Об этом сообщает Николай Никаноров в <> (25 августа, <>). Судя по всему, к ним готовы присоединиться большинство училищ России. 40 рублей (!) составляет сейчас стипендия пэтэушника, зарплата преподавателя – в среднем 130 тысяч. Долги ПТУ растут. Штрафы и пени превышают финансирование. <>, – восклицает автор. И это при том, что выпускники профессиональных училищ составляют ядро кадровых рабочих в производственной сфере – 80% от числа работающих. (Подробности см. на стр. 18-19 этого номера <>).
В газете <> опубликовано письмо Т.Моргановой, учителя из Краснодара (25 августа, <>). Морганова пишет о традиционных подарках родителей учителям – от плитки шоколада до чайных сервизов. Было время, когда взятка в школе чувствовала себя неуютно. Газеты были переполнены публикациями об образовании, спорами, каким ему быть. Зарплата учителя от этого не прибавлялась, но он чувствовал внимание общества, и в нем начинало рождаться чувство собственного достоинства. Сейчас же после каждого выпускного экзамена родители медалистов, например, тянутся к школе с пакетами, полными <>. Понять учителя, берущего у ученика шоколад для своих недоедающих детей, можно, но оправдать нельзя, считает автор. Потому что дети пристально наблюдают за нами и делают свои выводы. <>.
О новом букваре, изданном Российским земским движением, пишет Михаил Александров в той же газете днем ранее (<>). Помимо новой методики – дети сначала выучивают не буквы, а сразу слова, – учебник отличается еще и тем, что отражает в какой-то степени идеологию земства. Базовым материалом для него служат народные пословицы и прибаутки, вроде таких: <>, <> и т.д. Из предполагаемого миллионного тиража двести пятьдесят тысяч уже выпущены, значительная часть из них будет распространена бесплатно.
Те же <> снова пишут о том, что во многих регионах невозможно приобрести необходимые школьные товары. Андрей Пиотровский называет причины сложившегося дефицита (26 августа, <>). Это отсутствие у магазинов оборотных средств, жесткая политика предоплаты и трудности с получением льготных кредитов. Государство денег не выделяет, а коммерческие структуры дают их лишь под 180-190%. Можно представить, сколько будут стоить школьные принадлежности при таких кредитах, если они уже подорожали в четыре раза по сравнению с прошлым годом.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился запретить учебники истории и литературы, выпущенные в свет с 1992 года. Об этом сообщает Лариса Саенко в газете <> (27 августа, <>). Причиной этому называется излишняя политизированность нынешних учебников и тенденциозно-националистическая интерпретация некоторых фактов истории. Этот шаг президента вызвал протесты со стороны представителей белорусской интеллигенции, которая назвала его <>. А до написания новых (<>) учебников дети будут учиться по советским.
Более полутора миллионов детей школьного возраста находятся вне стен учебных заведений, сообщила в интервью еженедельнику <> замминистра образования Мария Лазутова (# 35, <>). И в этом виновата не только семья, но и школа, которая различными полуофициальными методами избавляется от неуспевающих и неугодных учеников. Родителям, столкнувшимся с ущемлением прав их детей, Лазутова советует не сдаваться, а бороться до конца – обращаться в городской, районный департамент образования и т.д.
Подготовил Николай ВИННИК
Москва, Президенту. Москва, Государственная Дума.
Барнаул, Коршунову.
Район в катастрофическом положении: отсутствуют средства на содержание бюджетной и жилищно-коммунальной сфер,заготовку топлива, плату за электроэнергию. Под угрозой закрытия находятся все учреждения образования. Дотации, поступающие из Москвы на образование, до района не доходят. Встречи с Бессарабовым, Суриковым, приезд Черномырдина ничего не изменили. Просим конкретной помощи нашему Локтевскому району, задолженность его по бюджетной сфере составляет 11,5 миллиарда рублей.
Заместитель главы администрации района Воронов.
