search
main
0

Концептуальные основы новой системы оценки качества образования

Михаил ТИХОНОВ, начальник Юго-Западного окружного управления образования: – В настоящее время проблема разработки системы оценки качества образования на всех его уровнях решается особенно интенсивно.

В Москве сложилась своя региональная система оценки качества образования. Дальнейшее ее развитие в соответствии с городской целевой программой развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы связано с обеспечением всех заинтересованных сторон объективной информацией для принятия на этой основе обоснованных управленческих решений. Достижение этой цели невозможно без создания на единой концептуально-методологической основе модели системы оценки развития московского образования на городском, окружном и школьном уровнях – в рамках Московской системы оценки качества образования и Московского регистра качества образования.

Таким образом, основной проблемой стала разрозненность подходов к оценке качества образования, неполнота созданных моделей ОСОКО и неразработанность целостной модели школьной и окружной системы оценки качества образования. Отсутствие такой модели не позволит качественно осуществлять внешнюю и внутреннюю экспертизу и оценку для обеспечения достоверной и полной информацией всех уровней управления системы образования и общественности для управления качеством образования.

Московскую региональную систему оценки качества образования характеризует несколько сильных сторон:

качество образования в московском регионе в целом и конкретном образовательном учреждении становится предметом управления и экспертизы как со стороны административных органов, так и со стороны широкой родительской общественности и гражданских институтов;

сложились направления и процедуры московской региональной системы оценки качества образования;

накоплен значительный положительный опыт в проведении мониторинга уровня обученности на основе проведения массовых и выборочных обследований учащихся (диагностика и мониторинг на общегородском уровне, ЕГЭ, аттестационное тестирование учащихся). Кроме оценки уровня предметных ЗУН, в мониторинг начинает включаться и диагностика надпредметных компетентностей;

в городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы сформирован перечень перспективных для развития столичного и российского образования задач, среди которых разработка Московского регистра качества образования – единой общегородской информационной системы, на основе которой будет формироваться электронное портфолио школы и учителя; создание внутришкольных систем управления качеством образования и др.

31 октября 2008 года на базе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова состоялся четвертый съезд Всероссийского педагогического собрания «Новая модель образования в стратегии 2020: учитель, семья, общество». На съезде был представлен опыт Юго-Западного округа. В своем докладе на тему «Экспериментальная модель единой окружной оценки качества обучения» директор окружного методического центра Ирина Павлова рассказала о ходе окружной экспериментальной работы по поиску методики рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений округа, раскрыла особенности отрабатываемой в округе многоуровневой параметрической модели оценки качества обучения, наглядно доказала, что новый инструмент оценки работает на всех структурных уровнях: ученик, класс, школа, район, округ.

Председатель ВПС Валентина Иванова отметила ценность результатов эксперимента Юго-Запада для решения накопившихся проблем, прежде всего в вопросах оплаты труда педагогов, обратив внимание участников съезда на основное преимущество новой технологии оценки качества труда учителей: возможность выделять уровни профессиональной компетентности педагогических кадров.

Проблема оценки качества образования в настоящее время одна из самых актуальных. Будущий интеллектуальный потенциал страны – это наши выпускники, это качество образования в России. Под качеством образования принято понимать интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В системе мер по формированию и реализации государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 годы» как приоритетные отмечены такие задачи, как формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг и, в частности, создание прозрачной объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования.

В программе «Столичное образование-5» четко обозначена проблема развития региональной системы оценки качества образования в соответствии с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Задачи по достижению целей программы:

– формирование системы независимых измерений качества образования;

– организация региональной диагностики и прозрачной объективной системы оценки образовательных достижений обучающихся для обеспечения готовности каждого ученика к продолжению образования на следующих ступенях в системе непрерывного образования, с учетом перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты;

– диагностика условий и качества реализации образовательного процесса;

– формирование системы индикаторов, измерителей и методик для различных пользователей на всех уровнях для всех процедур экспертизы и оценки качества образования для эффективного влияния на развитие качества образования в столичном регионе;

– создание внутришкольных систем управления качеством образования, включающих внутренние системы оценки качества образования, ориентированные на результаты в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.

На сегодняшний день в Юго-Западном округе наиболее полно отработана модель оценки образовательных результатов в системе общего образования.

Данные окружной оценки качества образования обеспечивают оценку качества образовательной деятельности субъектов сферы окружного образования – учащегося, воспитанника, образовательного учреждения и педагогических кадров относительно системы целевых ориентиров и управленческих механизмов.

Уже разработана критериальная база оценки условий осуществления образовательного процесса, так как процедура лицензирования и аккредитации позволяет успешно ее осуществлять.

Экспертиза образовательных результатов осуществляется силами отдела диагностики и предметными лабораториями Окружного методического центра ЮЗОУО. Окружная система оценки качества обучения определилась как совокупность внутренних и внешних методик, процедур, измерителей, программно-методических средств контроля и оценки образовательных достижений учащихся в единой логике на всех ступенях школьного образования. Традиционно образовательные результаты обучающихся оцениваются через систему итоговой аттестации и организацию внешней процедуры оценивания с включением стандартизированных кимов.

Традиционная система контроля и оценки качества показательна, но в силу своих организационных и технологических особенностей не учитывает индивидуальные учебные достижения каждого ученика и не позволяет расширить спектр изучаемых проблем.

Оценка качества предметной обученности на уровне образовательного учреждения оставалась недостаточно разработанной.

Оценка результатов деятельности учителя часто складывалась из эмпирических, разрозненных факторов.

Апробируемая методика оценки качества обучения расширяет рамки региональной системы и дает возможность оценивать не только деятельность образовательного учреждения в целом, но и управленческую деятельность администрации образовательного учреждения, учителей-предметников, учащихся, упорядочить систему ВШК и организовать ее на качественно новом уровне.

В экспериментальном режиме выстраивается многоуровневая интегральная система оценки качества обучения, в которой представлены все уровни оценки качества результатов обучения: оценивание индивидуальных достижений учащихся, оценка результатов учебной деятельности класса, оценка результатов деятельности школы, оценка качества обучения в разрезе района и окружная система оценки качества обучения.

С помощью новой технологии можно определить рейтинг образовательного учреждения не только на уровне района, но также и на уровне округа. Ранжирование проводится по 11 внутренним и 4 внешним показателям, приведенным в однотипную шкалу. Динамика показателей учителя, ученика, класса, школы, района, округа – все может быть представлено наглядно графически и верно статистически. Разработана электронная версия программы оценки качества образования. Нам удалось выстроить систему окружной оценки качества образования, интегрирующей результаты внутришкольного контроля (ВШК) и внешнюю процедуру оценивания результатов обучения.

В настоящее время в округе сформирован банк данных о каждом учащемся округа с динамикой его учебных достижений, о результатах деятельности каждого учителя, что позволяет субъектам управления разного уровня принимать обоснованные управленческие решения.

Разработанная нами методика оценки качества образования на уровне образовательного учреждения позволяет руководителю школы оперативно, своевременно получать информацию о качестве образовательного процесса и управлять этим качеством, воздействуя на объекты, имеющие отклонения от заданных параметров.

Сетевая организация опытно-экспериментальной работы по проблеме «Оценка результатов обучения» включает в себя 59 пилотных школ, задача которых – апробация новых электронных программ и их корректировка.

Эксперимент по апробации новой технологии вышел за пределы Юго-Западного округа и Москвы. В ЮАО начато обучение заместителей директоров и методического актива по методике оценки качества обучения с учетом реальных учебных возможностей учащихся. В школах Перми, Тулы, Калуги, Липецка успешно внедряется новый метод.

Мы сделали попытку разработать технологию многоуровневой оценки качества образования, основанную на системном подходе. Модель «Окружная система оценки качества образования» состоит из подмодели «Оценка качества образования района», которая в свою очередь состоит из показателей подмоделей «Образовательное учреждение» и «Обучающийся». Для каждой модели разработаны индикаторы (показатели) качества, определены измерительные средства, разработаны алгоритмы измерения и технологии интерпретации полученных результатов. Новизна модели состоит в том, что в ней рассматриваются не первичные данные школ, а индикаторы – аналитические расчетные показатели. Анализ основан на диагностическом подходе. В результате ряда процедур определяется уровень реальных учебных возможностей каждого ученика класса, который является основополагающим при определении индексов (постоянных показателей), характеризующих прогнозируемый учебный результат.

Степень совпадения показателей определяет уровень преподавания: оптимальный, достаточный, критический. Соответствие полученных результатов нормативным и прогнозируемым – основной критерий признания уровня образования качественным.

Руководители разных уровней управления образованием отмечают объективность, достоверность и ценность информации, полученной в ходе анализа. Сведения о ходе и результатах образовательного процесса позволяют не только провести своевременную корректировку, но и применить полученную информацию для управленческих решений.

Заинтересованность управленцев разных уровней в необходимости новых подходов к управленческой деятельности понятна, так как исследователями доказано, что чем выше уровень обеспечения достоверной, достаточной и своевременной информацией о состоянии образовательного процесса, тем выше эффективность процесса управления.

Информация к сведению

Результаты эксперимента в Юго-Западном округе:

– в эксперименте участвуют 100% образовательных учреждений округа;

– обобщенные данные аналитических отчетов этих школ легли в основу окружной системы оценки качества образования. Первые результаты позволяют с уверенностью сказать о начавшемся в округе процессе управления качеством образования. Однако есть резервы, и каждая школа определила ближайшие перспективы повышения своих показателей;

– данные сравнительного анализа результатов образовательного процесса в ОУ округа за I четверть и 1-е полугодие 2008-2009 учебного года свидетельствуют о положительной динамике всех расчетных показателей качества в школах, участвующих в эксперименте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте