Окончание. Начало в NN 7-8
Учащихся необходимо научить:
исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы и события, анализируя информацию, поступающую из различных источников;
выражать, обосновывать и отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии или явлении;
вносить вклад в групповую и исследовательскую работу в классе, принимать участие в дискуссиях и дебатах;
оценивать опыт, идеи и взгляды других людей, объяснять свое отношение к ним;
формулировать собственные нормы и ценности, оценивать собственный вклад в различные виды деятельности;
договариваться, устанавливать конструктивные отношения с окружающими;
принимать активное и осознанное участие в жизни класса, школы и местного сообщества;
использовать исследовательские навыки, навык рефлексии, а также социально-коммуникативные навыки в процессе принятия решений.
На ступени средней (полной) общеобразовательной школы гражданское образование также осуществляется посредством:
изучения специальных учебных предметов: “Обществознание”, “Основы правоведения”, “Основы политологии”, “Политика и право”, “Основы экономики”, “Экономика и право” и др.
изучения учебных дисциплин полной средней школы;
факультативных курсов гражданско-правового содержания: “Основы избирательного права”, “Основы правовой и избирательной культуры”, “История избирательного права”, “Введение в социальную философию”, “Права человека”, “Основы потребительских знаний” и др.;
организации ученического самоуправления;
изучения истории, культуры, особенностей социально-экономического положения родного края (в том числе основных нормативно-правовых актов области и т.д.);
организации учебно-исследовательской работы учащихся (научные кружки, научные ученические общества и т.д.).
Особое значение приобретает гражданское образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в политических актах, моделирование ситуаций, позволяющих реализовать гражданские права и свободы, форм политического участия, актов социального поведения в “малом” и “большом” сообществах. Предпочтение отдается активным формам деятельности: организуется непосредственное знакомство учащихся с работой органов власти страны, области, местного самоуправления, судов, правоохранительных органов, избирательных комиссий и т.д.
Большое значение приобретает практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс гражданского образования учащихся.
III. Основные подходы к осуществлению гражданского образования в школе, условия его реализации
Гражданское образование не может быть эффективным без учета ряда факторов обустройства школьной жизни и среды, составляющих “климат школы” или “школьный уклад”, оказывающих как прямое, так и косвенное воздействие на образовательный процесс. Обычно под этими понятиями понимается совокупность норм, правил, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, функций школы, порядок их осуществления, а также действующие в школе отношения социального характера, их этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности учащихся. Следует учитывать, что особенности организации школы, ее традиции, внутренняя культура, психологический микроклимат школьного сообщества, система оценивания, стиль взаимодействия участников образовательного процесса не только влияют на учебно-воспитательный процесс, но и сами являются важными средствами формирования личности учащихся. Эффективное гражданское образование невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами демократии и через механизмы права. Решение этой задачи предполагает соблюдение следующих условий:
приоритет прав личности как базовая ценность содержания учебно-воспитательного процесса и всей школьной организации;
демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса (открытость управления, организационных структур, информации, оценивания, свобода общения, внутришкольная демократия, критический самоанализ деятельности и т.д.), изменение взаимоотношений “школа – малый социум” (семья, микрорайон, местное сообщество и т.д.);
широкое участие учащихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
создание в школе климата, основанного на взаимоуважении, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, конструктивном общении, диалоге, консенсусе, согласовании интересов групп – участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрении свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование в школе институтов демократии;
поддержание в школе процессов самосовершенствования и обновления;
учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности;
изучение, учет и поддержка мнения участников образовательного процесса.
В формировании демократического школьного климата требуется участие всех участников образовательного процесса, как прямых, так и косвенных: администрация школы, учителя, учащиеся, родители, общественные организации, органы управления образованием, органы местного самоуправления.
Основополагающие принципы организации школьного уклада являются важной составляющей содержания обучения и воспитания и опираются на правовые нормы, общегражданскую и профессиональную педагогическую этику.
Создание системы и реализация основных принципов гражданского образования в школе требуют принципиально новых подходов к его методике. Гражданское образование может быть реализовано лишь при использовании тех методов и стиля обучения, которые построены на взаимоуважении учителя и ученика, профессионализации процесса обучения. Для этого необходимо отказаться от формально-традиционного подхода при передаче знаний, от академизма, когда информация выдается без учета возможностей и реальных потребностей ребенка.
Ориентация учебного процесса на учащихся предполагает их активное вовлечение в процесс обучения, что возможно лишь при широком использовании интерактивных методов обучения.
Методика учебно-воспитательной работы должна предусматривать возможность участия школьников в обсуждении различных проблем общественной, политической, культурной, экономической жизни, проблем своей школы. Необходимо научить учащихся обосновывать свою позицию в дискуссии, грамотно и с достоинством вести себя в различных ситуациях, уметь защищать свои индивидуальные и коллективные права и свободы. Очень важна здесь позиция педагога, от способности которого признавать право учащихся высказывать собственное мнение, принимать обоснованную критику процесса обучения, не оставлять без внимания факты нарушения прав учащихся со стороны администрации, коллег-учителей, родителей зависит достижение целей гражданского образования.
Задачи образования невозможно решить исключительно посредством передачи академических знаний. Необходимо привлекать внимание учащихся к общественно-политическим, социальным и культурным событиям в России и мире. Постоянной практикой в школе должно стать ознакомление учащихся с работой органов государственной власти всех уровней, посещение судебных заседаний (с последующим обсуждением), обучение пониманию и анализу документов (текстов Конституции РФ, нормативно-правовых актов, программ политических партий и т.д.).
Подобный подход предполагает высокую эмоциональную вовлеченность педагога. Необходимо стремиться создать такой стиль обучения, при котором ребенок является соучастником этого процесса, где есть место открытому выражению мнений и гарантирована их свобода, главенствуют честность, открытость и справедливость. Поскольку гражданское образование неизбежно предполагает изучение общественно-политических проблем современной жизни, а процесс обучения не может быть свободным от влияния индивидуальных и коллективных идеологических пристрастий, задача учителя – информировать учащихся о возможно большем спектре оценок, мнений и взглядов, не навязывая при этом собственных убеждений и предлагая им самим определить идеологические приоритеты. Особенно важным является воспитание уважения к праву, нормативным документам, институтам государственной власти и местного самоуправления, недопущение идеи насильственного изменения государственного строя Российской Федерации.
Педагогам следует уделять особое внимание оцениванию деятельности учащихся. Под оцениванием понимается процесс сравнения настоящих (сегодняшних) успехов (или неуспехов) учащегося с его прежними результатами, а также процесс соотнесения результатов обучения с заранее заданными нормами. При этом одинаково важны как целевой компонент оценивания, так и процессуальный.
Целесообразно придерживаться следующих принципов оценивания уровня подготовки учащихся, развития их социальных компетентностей:
1. Значимость.
Оценивать следует лишь наиболее значительные, конкретные, ожидаемые результаты обучения и внеучебной деятельности учащихся.
2. Адекватность.
Этот принцип означает, что оценка знаний, умений, навыков осуществляется адекватно целям и результатам обучения. Также предполагается, что оцениваемые знания, умения, навыки учащихся должны носить не формальный, а практический характер и учащиеся готовы их применить в жизни. Кроме того, оценивание результатов обучения необходимо осуществлять в динамике, в соответствии с личностно-ориентированными принципами обучения.
3. Объективность.
Оценивание не должно носить формальный, субъективный характер, необходимо придерживаться идеи объективации процесса оценивания. Объективность достигается путем тщательного подбора очень точных и конкретных критериев оценки.
4. Интегрированность.
Оценивание необходимо интегрировать в процесс обучения, оно должно стать его составной частью. Несправедливо оценивать то, чему учитель не научил учащихся. Кроме того, следует стремиться к тому, чтобы оценивание и сама оценка носили воспитывающий характер и способствовали оптимизации процесса обучения.
5. Открытость.
Оценивание должно быть открытым, его критерии и стратегия должны быть известны учащимся заранее. Открытость также предполагает привлечение к разработке критериев и способов оценивания самих учеников, а также возможность оценивания собственной деятельности самими учащимися. Применение данного принципа сделает оценивание более объективным и справедливым.
6. Ясность.
Формы оценивания, его цели и процесс оценивания предполагают простоту и ясность для учащихся. Оценивание направлено на стимуляцию учебно-познавательной деятельности учащихся, их учебной и социальной активности. Оценка должна создавать возможность обучать, а не только оценивать.
Справедливая, адекватная и выстроенная в соответствии с вышеперечисленными принципами система оценивания будет не только стимулировать учебную и познавательную деятельность учащихся, но и способствовать формированию гражданской ответственности, готовить их к исполнению роли граждан.
IV. Роль учителя в процессе гражданского образования
Исходя из понимания сущности и приоритетов образования, необходимо определить базовые умения и навыки педагога-организатора гражданского образования.
Учитель должен выступать не в роли инструктора и наставника, его задача – стать организатором образовательной деятельности учащихся. Педагогу должен быть присущ демократический стиль работы и поведения. Ему необходимо знать и понимать сущность, назначение, основные направления гражданского образования, обладать такими качествами, как коммуникативность, искусством педагогической поддержки, владеть основами ораторского искусства. Необходимыми также являются:
умение осуществлять межпредметный подход в гражданском образовании;
владение методикой использования активных и интерактивных методов обучения;
умение предупреждать и разрешать конфликты, владение знаниями в области социальной психологии;
способность к самообучению, умение осуществлять выбор учебных программ, учебников, методического обеспечения учебного процесса;
владение культурой толерантного поведения, лидерскими умениями, в частности умением создавать команду, умением вести дискуссию;
обладание культурой проектной деятельности, осуществление обучения, ориентированного на личность;
умение реализовывать возрастной подход в образовании.
В процессе подготовки педагогических кадров для эффективной реализации гражданского образования и повышения их квалификации помимо необходимой каждому педагогу специальной, общекультурной и общеценностной суммы знаний принципиальное значение приобретают знания в следующих областях:
основы теорий социализации через гражданское образование;
основные формы современной организации учебной деятельности учащихся (тренинги, активные и интерактивные методики, проектная деятельность и т.д.);
основы демократии и прав человека. Теории гражданского общества и правового государства;
современные теории демократизации школы, процесса обучения и управления школой;
возрастная психология, особенности этапов становления личности;
учебное сотрудничество, основы конструктивных коммуникаций;
основы конфликтологии (предотвращение, разрешение конфликтов, ведение переговоров);
основы методики формирования критического мышления и другие.
Обновление образования выдвигает новые требования к развитию личностных качеств самого педагога, ценностных ориентаций его личности, в связи с чем подготовка и повышение квалификации педагогов должны предусматривать:
формирование активной гражданской позиции педагога;
ценностное самоопределение личности учителя, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности;
формирование демократического стиля педагогической деятельности, включающей позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, вовлечение учащихся в планирование и регулирование образовательного процесса;
развитие коммуникативной культуры педагогов.
В процессе подготовки и повышения квалификации педагогов принципиальное значение имеет выбор методов обучения. Они должны носить обучающий, интерактивный характер, вовлекать в процесс учебной деятельности.
Александр АНИКЕЕВ,
преподаватель Калужского областного реабилитационного центра, научный сотрудник Калужского областного ИПКРО;
Татьяна БОЛОТИНА,
директор Центра гражданского образования АПКиПРО;
Петр СИМОНЕНКО,
начальник отдела Департамента образования и науки Калужской области;
Наталия ЭЛИАСБЕРГ,
зав.кафедрой истории и обществоведения Университета педагогического мастерства Санкт-Петербург;
Надежда СУВОРОВА,
кандидат педагогических наук;
Владимир ПАХОМОВ,
руководитель Самарского регионального центра гражданского образования
Комментарии