонгитюдное исследование стало закономерным итогом четырехлетней деятельности проекта «Центры компетенций». Студенты-первокурсники, которые прошли диагностику «гибких навыков» в 2021 году, перешли на выпускной курс бакалавриата, и у нас есть возможность получить ценные данные, сравнив результаты оценки одних и тех же молодых людей, – сказала руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина. – Исследование имеет большое преимущество для системы образования – результаты позволят улучшить подготовку кадров. В свою очередь университеты, благодаря полученным данным, смогут выявить лучшие образовательные практики и стать более привлекательными для абитуриентов, студенты – эффективно развивать компетенции для будущей карьеры, а работодатели – получить объективную картину о ключевых надпрофессиональных компетенциях выпускников».
По итогам мероприятия были сформированы предложения по дальнейшему развитию проекта «Центры компетенций», а также пул лучших практик и организационно-управленческих решений по организации диагностики и развития универсальных компетенций среди молодых людей, чтобы способствовать развитию образовательной системы в целом.
Комментарии