В марте в Совете Федерации РФ состоялась пресс-конференция, на которую были приглашены студенты, представляющие вузовские газеты, старшеклассники, члены кружков юных журналистов, молодежных фотостудий и фотокружков. Одновременно происходила интернет-связь с юными журналистами разных регионов страны. Эта встреча проводилась в рамках программы парламентского просвещения и посвящена юбилею Совета Федерации, которому исполнилось десять лет.
Изучив опыт различных парламентов мира, я пришел к выводу, что верхние палаты в них в большинстве случаев формируются не на основе прямых выборов. Хочу подчеркнуть, что не может быть двух зеркальных палат. В Госдуму уместно выбирать депутатов путем прямых выборов. Совет Федерации отражает интересы субъектов. У нас разные функции. скажем, в Законе о бюджете средства на образование увеличены на 25 процентов. Конечно, этого недостаточно, и тем не менее с сентября 2003 года заложено двукратное увеличение стипендий. Более значительное увеличение станет возможным, когда в полную меру заработает вся экономика. Скажем, если сегодня мы увеличим пособия на детей в два раза, то придется на это изыскивать 21 млрд. рублей. Мы живем за счет нефти. Но рост валового продукта заметен. Люди будут жить лучше, когда олигархи начнут делиться с народом. Нельзя сказать, что реформа терпит неудачу. Принят целый блок законов. Но ЖКХ находится в сложном положении. Бюджетные средства туда не доходят. Это хозяйство изношено на 90 процентов. Система находится в кризисе.
На вопросы юных журналистов отвечали заместитель председателя Совета Федерации Андрей Вихарев и член Комитета Совета Федерации по международным делам Анатолий Коробейников.
Андрей Анатольевич Вихарев подробно рассказал молодежи о том, что собой представляет верхняя палата парламента:
– В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное Собрание – Совет Федерации и Государственная Дума, правительство, суды.
Федеральное Собрание – парламент – представительный законодательный орган государства. Госдума состоит из 450 депутатов. Совет Федерации формируется следующим образом: в него направляется по два представителя от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ. Это третий по счету принцип формирования верхней палаты. Почему верхней? Специалисты говорят: предлагаемый закон идет как бы снизу вверх Госдума – Совет Федерации – президент.
Совет Федерации выполняет три функции: представительскую, законодательную и контрольную. Мы – палата регионов, представляем интересы региональных субъектов и в этой связи не имеем права одобрить ни один закон, который нарушает права делегирующих нас субъектов. В этой связи нас называют палатой регионов. Мы часть Федерального Собрания и тоже участвуем в законотворческом процессе. Совет Федерации в целом обладает правом законодательной инициативы. Он формируется не прямыми выборами, а опосредственно.
Хочу сказать, что новый Совет Федерации работает на постоянной основе. Увеличено по сравнению с прежним составом количество комитетов и комиссий. Теперь наши сенаторы могут высказываться по концепции законопроекта, и, естественно, депутаты Госдумы берут это во внимание.
Раньше нередко Совет Федерации отклонял принятые Думой законы. В результате время и средства были затрачены впустую. Сегодня, когда члены СФ работают над проектом практически с нулевого чтения, ситуация изменилась. Сенаторы участвуют в разработке закона на каждой его стадии, готовя и к первому, и ко второму его чтению.
По новому алгоритму работы члены Совета Федерации создали согласительные комиссии, в которые вошли члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительства РФ, и начали работу над бюджетом на 2003 год. В итоге бюджет был принят. При формировании его СФ сделал многое для субъектов Федерации. Увеличены субсидии на агропромышленный комплекс. Принято пять законов, касающихся реформы РАО «ЕЭС».
Первый вопрос, который задали юные журналисты, звучал так: где готовят депутатов и сенаторов? Отвечал Анатолий Коробейников:
– Мы должны учить парламентариев с детства, начинать нужно с детского сада. У нас есть такая программа.
Есть еще одна важная проблема. Материальное обеспечение законотворчества. Скажем, в Канаде подготовка одного закона стоит 1 миллион долларов. У нас один миллион рублей на всю законотворческую работу. В результате мы не можем привлечь к работе над законом высококвалифицированных экспертов.
Вопрос: Как строится взаимодействие верхней и нижней палат?
Андрей Вихарев:
– По образному выражению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, две палаты – это два крыла державного орла. Мы коллеги. В Думе на постоянной основе работает наш представитель, в Совете Федерации есть представитель нижней палаты.
Вопрос: Предполагается ли в дальнейшем выбирать Совет Федерации прямым голосованием населения, чтобы сенаторы могли быть более независимыми?
Анатолий Коробейников: Я представляю Ставропольский край. В Совете Федерации меня рекомендовал губернатор этого региона. Меня он особо не контролирует. Но некая зависимость есть. Наверное, прямые выборы делали бы сенаторов более легитимными. Однако выборы по партийным спискам я тоже не принимаю: получается, что партии делят между собой власть.
Однако с временем мы, видимо, придем к тому, что и верхнюю палату будет выбирать народ.
Андрей Вихарев: Изучив опыт различных парламентов мира, я пришел к выводу, что верхние палаты в них в большинстве случаев формируются не на основе прямых выборов. Хочу подчеркнуть, что не может быть двух зеркальных палат. В Госдуму уместно выбирать депутатов путем прямых выборов. Совет Федерации отражает интересы субъектов. У нас разные функции.
Вопрос: Существует положение, если закон не рассматривается в течение четырех месяцев, то он принимается автоматически. Это действительно так?
Анатолий Коробейников: Это требование Конституции. Так было, когда в СФ сенаторы не работали на постоянной основе. Они не имели возможности ежедневно тщательно работать над законом, а полагались на свой богатый жизненный опыт. Сегодня мы рассматриваем все законы и считаем себя ответственными за то, что принимаем.
Вопрос: Какая часть бюджета должна пойти на молодежную политику?
Андрей Вихарев: скажем, в Законе о бюджете средства на образование увеличены на 25 процентов. Конечно, этого недостаточно, и тем не менее с сентября 2003 года заложено двукратное увеличение стипендий. Более значительное увеличение станет возможным, когда в полную меру заработает вся экономика. Скажем, если сегодня мы увеличим пособия на детей в два раза, то придется на это изыскивать 21 млрд. рублей.
Вопрос: Сотрудничает ли Совет Федерации с парламентами других стран?
Анатолий Коробейников: Да, конечно. И очень активно. Мы ездим за рубеж, а также принимаем у себя гостей. Обмениваемся опытом.
Вопрос: Как часто президент возвращает закон на доработку?
Анатолий Коробейников: Пять лет назад эта практика была регулярной. Главная формулировка была такая: не соответствует положениям Конституции РФ. Сейчас эта практика стала крайне редкой. Совет Федерации нового формата крайне ответственно относится к принятию каждого закона. Безответственности нам народ не простит. Государственная Дума напринимала столько социальных законов, что на их выполнение потребуется два консолидированных бюджета страны. Семь триллионов рублей – это цена принятых социальных законов, сказал В. Путин.
Безусловно, сегодня основная причина отклонения президентом законов – их финансовая несостоятельность.
Сегодня Государственная Дума начала предвыборную гонку. Депутатам очень хочется понравиться своим избирателям. Однако Бюджетный кодекс требует, чтобы любой федеральный закон был обеспечен финансами. Бюджет 2003 года уже принят. Это хорошо понимают наши коллеги из Госдумы, но тем не менее по названной причине принимают социально ориентированные законы, расширяя льготы. Это хорошо. Но ведь средств на это нет. И Совет Федерации сегодня несет очень серьезную нагрузку, принимая непопулярные действия, отклоняя социально значимый закон.
Я хотел бы это продемонстрировать на одном примере. Наши коллеги предложили изменить Закон по социальному страхованию. Это благие намерения. Но цена этого вопроса 60 миллиардов рублей, которые не предусмотрены федеральным бюджетом. Закон отклонили.
Вопрос: Почему на телевидении допускается агрессивная реклама?
Анатолий Коробейников: У нас сейчас есть ограничения каких-то видов рекламы в дневное время. Существует базовый Закон об акционерных обществах. СМИ в основном акционерные общества. Их основная прибыль от рекламы. И в этой связи мы не можем вторгаться в Закон об акционерных обществах.
И все-таки политика СМИ должна в какой-то мере регулироваться государством, хотя не имеется в виду цензура. Поэтому к этому вопросу нужно подходить очень тонко.
Вопрос: Когда в полную силу заработает экономика?
Андрей Вихарев: Мы живем за счет нефти. Но рост валового продукта заметен. Люди будут жить лучше, когда олигархи начнут делиться с народом.
Вопрос: Почему реформа жилищно-коммунального хозяйства терпит неудачу?
Андрей Вихарев: Нельзя сказать, что реформа терпит неудачу. Принят целый блок законов. Но ЖКХ находится в сложном положении. Бюджетные средства туда не доходят. Это хозяйство изношено на 90 процентов. Система находится в кризисе.
Судя по вопросам, которые задавали юные журналисты сенаторам, их активности, их заинтересованности, можно сказать, что этих молодых людей волнуют те же проблемы, над которыми ломают головы видные политики, экономисты, государственные деятели. И они уже сегодня готовы включиться в решение этих задач, участвуя в молодежном парламенте, который сами же и предложили создать, а также работая в молодежной прессе.
Комментарии