search
main
0

Конференция Демократические ценности – стиль жизни

Методику преподавания граждановедческих дисциплин можно совершенствовать бесконечно. Таков итог моих наблюдений за творческим ростом многих педагогов, взявших на себя тяжелую и ответственную миссию – воспитание граждан России. Каждый раз, бывая на совещаниях, будь то областного, общероссийского или международного масштаба, слушая иногда даже одних и тех же учителей, руководителей школ, вузовских преподавателей, не перестаешь удивляться, что они никого не копируют, в том числе и себя, а делятся все новыми большими или малыми открытиями. И потому боязнь, как бы нам не повредило что-то, позаимствованное за рубежом, на мой взгляд, совершенно необоснованна. Талантливый педагог никогда не снизойдет до примитивного копирования, он все пропустит через свое восприятие, видоизменит, усовершенствует своим светлым разумом. А недаровитый, нетворческий учитель не сможет воспроизвести в том же первозданном виде, как это было у автора.

Недавно прошедшая в подмосковной гимназии “Тарасовка” международная конференция “Содержание и методы современного гражданского образования: новые подходы”, которую проводили американские советы Аспрял/Акселс, лишний раз подтвердили эти мои наблюдения.
На совещании, кроме самих учителей, присутствовали теоретики, ученые, руководители некоммерческих организаций, авторы учебников и учебных пособий, многие из которых и были теми первопроходцами, которые без учебников и программ, по собственной инициативе начали вести уроки граждановедения в начале девяностых годов прошлого века. За эти годы многие из этих педагогов стали участниками программы “Партнерство в образовании”. Теперь они с успехом проводят мастер-классы, тренинги, семинары, на которых делятся своими находками, авторскими методиками.
В первый день с пленарным докладом “Права человека в курсе “Граждановедение” выступил директор Московской школы прав человека Анатолий Азаров. Говоря о более широком использовании знаний в области прав человека, Анатолий Яковлевич с сожалением вот уже в который раз заметил, что гражданско-правовое образование по-прежнему в России держится на энтузиастах, это его школа, это известная в стране Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, другие общественные структуры, которые так и не ощутили необходимой поддержки государственных учреждений, и прежде всего Министерства образования РФ. “Все, что мы сумели достигнуть в воспитании молодежи, в подготовке ее к жизни в правовом демократическом обществе, делается силами гражданского общества, – подчеркнул Азаров, – да и в становлении последнего заинтересованы сами педагоги, а не руководители всех рангов”.
Новизной информации, конкретными примерами отличалась лекция преподавателя Мемфисского университета (США) Вильяма Кратцке. Руководитель научно-внедренческого центра “Гражданин” Яков Соколов, выступивший с докладом “Современное граждановедение: проблемы и перспективы”, познакомил участников конференции со своими учебниками – от самых первых до недавно изданных. Участие в самоуправлении – лучшая школа воспитания будущих активных граждан, депутатов, политических деятелей. Об этом был доклад Александра Талонова.
Дискуссии за “круглым столом” вызвали самый оживленный обмен мнениями. Темы их – самые разные: “Идея толерантности в преподавании дисциплин гуманитарного цикла”. Ведущий – Крис Охан, Техасский христианский университет. “Новые учебные материалы по граждановедению”. Ведущий – Яков Соколов. “Опыт работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса в средней школе”. Ведущая – Ляйля Неповиннова, выпускница программы “Партнерство в образовании”.
Во второй день лучшие педагоги страны провели свои мастер-классы. Елена Авинская из Санкт-Петербурга, выпускница программы “Партнерство в образовании”, показала коллегам, как можно установить демократический стиль жизни в классе, коллективе вообще. Со своей методикой преподавания прав человека в курсе граждановедения познакомила слушателей Светлана Дьячкова из Молодежного центра прав человека.
Алла Толкачева, учительница гимназии “Тарасовка”, вместе со своими учениками провела ролевую игру, которая инсценировала судебное разбирательство одного уголовного дела, получившего несколько лет назад общественный резонанс. Содержание этого эпизода таково. Один студент, одурманенный дозой наркотиков, пытался совершить насилие над своей однокурсницей. Проходивший мимо другой их однокурсник – в прошлом участник войны в Афганистане, вмешался и жестоко избил несостоявшегося насильника. Суд в свое время парня-афганца приговорил к четырем годам тюремного заключения.
Теперь “судили” школьники. Их приговор оказался намного мягче: они приговорили “афганца” к одному году лишения свободы, учитывая его положительные характеристики как воина и как студента. К тому же он не просто дрался, а защищал честь девушки, считают ребята.
Презентация проектов выпускников “Партнерство в образовании” показала высокий уровень подготовки его авторов, самобытность в разработке темы. Сергей Оленин из Набережных Челнов рассказал о деятельности в своем регионе Ассоциации “За гражданское образование”. Члены ее выступают с лекциями о гражданском воспитании, проводят показательные уроки, городские семинары, организовали “круглый стол” на тему “Гражданское общество в провинциальной России: утопия, далекая перспектива или недалекое будущее?”
