Научно-педагогическая общественность Перми считает гражданское образование в школах и вузах, важнейшей задачей современности. Оно получило развитие в недрах кафедр пермских вузов и в различных других государственных и общественных структурах. В мае 1995 г. региональное отделение ассоциации открылось в г. Чайковский. Был проведен ряд семинаров, конференций, обсуждений. Назову наиболее значительные. В марте 1997 г. прошел совместный семинар Института общей педагогики (РАО), который представляла кандидат педагогических наук Наталия Воскресенская. Перед слушателями выступил профессор института Западного Онтарио – Даглас Рэй. Содержательные и организационные аспекты развития гражданского образования были обсуждены в сентябре 2003 года на публичной экспертной дискуссии в Пермском госуниверситете.
В дискуссии, проведенной заместителем губернатора Пермской области, кандидатом психологических наук Татьяной Ивановной Марголиной, обсуждены «Проблемы развития гражданского образования в России», «Региональный опыт гражданского образования», «Перспективы и направления развития гражданского образования».
Участвовали около сорока экспертов, руководителей общественных и государственных структур. Они рассказали о своем понимании и опыте работы по проблемам: факторы развития гражданского образования в современной России; задачи, структура и содержание гражданского образования; деятельность институтов гражданского общества по развитию гражданского образования, политической культуры в Пермской области; опыт, проблемы и возможности гражданского образования в дошкольных, общеобразовательных, высших образовательных учебных заведениях; взаимодействие институтов гражданского общества и государственных структур в вопросах гражданского образования в Пермской области; возможна ли региональная модель гражданского общества?
Ответом на поставленный вопрос было создание координационного совета при Департаменте образования Пермской области. Лев Клейман, начальник отдела, кандидат педагогических наук, показал возможности для развития гражданского образования – это ресурс регионального компонента с первого по одиннадцатый класс. В ходе обсуждения было принято решение публиковать материалы только после конкурсного отбора.
Неординарным событием явилось проведение конференции «Гражданское образование Прикамья – результаты и перспективы». Впервые в Перми побывали представители Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование»: шеф-редактор газеты «Граждановедение» Маргарита Курганова, вице-президент ассоциации Андрей Иоффе, директор Партнерства «Сивитас-Россия» Евгений Беляков, а также представители регионального отделения ассоциации в Республике Удмуртия Зинаида Мурина и Татьяна Кудрявцева.
В ходе состоявшегося обсуждения прозвучали различные мнения. Олег Подвинцев, директор «Пермского областного научно-методического центра развития политической и правовой культуры», доктор политических наук, рассказал о том, что «Целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг.» предусматривает реализацию целого ряда направлений в сфере гражданского образования, это и различные конкурсы, и издание пособий. Так, коллектив ученых и учителей (И. Бочаров, И. Долинина, П. Ликов, А. Суслов) разработал учебно-методический комплекс «Выборы в Российской Федерации и Пермской области». Департамент образования и издательство «Книжный двор» издали комплекс в форме трех брошюр к 1 сентября.
В работе семинара участвовала Татьяна Бородина, представитель Пермской областной избирательной комиссии. Следует заметить, что под эгидой Пермского облизбиркома было издано пособие И. Долининой по избирательному праву «Я выбираю», проведены конкурсы ученических работ «Я гражданин России», студенческих работ – «Моя гражданская позиция», гражданский форум «Молодежь и политика», собравший для дискуссии учащихся, студентов, учителей и политиков-администраторов в г. Чайковский. Прошел также конкурс по избирательному праву. Татьяна Викторовна акцентировала внимание на том, что гражданское образование воспитывает активных граждан – будущих избирателей.
Татьяна Сайкина, заместитель декана историко-политологического факультета Пермского госуниверситета, отметила, что кафедра политологии под руководством Любови Фадеевой, так же как и сотрудники других кафедр, в течение ряда лет занимаются гражданским образованием не только в области, но и в районах. По мнению Татьяны Рафгатовны, в гражданском образовании чрезвычайно важный и неотъемлемый компонент – патриотическое воспитание. В сложившейся общественно-политической ситуации необходимо усилить патриотическую составляющую гражданского образования.
Эмоционально ярким было выступление Михаила Плаксина, кандидата физико-математических наук, замечательного тем, что он внес вклад сразу в две сферы развития образования – информатизацию и граждановедение. Он рассказал собравшимся о работе над проектом «Молодежное антифашистское движение». Были проведены областные конкурсы на эту тему, распространяются фильмы антифашистского содержания, проводятся дискуссии в школах.
Зинаида Мурина, учитель граждановедения из маленького поселка Удмуртии, ученики которой неоднократно были участниками и победителями во Всероссийской олимпиаде по граждановедению, говорила о работе регионального отделения. Ученики Зинаиды Васильевны побеждали и в других конкурсах по праву и граждановедению. При подготовке к конкурсам она использует пособие И. Долининой «Я выбираю». Роль учителя-граждановеда в маленьком поселке не ограничивается сферой образования. Учитель-граждановед невольно становится важной политической фигурой, нередко испытывает на себе административное и политическое давление. Порой возникают опасные ситуации, особенно если учитель активно участвует в избирательной кампании.
По мнению Марины Селезневой, представителя христианской церкви «Благодать», общечеловеческие ценности всех направлений христианства едины. Воспитание системы ценностей как основы личности гражданина является краеугольной задачей гражданского образования. Наталья Русакова из Центра гражданского образования и прав человека рассказала, как она и ее коллеги способствуют развитию гражданского образования в школах города Пермь.
Учебные занятия были посвящены методам обучения и воспитания в гражданском образовании. В первый день Ирина Долинина провела занятие «Методы формирования системы ценностей на уроках обществознания», «Методы влияния на политическое сознание обучаемых», «Активные методы работы с политическими документами».
Во второй день практическую часть семинара вели директор Партнерства «Сивитас-Россия» Евгений Беляков и доцент РИПКРО Андрей Иоффе. Они предложили темы: «Методы работы с базовыми понятиями гражданского образования» и «Методы политической пропаганды».
Занятия получились интересные, особенно понравились яркие, порой неожиданные вопросы, которые на всем протяжении учебы поддерживали высокую активность участников. В тот же день по двум каналам областного радиовещания – «Радио Прикамья» и «Радио Т7» – было рассказано об этом событии. Кроме того, о деятельности Ассоциации «За гражданское образование», об «Учительской газете», приложении «Граждановедение» рассказала в интервью корреспонденту областного радио шеф-редактор приложения Маргарита Курганова. В результате у Ассоциации «За гражданское образование» появились новые сторонники и помощники. На конференции присутствовали только представители целого ряда организаций, связанных с гражданским образованием, и только часть учителей, преподающих граждановедение, обществознание и право. Однако, судя по их выступлениям, по представленным учебным пособиям, можно сказать, что на пермской земле довольно много инициативных людей, сознающих свою ответственность за воспитание будущих граждан.
Комментарии