И в воздухе разлито ожиданье:
Земля ждала рождения звезды,
Как будто ей назначили свиданье.
У Пушкиных большая суета,
Вот первый крик ребенка за дверями.
– Сын, батюшка! Его звезда
Взошла над русскими полями.
И плыли облака опять,
И падали в окошко тени.
Какой урод! – сказала мать.
А в этот час родился Гений!
Л.КАТЮШИНА, ученица средней школы ? 14
Кузнецк,
Пензенская обл.
* * *
Мне в сказках Пушкина – все диво,
Все необычно и красиво:
Там царь Гвидон в златых палатах,
Там рыцари морские в латах.
И старый дядька Черномор
Ведет со мною разговор.
Руслан идет в жестокий бой
С огромной сильной головой.
Помочь ему был рад бы я
Да сон, боюсь, пройдет, друзья.
СЕВРИН Дима, 6-й кл., ср.шк. ? 1
Вытегра,
Вологодская обл.
Дуэль
Еще молчит в руке мятежной
Неутоленный пистолет.
Но на земле России снежной
Дантес уже оставил след.
И что с того, что мир прекрасен, –
Окрасив кровью русский снег,
У русской речки рухнет наземь
Не просто тело – целый век.
Раздался выстрел на опушке,
Заставив вздрогнуть черный лес…
Лишь на мгновенье умер Пушкин
И лишь мгновенье жил Дантес.
Игорь КУДРЯВЦЕВ
Ростов-на-Дону
Выстрел
Белый снег. Нахмуренное небо.
Хруст шагов. Свинцовая вода.
На Поэта – дуло пистолета.
Не забыть нам это никогда.
Пушкин! – сколько в этом слове боли.
Пушкин! – эхом выстрела в веках.
Вечно будем мертвый холод пули
Мы носить за Пушкина в сердцах.
Черный день. Рыдающее небо.
В слезы топит снег святая кровь…
Но воскреснет с каждым человеком
Пушкин. Ибо Пушкин есть Любовь.
Мария КУЗЬМИНА, 11-й класс
Бугунняхтахская ср.школа
Республика Саха (Якутия)
***
Писал наш Пушкин для народа.
Он воспевал в стихах свободу.
Владел прекрасно он французским,
Но завещал любить нам русский.
А нынче, нынче что творится?
Восторги, гимны загранице.
Афиши всюду по-английски,
А нам стихи поэта близки.
Писал он русским языком,
Хотя с французским был знаком.
Пусть Пушкин в жизни неземной
Услышит наше восхищение,
Уж двести лет с его рождения,
А он в поэзии – живой!
Мария БЕЛЯЕВА, 6-й “А” класс, шк. ? 27
г.Озерск,
Калининградская обл.
Чем дальше уходит от нас время реальной, земной жизни Пушкина, тем масштабней и объемней становится образ гениального русского поэта.
Среди его беспредельных интересов в особенности сильным был интерес к познанию России. Неутомимый путешественник, он использовал каждую возможность, чтобы лучше узнать Русскую Землю. Он сумел много поездить, много повидать.
Я вообще уверена, что Пушкиным можно и нужно поверять все происходящее. Как часто задаешься вопросом: “А что бы он сказал? Как бы оценил какое-то событие нашей жизни? Как бы поступил?”
И чем чаще мы будем стараться увидеть себя и свой век его глазами и умом – тем меньше будет в нашей жизни места глупостям, подлостям и трагедиям.
“Мой Пушкин” – назвала свою книгу Марина Цветаева. У каждого из нас – свой Пушкин. Надо чаще его перечитывать. А нам, оренбуржцам, – особенно “Историю Пугачева” и “Капитанскую дочку”, явившиеся на свет, потому что Александр Сергеевич приезжал к нам.
Сколько страниц в “Капитанской дочке”? Многие из нас, у кого школа начисто отбила всякое желание снова “проходить” Пушкина, скажут: “Наверное, пятьсот, а то и тысяча”. Нет, друзья, там всего-то около сотни страниц! И Пушкин на этой сотне страниц создал оренбургские “Войну и мир”.
В.СЕЛИВАНОВСКАЯ,
учитель истории ср.школы # 49
Оренбург
Кто не знает этих строк из стихотворения А.С.Пушкина? Что значит школа в моей жизни? Над этим меня заставил задуматься объявленный конкурс “Мы лицеисты”. А слово “лицей” напомнило мне о пушкинском времени.
Пушкин… Он входит в нашу жизнь еще с раннего детства, и уже тогда мы начинаем восхищаться его творчеством. Читая его сказки, учимся отличать добро от зла. Разве не переживали мы за царевича Елисея, искавшего повсюду свою невесту? Разве не удивлялись смекалке веселого и находчивого Балды? А как сладко засыпалось под тихий мамин голос:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Мир Пушкина огромен и прекрасен. Это великое множество стихотворений и поэм, замечательных повестей и сказок, немеркнущих трагедий и драм. Каждый из нас открывает в его произведениях что-то свое. Кто-то занят поиском ответов на какие-то вопросы, кто-то видит в Пушкине учителя, помогающего идти по нелегкой дороге жизни. Но всех нас объединяет одно: чувство восхищения перед его немеркнущим талантом.
Каким же был этот поэт, сумевший завоевать сердца многих поколений? Почему люди, познакомившись с его творчеством, влюбляются в его произведения на всю жизнь? Я думаю, любят поэзию и прозу А.С. Пушкина за веселье и мудрость, грусть и благородство, за верность мечте и умение любить человека. Александра Сергеевича научил этому Лицей. Пусть порой он испытывал разочарование, ощущая себя несчастным и измученным, но сумел озарить жизнь вокруг себя светом, вселить надежду пушкинским словом…
Школа сегодняшнего дня… Хочется верить, что она тоже оставит в нашем сердце незабываемый след. Пусть не каждый из нас станет в будущем великим, но то, что мы станем хорошими людьми, – это будет не только заслуга наших родителей, но и наших учителей.
В начале жизни школу помню я…
ДЮДЯЕВА Татьяна, 15 лет, 9-й класс, средняя школа #6
Сердобск,
Пензенская область
Читая незаконченную “Сказку” А.С.Пушкина “о медведихе”, больше других похожую на русскую народную, полюбила я забавных медвежат и бурую медведицу – их мать и люто возненавидела жестокого мужика с рогатиной, что “медведице брюхо вспорол да шкуру сымал, а малых детушек в мешок поклал”.
Грустная сказка… Самая грустная из всех пушкинских. Она осталась незаконченной, а зло – ненаказанным.
Так не должно, не могло быть у Пушкина.
А если бы я закончила эту сказку? Что бы получилось?
Да купил себе ружье новое,
И решил продать он шубу новую,
Что из шкуры медведихиной;
Медвежаток же проданных
Обратно выкупить
Да отпустить их на волю вольную,
Пусть себе кувыркаются,
По зеленой травушке валяются.
Так и сделал он…
И весенней порою теплою
Из-под утренней белой зорюшки
В лесу дальнем, в лесу дремучем
Повстречались медвежата эти
горемычные
С батюшкой своим, медведем
черно-бурым.
Сколько слез здесь пролилося!
Сколько радости здесь
случилося!
И не стало более горя горького
В лесу том сказочном.
Сказка закончена, и на душе светло и радостно, ибо в ней, как и во всех пяти сказках, созданных Пушкиным, добро победило зло.
Надя ФИСЕНКО, 8-й класс, педагогический лицей
Принадлежу тому поколению, о котором писали Вы…
Письмо в XIX век
Милостивый государь Александр Сергеевич!
Сим письмом нижайше прошу позволения обратиться к Вашей милости с порога XXI века.
Принадлежу я тому поколению, о котором Вы писали в стихах:
Здравствуй, племя младое, незнакомое!
Мое послание касается Вашего произведения, из-за героини которого у нас был спор. Речь идет о повести “Дубровский”. Моя подруга Виктория говорит, что Марья Кирилловна вовсе не любит Дубровского, ибо она ничем не жертвует ради любви, а выходит за князя Верейского по своей воле, хотя об этом не говорится прямо в повести. Свое утверждение она подкрепляет цитатами из повести: “Марья Кирилловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека…”, “а Марья Кирилловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого она видела только во второй раз отроду”. И не только эти примеры! Вот она сидит у себя в комнате: “Нет, нет – повторяла она в отчаяньи, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского…”. Слушая эти речи, я и сама засомневалась, а была ли вправду любовь? Я искала ответ на вопрос – почему все же не ушла она с Дубровским? Как трудно было преодолевать условности света! Или это нравственные устои, внушенные с детства?
Не знаю, у меня так мало опыта в жизни, но хотелось бы верить, что есть вечная любовь, ради которой идут на смерть.
Как бы мне хотелось, милостивый государь, окунуться в атмосферу девятнадцатого века, услышать Ваши речи, но этому не суждено сбыться.
Еще раз прошу простить великодушно за беспокойство. На ответ не смею надеяться.
С почтением Аня КЫРБАСОВА, 10-й “Б” класс, школа III ступени # 2 (гимназия)
Здравствуйте, Александр Сергеевич!
Скорее всего, вы будете очень удивлены этим письмом. И не только его более чем странными для вас стилем и орфографией. Дело в том, что пишу я вам из XX столетия, да, впрочем, уже без пяти минут XXI. Пишу в никуда, вместо адреса – лишь имя, но – странное дело! – имя – само себе адрес…
Обычно в письме пишут о новостях. И вы бы, наверное, хотели узнать, что же произошло за эти два столетия. Слишком многое произошло. В двух словах не передашь. Но главное, мы о вас помним.
“Солнце русской поэзии”, “величайший”, “гениальнейший”, “эталон поэзии”, “абсолютно гармоничный разум”, “первый поэт России” – это лишь немногие из эпитетов в ваш адрес. Это справедливо, но… Мало-помалу эти дифирамбы действовали как колдовские заклинания, заставляя вас постепенно каменеть и превращаться в собственный памятник на Тверском бульваре, у которого сейчас назначают свидания. Вы превратились в икону, в объект всеобщего поклонения, на вас буквально молятся. Доходит до абсурда. Один наш губернатор даже предложил вас канонизировать. Смешно? И если бы только это! Даже в бытовом, каждодневном общении вы оказались незаменимы: “А работать за тебя Пушкин будет?!”; “Не буду я это сочинение писать, что я вам, Пушкин, что ли?”… Не буду утомлять вас бесконечными примерами ежедневного и ежечасного присутствия вас в нашей жизни.
Вот только не говорите, что вы здесь совершенно ни при чем!
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: “То-то был поэт!”
Это же ваши строки. Вам надо было быть поосторожнее с будущим временем. Рифмованные строки имеют свойство материализовываться.
Что касается “задорного цеха” людей, “которых не сужу затем, что к ним принадлежу” (это тоже ваша строка), то у них с вами были сложные отношения. Они сделали ваше имя знаменем “поэтов чистого искусства”. Вот где отозвалось ваше знаменитое “Цель поэзии – поэзия”! Поэзия, утверждали некоторые умники, должна чему-то служить, куда-то звать и всячески приносить какую-то пользу. Вам здесь крепко досталось. Докатились до призыва: “Сбросим Пушкина с корабля современности!” – представляете?!
В любом случае обошлись мы с вами не самым лучшим образом. Растащили вас на цитаты, афоризмы и пословицы, придумали кучу никому не нужных комментариев, с большинством из которых вы бы, уверена, не согласились. Пародируем вас вовсю и вместе с тем безмерно любим и уважаем. А все почему? Да потому, что всем пришлась по вкусу фраза: “Поэт в России – больше, чем поэт”. Можете представить себя больше себя самого? Не обижайтесь, но именно так вы и выглядите после двух веков старательно наводимого на вас глянца…
В детстве, когда мне было только два года, я уже читала наизусть ваши стихи, потом научилась читать – и взялась за ваши сказки. Но тогда лично вы меня не интересовали. Меня вообще не интересовало тогда, чья фамилия написана на обложке. Важно произведение, а не автор – детская логика безукоризненна.
Собственно, вы и потом меня не очень-то заинтересовали. “Пушкин? Очень испугали!” Биография давно уже выучена наизусть и повторяется из года в год с занудливым постоянством. Что до стихов и прозы – что-то нравится, что-то не нравится, но так со всеми писателями. Погодите обижаться, до главного я еще не дошла.
По-настоящему я начала вас понимать только после того, как судьба занесла меня в Санкт-Петербург, в Царское Село. Роскошный Екатерининский дворец – и такой невзрачный Царскосельский лицей. Да-да, тот самый. Где-то там и началась наша с вами дружба. А знаете, с чего? С ваших плохих оценок. И не смейтесь, пожалуйста. Было так: нам показали лежащий под стеклом табель со списком учеников и с оценками за неделю по всем предметам. Против фамилии “Пушкин” хорошие оценки стояли только в графах “русская словесность” и “французский язык”. А по остальным предметам – что попало. Как рассказала нам экскурсовод, по математике у вас стабильно был круглый “ноль” (что означало полное отсутствие интереса к предмету). Невольно мне подумалось, что в моей родной математической гимназии вы бы и месяца не протянули…
Как-то так получилось, что для меня вы стали другом и советчиком, но не моралистом, а веселым и ненавязчивым приятелем, который – откуда? – всегда знает, что надо делать. И, странное дело, вам хочется верить – хоть порой и не верится.
“Веселое имя – Пушкин…” Веселье – вот ключ к вашим стихам.
Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад:
И прекрасны вы некстати,
И умны вы невпопад.
Хотите верьте, хотите – нет, но на это четверостишие я наткнулась только что, наугад открыв томик ваших стихов. Интересно, вы постоянно всех разыгрывали? И самый большой ваш розыгрыш называется “Евгений Онегин”. Это уму непостижимо – написать такое огромное творение обо всем и ни о чем так, чтобы все последующие поколения с трудом вымучивали из него несуществующие идеи, темы и сюжеты! Потому и не сходятся концы с концами в характерах главных героев, что герои там, по сути, где-то на втором плане, а на первом – бесконечные лирические отступления. Но, сказать по правде, до чего же завораживающая болтовня! Не знаю, что вы задумывали, но получилось у вас необыкновенная мешанина из всего на свете, которую можно читать с любой страницы и ничего при этом не потеряешь.
Иногда я думаю: если уж нам, потомкам, так трудно в вас разобраться, то как же должны были путаться ваши современники, Александр Сергеевич?! Не удержусь, приведу мой любимый пример. Вы отозвались на выход в свет “Илиады” в переводе Гнедича следующими строками: “Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, старца великого тень чую смущенной душой”. Но вы не были бы Пушкиным, если бы тут же не сочинили двустишие в том же размере: “Крив был Гнедич-поэт, переложитель слепого Гомера, боком одним с образцом схож и его перевод”. Чем не загадка для будущих поколений: “Угадайте, где я покривил душой?” Я долго размышляла над этим и поняла: нигде. Все правда. Просто такой вы по натуре: любите все, о чем пишете. Всем достается равное количество похвал и насмешек. Трудно сосчитать, скольких красавиц вы удостоили мадригалами, скольким друзьям посвятили послания, скольких литераторов обдали холодной водой эпиграмм! Каждому свое, всем сестрам по серьгам. И все – правда. И все правы. Моцарт и Сальери, Годунов и Самозванец, Гринев и Пугачев – истина в каждом из них. Вы вместили в себя всех, примирив их в собственной душе. И пустились в бесконечное плавание.
Боюсь, Александр Сергеевич, я изрядно утомила вас этим излиянием моих мыслей и ваших цитат. Хотя я могла бы еще писать и писать: с хорошим человеком долго говорить можно.
Остаюсь ваша Светлана ЕВСЮКОВА, ученица 11-го класса гимназии #10
Белгород
Символы для звуков
Меж непонятного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена, –
читаем у Пушкина. “Портреты, числа, имена” – около двух тысяч “тайных знаков” и рисунков оставил нам поэт на страницах своих рукописей.
Что чертило пушкинское перо?
Почти беспредметные арабески, виньетки, наброски пейзажей – кусты, деревья, горы…
А.Эфрос писал, что пушкинская графика является изобразительным дневником поэта, который создавался “на лету, непритязательно, без расчета на посторонний глаз и потому профессионального ремесла, а тем более – мастерства в них (рисунках) нет”.
Так ли это? Мог ли поэт, гениальный во всех своих проявлениях – в творчестве, в любви и дружбе, в быту, наконец, явить нам образцы, в которых “профессионального ремесла, а тем более мастерства нет”?
Мог ли он, уверенный в том, что слух о нем “пройдет по всей Руси великой”, и напрямую обращающийся к нам, своим потомкам, творить, пусть даже в черновиках, в рисунках, “на лету, непритязательно, без расчета на посторонний глаз”?
Не думаю.
Истоки пушкинской графики коренятся в его почерке. “Автографы Пушкина – это не отдельные буквы, условно соединенные между собой для образования слова, – это единая непрерывная графическая линия, образующая внутри себя символы для звуков… Язык росчерков – источник рождения пушкинского рисунка. Это мост между графикой его слова и графикой его образа”.
Инга ЛЕОНТЬЕВА,
11-й класс, Чурачинская ср.школа
Чувашская республика
Татьяне Лариной
Татьяна! Свет души моей,
Свеча со пламенем искристым!
В моем уме ты все ясней
Вставала солнцем золотистым.
Улыбка трогала уста,
Боясь явиться в полной силе.
Порывы ветра, не устав,
Густые кудри разносили.
И васильковый цвет очей
Перекликался с небом синим,
А лунный свет во тьме ночей
Посеребрил тебя – любовно.
Ты не спала тогда. Вокруг
Все было тихо, по-ночному…
Изобразить твои черты,
Признаюсь, это невозможно.
Твою вершину красоты
Понять так недоступно, сложно.
Какое горе, что ты есть
Лишь на страницах белоснежных,
А этот миг исчерпан весь
В словах простых и чувствах нежных.
Ольга НАЛБАНДЯН, 7-й класс, школа # 81
Ростов-на-Дону
Комментарии