Президент общественного фонда города Новосибирска “Партнерство в образовании”, кандидат исторических наук Виктор Варющенко подчеркнул: “Гражданское образование – необходимая ступень в подготовке населения к самоуправлению, то есть к участию населения в управлении обществом на основе исчерпывающей и разносторонней информированности и критического подхода к информации. Граждане с ранних лет приобщаются к фундаментальным ценностям и принципам, необходимым для сохранения и совершенствования конституционной демократии. Чтобы культивировать среди населения дух гражданской значимости, влияния граждан на политику на всех уровнях, активизировать общественную жизнь страны, Новосибирский региональный общественный союз общественных объединений одним из приоритетных для себя направлений избрал именно “гражданское образование”.
В третий день работы конференции была продолжена презентация проектов выпускников программы “Партнерство в образовании”. Исследование Галины Хитровой, директора ярославской школы N 80, посвящено такой злободневной теме – “Роль администраторов школ в гражданском образовании”. Она особенно подчеркнула важность активного участия руководителей педагогических коллективов в гражданском образовании и воспитании учащихся. Для них в Ярославле был разработан и проведен курс. Занятия проводили лучшие специалисты области. Были организованы два тренинга – один для директоров городских школ, другой – для сельских. Затем состоялся общий семинар.
Елена Красникова, специалист по прикладной этике, руководитель авторского коллектива, создавшего проект “Гражданское образование: педагогическое досье”, считает, что одна из целей его – содействовать поиску согласия между руководящим звеном системы образования и педагогами, непосредственно работающими в школах, в вопросах реформы гражданского образования.
Во время работы над проектом авторским коллективом был получен уникальный опыт сотрудничества. В интернациональную команду входили российские эксперты из семи регионов, специалисты из Австрии, Бельгии, Великобритании, США, Германии. Авторов объединяло общее понимание гражданственности, ориентация на демократические ценности.
Проект, предложенный Еленой Сурьяниновой из Казани, называется “От воспитания гражданина – к развитию демократического общества”. Это по существу практическое пособие для учителя. Предлагаются интегративные уроки, когда на занятиях английским языком исследуются проблемы граждановедения. Основные тезисы проекта Е.Сурьяниновой:
– Благодаря знаниям, полученным в США в рамках программы “Партнерство в образовании”, я убедилась в большой значимости гражданского образования для воспитания граждан демократического общества. Именно от учителя зависит, будут ли наши сегодняшние ученики ответственными, будут ли исповедовать демократические принципы. Именно мы должны развить у детей критическое мышление, готовность к гражданскому действию, терпимость. Последнее качество особенно важно для нашей республики, потому что у нас проживают представители разных национальностей, религий и культур.
Активную гражданскую позицию ребенка легче сформировать, если он принимает участие в образовательном процессе, в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, ролевых играх, работает с источниками. Дети, таким образом, должны научиться осмысливать все происходящее, принимать самостоятельные решения и в итоге ощущать себя значимым человеком, к мнению которого относятся уважительно.
Время от времени между участниками конференции возникали любопытные дискуссии. Так, скажем, политолог, преподаватель кафедры социологии Российского государственного гуманитарного университета Сергей Магарил, говоря о том, что “переживаемый Россией системный кризис не в последнюю очередь обусловлен угнетенным состоянием отечественного обществознания”, подчеркнул, что наше спасение заключается не только в широкой многолетней программе демократического просвещения населения, но и в коллективных общественных образованиях всех слоев общества, включая олигархов. Последнее утверждение вызвало дискуссию. Для многих участников конференции, демократические ценности которых стали стилем их жизни, основой их мировосприятия, для них неприемлемо мнение о том, что сама по себе личность ничего не значит, что ее голос слышен только в коллективе.
В частности, руководитель Московского бюро Американской федерации учителей Евгений Беляков считает весьма спорным высказывание, что отдельно от коллектива человек всего лишь полуфабрикат. Он уверен, что свободный человек многие проблемы решает самостоятельно на свой страх и риск. Индивидуальная или коллективная позиция – это выбор самого индивидуума, это лишь средство для достижения цели.
Международная конференция “Содержание и методы современного гражданского образования: новые подходы” еще раз убедила ее участников в том, что, как бы ни был педагог хорошо подготовлен к преподаванию граждановедческих дисциплин, он постоянно должен заниматься самообразованием, потому что только такой учитель может воспитать граждан, которым небезразлична судьба своей страны, которые считают себя ответственными за все, что в ней происходит.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте