Завершившийся 10-й Международный кинофестиваль «Лики любви» вызвал к себе повышенный интерес хотя бы потому, что, как мы писали, со следующего года он переезжает из Москвы в Сочи. Во что он может превратиться в самом тусовочном курортном городе страны, пока неизвестно. Но весьма характерная фраза его главного организатора Марка Рудинштейна «Там легче организовать светскую фестивальную жизнь» заставляет строить определенные предположения. Так что хочется хотя бы коротко сказать об особенностях 10-летнего периода существования этого странного и прекрасного российского кинофорума. Главным на нем до сегодняшнего момента, было само кино.
Странность «Ликов любви» в том, что на них всегда можно было ожидать чего угодно: лент, чье главное достоинство исчерпывается провокационностью, вроде прошлогодней «Порнократии» Катрин Брейя или нынешних «9 песен» Майкла Уинтерботтома. Или откровенно скучных, которые тут же забываешь после просмотра. И, конечно, прекрасных, уникальных картин, которые можно посмотреть в основном только на «Ликах», вроде «Музыки для свадеб и похорон» с музыкой Горана Бреговича, сумасшедшего «цыганского» композитора Эмира Кустурицы. Или «Реконструкции» Кристофера Боэ – этой волшебной истории любви, снятой так, что каждому зрителю предлагалось построить свой сюжет развития отношений между мужчиной и женщиной.
Весь этот коктейль получался пряным и вкусным благодаря главной «изюминке» фестиваля – теме любви, которой, кстати, организаторы могут гордиться: больше до любовного фестиваля в мире никто не додумался. А если учесть, что национальные особенности все-таки влияют на проявление самого важного чувства, то наблюдать за многогранной палитрой любви – одно из самых интересных занятий в мире.
10-й фестиваль вновь подтвердил свою многоликость. Занудной вариацией на тему предчувствия любви стал норвежско-шведский фильм «Не раздеваться» Торуна Лиана. Героиня фильма девочка-подросток пытается отодвинуть собственное половое созревание с редкой серьезностью. Впрочем, эпизоды вроде того, когда девочка читает в журнале: «Через сотню тысяч лет мужской ген «Y» может исчезнуть, а вторичные мужские половые признаки – мутировать в женском организме» и говорит: «Я подозревала что-то подобное!», многое искупают.
Английский фильм «9 песен» Майкла Уинтерботтома выполнил свою шоковую функцию. На первый взгляд, ничего, кроме самозабвенного рассказа (вернее, показа) секса, здесь нет, а картина кажется плодом кризиса среднего возраста и творчества известного режиссера. Но хотя та же «Порнократия» Брейя талантливее и гораздо дискуссионнее, «9 песен» из тех картин, которые предельно честно отрабатывают неглубокую, но актуальную во все времена мысль: секс, который становится культом, убивает любовь.
Одна из самых интересных лент фестиваля – датская «Вилла «Паранойя» Эрика Клаусена. Фильм одновременно социальный – здесь тебе и проблемы инвалидов, и эмигрантов, и одиноких людей, и хулиганский, и, конечно, любовный. История в картине развивается и пронзительная, и эксцентричная: немножко чокнутая молодая актриса начинает ухаживать за якобы сумасшедшим и парализованным стариком и помогает тому обрести здравый ум, здоровье и сына. Параллельно актриса обретает счастье с таким же странным молодым человеком. Серьезные проблемы, поднятые фильмом, подкреплены яркими образами. Вот тема одиночества: мужчина среднего возраста, фермер-куровод, стоит один посреди несушек и заливается неестественным смехом, который ему посоветовал психотерапевт, чтобы освобождаться от замкнутости и нелюдимости. Или прекрасная иллюстрация невостребованности: героиня-актриса прыгает с моста в реку, чтобы привлечь к себе внимание, – нелепая, вымокшая, она протягивает руки к собравшимся наверху зевакам в ожидании аплодисментов. А проникнута вся картина чувством вины и щемящей любви к старикам.
Однако главный приз фестиваля – «Золотую стрелу» – получил иранский фильм «Прекрасный город». Для этого у жюри, возглавляемого английской актрисой Брэндой Блетин, было как минимум 2 основания. Во-первых, талант режиссера картины Асгара Фархади, кстати, выпускника педагогического университета в Тегеране. Во-вторых, сюжет картины, который рассказывает о страсти на грани жизни и смерти: героя фильма Акбара, который только что достиг совершеннолетия, должны казнить за убийство любимой девушки.
А специальный приз по традиции фестиваля вручили почетному гостю Алену Делону в качестве (и с этим трудно поспорить) «самого романтичного любовника, самого неотразимого мужчины киновека».
Комментарии