Председатель райкома профсоюза работников образования Ярош
Забастовка поможет?
Учителя Ставропольского края, как сообщила региональная газета <>, намерены поддержать намеченную на 26 сентября всероссийскую однодневную забастовку работников образования.
Оснований для этого, по мнению автора заметки <>, больше чем достаточно. Каждая 10-я школа в крае переполнена. Чтобы хоть немного разгрузиться, надо вводить каждый год не менее 10 тысяч ученических мест. В этом году было заявлено к сдаче 8 школ на 5386 мест. Но, похоже, предполагает автор, скоро строить школы не придется. В минувшем учебном году из школ края выбыло более 2 тысяч учащихся по разным причинам, а около тысячи выпускников не смогли трудоустроиться. Государство своевременно не выплачивает учителям зарплату и отпускные.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Школьникам – зарплату
Нынешним летом за работу в ученических ремонтных бригадах краснодарские ребята получат зарплату в размере минимального оклада. Такое соглашение с городским центром занятости уже подписали 26 школ. Каникулы закончились, но эта система будет действовать весь учебный год.
ИМА-пресс
Безработные ребята
За три летних месяца в центре Свердловской области с просьбой занять их чем-нибудь обратилось 36 тысяч ребят. Для 29 тысяч работа нашлась. <> были в основном традиционные – уборщики территорий, пропольщики и собиратели овощей и фруктов.Неизвестно, сколько ребята заработали за это лето. Зато хорошо известно, что на их трудоустройство было затрачено более двух миллиардов рублей.
Юлия ПРЫТКОВА
<> подарки Собчака
1 сентября для нынешних питерских первоклассников ознаменовалось двумя событиями. Во-первых, каждый из них получил набор школьных принадлежностей с поздравительной открыткой от мэра Анатолия Собчака (на эти подарки из городского бюджета выделено 3 миллиарда рублей). А первый урок, известный больше как <>, во всех школах прошел на этот раз под девизом <>. В его проведении приняли участие олимпийские чемпионы, члены правительства и Комитета по образованию.
ИМА-пресс
Все на раздачу джинсов!
Сотни маленьких ростовчан получили к началу учебного года замечательные подарки – джинсовые брюки, курточки и юбки. Эту одежду на сумму 50 млн. рублей администрация города распределила между районными отделами и управлениями социальной защиты населения, общественными организациями – всероссийскими обществами инвалидов, слепых, глухих и другими. Джинсовая одежда еще на 50 млн. рублей будет роздана и в детских домах города. Подарки детям Ростова через городское Управление социальной защиты населения сделала фирма <>.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Сдал сено – учи смело!
Каждый сельский учитель в Краснопольском районе Белоруссии обязан бесплатно заготавливать и сдавать государству 2,5 тонны сена. Такой оброк наложили на педагогов местные власти. Если кто-то из учителей не умеет держать в руках косу, то может отработать поденщину на ферме или же в поле. Этот явно непопулярный шаг администрации не совсем понятен, ибо в белорусской деревне сегодня и так катастрофически не хватает работников образования.
ИМА-пресс
<>
Дж.Оруэлл. <>.
Опубликованная 50 лет назад, в январе 1945 г., антиутопия английского писателя Дж.Оруэлла <> стала вскоре бестселлером. Эта книга была переведена на 70 языков мира. Блестящее изображение тоталитаризма советского образца показывало, как идея равенства трансформировалась в уравниловку для большинства и привилегии для меньшинства, для тех, кто были <>. Все это называлось у нас в стране демократией, а то, что происходило <>, псевдодемократией.
Какой же может быть демократия? Она одна или существуют различные варианты демократической традиции?
Создается впечатление, что демократии могут быть разными. При этом имеются в виду скорее не формы правления в демократических режимах, а идеология, идеи, которые преобладают в той или иной демократии.
В учебных пособиях и монографиях упоминаются такие демократии: либеральная, конституционная, плюралистическая, демократия большинства, коллективистская, социалистическая, народная, социал-демократия.
Один американский профессор-политолог, который приехал в Москву на семинар по демократии, сказал мне: <>. Мои брови поднялись вверх. <>, – разъяснил он. Другой профессор, из Англии, в беседе со мной подчеркнул: <>.
Другими словами, демократия как власть народа, власть большинства не всегда бывает справедливой ко всем. Если, например, на юге США убьют негра по подозрению в преступлении, которое не доказано в суде, и большинство с этим соглашается, будет ли это отвечать принципам демократии? С одной стороны, мнение большинства и есть демократия. С другой – такое решение несправедливо и подрывает основные демократические ценности. Все эти противоречия регулируются так называемой конституционной демократией, а она как раз и предполагает власть большинства при соблюдении прав меньшинств, которые обозначены в конституции.
Алексис де Токвиль, который провел исследование государственно-политического устройства США в XIX веке (наконец-то новое издание его книги появилось на прилавках магазинов), писал: <>.
Здесь нет противоречия. Конституционная демократия предусматривает опору на мнение большинства, но права меньшинств – по признаку цвета кожи, национальности, религии, возраста и др. – должны свято соблюдаться.
Соотношение интересов большинства и меньшинства в демократии – очень тонкий момент, т.к. иногда меньшинство может навязать свою волю большинству – например, какая-либо политическая элита, тот или иной класс или социальная группа.
Ограничение власти необходимо. Но, отмечает французский политолог Р. Арон, <>. Власть большинства, ограниченная в интересах меньшинств, должна оставаться действенной.
Впервые роль государства, роль монарха была ограничена в Англии; прообразом современной конституции была Великая Хартия Вольностей (1215 г.). Идеология либерализма, зародившаяся в Англии, была реализована в либеральной демократии. Она объединила либеральную идею ограничения власти с помощью провозглашения прав личности и демократического принципа народного суверенитета.
Такие черты либеральной демократии, которая получила наибольшее развитие в XIX – начале XX в., как приоритет свободы личности над государством, ограничение власти большинства над меньшинством, разделение властей, стали важным шагом вперед в деле освобождения человека. Критикуют ее за чрезмерный индивидуализм, принижение роли государства, недостаточное внимание социальной справедливости.
Из классической либеральной демократии выросла современная демократия западного образца, которую часто называют плюралистической. Реймон Арон относит ее к конституционно-плюралистическому режиму, где главное – наличие и соблюдение конституции, разделение властей, уважение прав человека и др. Ее сущность в плюрализме, сочетании различных демократических идей, принципов и форм. Плюралистическая демократия пытается объединить ценности либерализма и лучшие черты социализма, а также христианства. Многие ученые употребляют термины <> и <> демократия как синонимы.
Существует и еще одна демократия – коллективистская. Эта модель демократии хорошо разработана в теории – она основывается на признании коллективистской природы человека, приоритета равенства в противовес свободе, большей роли государства в жизни общества. Попытки реализации этой модели в нашей и ряде других стран не имели успеха. Благородные идеи равенства перерождались в свою противоположность – в закрепощение большинства населения меньшинством (см.эпиграф).
Демократия – это идеал. Он пока полностью не достигнут нигде. Преимущество западных демократий состоит в том, что народ может выбрать ту или иную модель, тот или иной путь развития, тех или иных лидеров. В Швеции, например, долго существовала модель социал-демократии с акцентом на равенство. Когда это привело к апатии населения, спаду производства, народ проголосовал за более либеральную политику.
Так что моделей, оттенков демократии много. Главное, чтобы сохранялись ее суть, основные принципы, а это в первую очередь: ограничение власти государства, соблюдение прав человека, свободное волеизъявление народа, верховенство закона.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Рекомендую прочитать:
Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. Москва, <>, 1994.
Реймон Арон. Демократия и тоталитаризм. Москва, <>, 1993.
Комментарии