search
main
0

Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе

Введение*

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI века.

Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному обществу на основе устойчивого и стабильного прогресса, формирования социально ориентированной модели общественных отношений.

В намечающихся контурах постиндустриального, информационного общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны.

В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится объективной необходимостью.

Мировые тенденции развития образования

Процесс развития образовательных систем в современном мире характеризуется:

ростом общего уровня образованности населения;

повышением требований к уровню культуры и профессиональной квалификации всех граждан;

становлением системы непрерывного образования;

увеличением сроков обучения в общем среднем образовании.

Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются следующие:

образование для всех – разнообразные учебные программы ориентируются на высококачественное обучение всех детей;

учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;

максимальное развитие способностей ребенка независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;

развитие системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;

личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них процессуальные умения;

адаптация молодежи к меняющимся социальным условиям жизни общества;

открытость образования, обеспечивающая доступность знаний и информации широким социальным слоям самых различных регионов.

Необходимость перехода на обязательную 10-летнюю основную

и полную 12-летнюю среднюю школу

1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла. Увеличение недельной нагрузки школьников негативно сказывается на их здоровье. По официальным данным, только 10% выпускников средней школы оцениваются по категории вполне здоровых, у 15% школьников выявляются нервно-психические отклонения; у 50% ≈хронические заболевания.

Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.

Перегруженный интенсивный учебный процесс не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности школьников.

Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу даст возможность снизить ежедневную учебную нагрузку школьников путем рационального использования появившихся резервов времени, перераспределения учебного материала между основной и старшей школой, а также использования здоровьесберегающих технологий.

2. Обновление содержания образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по математике и естествознанию, в первую очередь по функциональной грамотности. В содержании российского образования еще не заняли соответствующего места информатика, экология, основы безопасности жизнедеятельности, недооцениваются воспитательные возможности гуманитарных предметов.

Переход на концентрическую систему обучения истории и литературы в целом отрицательно сказался на усвоении учащимися изучаемого материала. Снизилось качество знаний по русскому языку. Неоправданно обеднена экономическая и правовая подготовка учащихся.

Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее учащимися знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает целостности образования.

Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлен также на решение указанных проблем.

3. Повышение уровня общего образования. Высокий уровень образования ≈ средство социализации учащихся, условие их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке населения. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Работа с одаренными детьми без опоры на массовое образование не способна обеспечить общий духовный и экономический прогресс общества.

При новой структуре общего среднего образования появляется возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.

4. Конкурентоспособность отечественного образования. По международному стандарту общее среднее образование рассчитано не менее чем на 12 лет. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 г. приняла декларацию, в которой отмечается, что “преобладающей международной практикой является двенадцатилетнее школьное образование”. В большинстве развитых стран (США, Канада, Япония, Франция, Испания, Польша и др.) общее среднее образование дается за 12 лет; в Германии, Швеции, Чехии, Италии ≈ за 13 лет, а в Голландии ≈ за 14 лет. 12-летнее общее образование уже существует в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся проходят за 10≈11 лет, что вызывает перегрузку школьников и снижает качество обучения.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.

5. Усиление личностной ориентации образования. В начальной и основной школе создаются условия для реализации личностно-ориентированного обучения, учета интересов и способностей учащихся.

Десятилетняя основная школа будет представлять собой относительно завершенное базовое образование для продолжения его в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе. Старшие классы 12-летней средней школы станут по преимуществу профильными и предоставят школьникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов.

6. Влияние демографических и социально-экономических факторов. Переход к 12-летней школе сопряжен с социально-экономическими проблемами, требующими решения. По прогнозам, в 2011 г. в школах будет обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь – в сфере образования. Переход к новой структуре общего среднего образования смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать значительных финансовых затрат по обеспечению этого перехода.

В складывающихся рыночных отношениях в России сложно решаются проблемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адаптации, что сказывается на усилении криминогенности в молодежной среде. 10-летнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается “на улице”, образуя резерв для вовлечения в криминальную деятельность. Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) будет способствовать обоснованному выбору профессиональной деятельности. Выпускник будет лучше подготовлен к самостоятельной жизни.

Планируемое изменение сроков обучения восстанавливает масштабы всеобщего обязательного образования, близкие к достигнутым в середине 80-х годов. При 12-летнем образовании ученики будут заканчивать школу в 18≈19 лет и будут обладать всеми конституционными правами гражданина России.

7. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создаст предпосылки и условия для решения проблемы преемственности уровней образования.

Увеличение периода обучения в основной школе будет способствовать повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин, предпрофессиональное обучение в старших классах средней школы позволит обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. В 2009 г. число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн. человек, а сегодня число мест в учреждениях профессионального образования (начального, среднего и высшего) ≈ 1,7 млн. Это позволит ввести, как и во всех развитых странах мира (США, Англия, Франция, Германия и др.), прием в большинство высших учебных заведений на новых принципах вступительных испытаний (например, на основе общегосударственного тестирования, отбора вузами абитуриентов по профессиональной ориентации и т.п.), что будет способствовать реализации равных прав на образование, социальной справедливости.

Цели и задачи общего среднего образования

Главная цель общего образования ≈ формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

≈ формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

≈ воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

≈ формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

≈ разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Реализация этих целей и задач предполагает:

создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;

усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;

адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;

последовательную ориентацию на “культуросообразную” систему преподавания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, приобщение к материальным и духовным ценностям культуры;

систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

непрерывность образования в течение всей жизни человека;

многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;

преемственность уровней и ступеней образования;

информатизацию и компьютеризацию образования, включающую изучение в школе основ информатики, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;

развитие дистанционного обучения, создание учебных программ и программных средств, реализующих информационные технологии в образовании;

развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью;

развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

Структура 12-летней школы

В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов: младенческий (до года), ранний возраст (1-3 года), собственно дошкольный возраст (3-7 лет), составляющие период дошкольного детства; период отрочества (7≈10 лет); подростковый (10≈16 лет) и ранний юношеский возраст (16≈18 лет).

В возрасте от рождения до 7 лет формируются основы двигательной и сенсорной активности. Ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью – музыкальной, изобразительной, конструктивной и др., в процессе которых у него формируются допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. К концу дошкольного возраста формируется познавательный интерес к изучению окружающего мира и “образу себя”, а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности.

I ступень ≈ начальное общее образование (обязательное, 1≈4-е классы). Начальный возраст обучающихся ≈ не менее 6,5 лет на 1 сентября (продолжительность обучения 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач; развиваются коммуникативные умения детей (вести диалог, контролировать и оценивать поведение друг друга и др.).

В 1≈ 4-х классах происходят становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

II ступень ≈ основное общее образование (обязательное, 5≈10-е классы). Продолжительность обучения 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм; возрастают возможности самоорганизации личности (поиск идеалов, стремление к обоснованию принимаемых решений, к отстаиванию своих позиций). Подросток уже может поставить перед собой личностно значимую цель, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ “Я”, составляющий основу для самоопределения. Основная школа предоставляет условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

Основная школа остается обязательной для всех граждан. Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. Именно в этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизм самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности.

Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения образования в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования.

III ступень ≈ среднее (полное) общее образование (11≈12-е классы). Продолжительность обучения ≈ 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

Старшая ступень школы создает условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций: трудовых, познавательных, общественных, семейных, досуговых. Обучение строится на основе профильной дифференциации.

Определение приоритетных образовательных направлений и профилей обучения (социально-гуманитарный, естественно-научный, технологический) происходит с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы и особенностей социокультурной среды, ее традиций, а также прогнозируемой потребности в специалистах того или иного уровня квалификации.

Профильный характер старшей ступени предполагает сохранение инвариантного ядра содержания образования, обеспечивающего развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей, гражданских качеств личности, подготовку к жизни.

В связи с тем, что в малокомплектных и однокомплектных школах сложно реализуется дифференциация обучения, возможна организация профильных групп со своими специфическими формами организации учебного процесса. В сельских школах могут создаваться направления профильного обучения, связанные с характерными для региона видами деятельности.

Профильная дифференциация старшей ступени дает такие же возможности выпускнику основной школы для профессионального выбора, как и система начального и среднего профессионального образования. В системе начального и среднего профессионального образования необходимо обновление содержания инвариантного общеобразовательного компонента среднего (полного) общего образования.

Таким образом, педагогические функции основной и средней (полной) ступеней 12-летней школы отличаются от традиционной модели школы относительной завершенностью, цикличностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Содержание 12-летнего общего образования

Основополагающими принципами конструирования содержания образования 12-летней школы являются следующие:

≈ обеспечение сокращения учебной нагрузки в основной школе за счет педагогического и психологического отбора содержания образования и переноса более сложного материала в старшие классы;

≈ культуросообразность, т.е. отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

≈ фундаментальность содержания образования, обеспечивающая универсальность получаемых знаний, изучаемых основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;

≈ личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей;

≈ возрастная периодизация содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся;

≈ усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;

≈ креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учениками в виде их творческой образовательной продукции, соотносящейся с основами изучаемых дисциплин;

≈ интеграция содержания образования, направленная на обеспечение целостности представлений учащихся о мире;

≈ профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных областей и предметов;

≈ усиление методологической составляющей в структуре научного знания: теории, законы, принципы, модели, понятия, величины, научные факты; система способов исследования, применяемых в базовых науках, учение о методах познания и преобразования мира;

≈ открытость содержания образования, предполагающая использование в качестве образовательной среды различных дополнительных информационных массивов и других источников учебного материала.

В содержании 12-летнего общего образования сохраняются образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Содержание образовательных областей реализуется через базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским языком обучения ≈ родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, естествознание, информатика, искусство, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебных предметов в 12-летней школе будет изменяться в следующих направлениях:

обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук;

включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов;

перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с переносом наиболее сложных тем в старшие профильные классы.

Увеличение сроков обучения и перераспределение учебного материала позволит снизить учебную нагрузку учащихся, которая должна соответствовать установленным в стране санитарно-гигиеническим нормам. При этом в I кл. должно проводиться не более 4 уроков в день, во II-VI кл. – не более 5 уроков в день, в VII-XII кл. – не более 6 уроков в день.

Необходимость повысить качество подготовки учащихся по языковым дисциплинам: русскому родному, русскому неродному, иностранным языкам – потребует увеличения сроков обучения по этим предметам. Доминантой языковых курсов должно быть формирование познавательной и коммуникативной культуры личности.

Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Новизна подхода в обучении состоит в усилении внимания к формированию этнокультуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи.

В обучении иностранным языкам, в зависимости от наличия педагогических кадров, целесообразна модель с началом изучения языка в начальной школе и последующим продолжением в основной и средней школе. Это позволит школьникам овладеть иностранным языком на уровне приближения к европейским требованиям. Усиливается социокультурный компонент на всех ступенях обучения, повышается роль иностранного языка как источника знания не только о стране, но и о характерных сторонах жизни современного мира. Предполагается создание профильных курсов на старшей ступени обучения (введение спецкурсов, ориентированных на конкретную профессию, курсов, имеющих академическую направленность).

В курсе литературы при изучении художественных произведений усиливаются нравственно-этический и культурно-эстетический аспекты. Увеличение сроков изучения литературы позволит выстроить линейный курс в основной школе, когда сложные литературные произведения будут изучать учащиеся старшего возраста. Для устранения перегрузки учеников предусматривается перераспределение учебного материала между основной и полной средней школой с вынесением сложных и значительных по объему литературных произведений в старшую школу. Большее внимание будет уделено формированию культуры устной и письменной речи школьников.

В основной школе становится возможным более последовательное и целостное рассмотрение истории России, занимающей приоритетное место в системе исторического образования. На старшей ступени обучения углубленное изучение истории будет идти как в рамках отдельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса “Россия и мир”. Сложные проблемы истории XX века будут более глубоко изучаться в старшем возрасте. Все эти изменения позволят учащимся всесторонне изучать историю многонациональной России, понять ее место в мировом историческом процессе.

Предполагается формирование целостной преемственной системы обществоведческого образования, включающей пропедевтику в начальной школе (в курсе “Окружающий мир”), интегрированный курс обществоведения в основной и средней (полной) школе. С учетом достижений современных общественных наук продолжится обновление содержания обществоведческого образования. В основной школе оно должно быть ориентировано на приобщение учащихся к гражданской культуре, что предполагает освоение правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний. Значительно полнее будут отражены вопросы экономики и права. В старших классах преподавание интегрированного курса обществоведения должно носить обобщающий, методологический и практико-ориентированный характер.

Серьезным изменениям подвергнется система искусствоведческих дисциплин, направленная на формирование у учащихся представлений о культуре народов России и мировой культуре. Освоение предметов образовательной области “Искусство” в начальной школе будет основываться на принципах развивающего обучения, в основной школе – с учетом межпредметных связей, в старшей школе предполагается предметно-профильная подготовка по рисунку, живописи, композиции, скульптуре, дизайну, народным ремеслам, музыке, искусствознанию и другим направлениям с учетом местных условий и возможностей.

При обучении математике должны быть реализованы две основные функции: образование с помощью математики и собственно математическое образование. Увеличение сроков изучения математики, перенос более сложных ее разделов в старшие профильные классы при сохранении действующего содержания создаст условия для более высокого уровня их усвоения. Намечается введение в школьный курс разделов математики, связанных с изучением элементов теории вероятностей и статистики.

Усиление прикладной направленности курсов естественно-научных дисциплин на всех стадиях обучения обеспечит навыки применения выпускниками достижений науки в их практической деятельности. Первоначальные представления о физике, химии, биологии, астрономии обеспечиваются изучением курса “Окружающий мир” в младших классах через систему лабораторных и практических работ. Изучение систематических курсов естественных дисциплин в старшем возрасте облегчит усвоение учебного материала. В старших классах учащиеся смогут получить обобщенные представления о естественно-научной картине мира, о проблемах экологии. Профильное обучение по физике, химии, биологии позволит поднять качество знаний учащихся по этим предметам.

Важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях информационного общества играет курс информатики. Формированию информационной картины мира способствуют многие другие школьные предметы, однако только курс информатики позволяет подытожить и обобщить полученные знания, то есть быть системообразующим.

Традиционный курс трудового обучения в основной и полной средней школе заменит курс “Технология”, синтезирующий научно-технические, технологические и экономические знания и раскрывающий значение их использования в различных областях деятельности человека, который строится на основе метода проектов, выполняемых учащимися самостоятельно под руководством учителя, что позволит сформировать у них навыки конструирования, проектной деятельности, необходимые для будущей жизни.

Предполагается увеличение времени на занятия физической культурой. Усиливается дифференциация в содержании обучения в зависимости от групп здоровья учащихся. Больше внимания уделяется здоровому образу жизни.

Частью инвариантного содержания образования в основной и средней школе должен стать курс “Основы безопасности жизнедеятельности”, в котором рассматриваются вопросы безопасности личности, общества, государства.

Общее среднее образование должно завершаться в выпускном классе теоретическим обобщением знаний, полученных в школе. При этом будут рассматриваться фундаментальные вопросы бытия, формироваться современная научная картина мира, нравственно-мировоззренческие основы личности. Это обобщение должно осуществляться на основе ключевых идей философии природы, человека, социальной философии, теории познания.

Вариативная часть учебного плана в основной и старшей школах может включать курсы по выбору учащихся и в соответствии с профилем класса. В их числе могут быть языкознание, ораторское искусство, современные проблемы физической науки, информационные технологии, углубленные курсы математики, биологии и др., начальные курсы психологии, логики, биофизики, эстетики, экономики, социологии, политологии, правоведения, религиоведения, культурологии, искусства дизайна, рекламного искусства, дополнительных иностранных языков , экологии и т.п.

В содержании образования сохраняются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.

Предусматривается выделение до 15% учебного времени на национально-региональный компонент и до 10% – на школьный компонент.

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров

Сложившаяся система воспроизводства педагогических кадров сохраняет традиционную приверженность к “знаниевой” парадигме педагогического образования. Между тем природа современной профессиональной деятельности требует учителя, ценностными установками которого являются приоритет личностного развития школьников, его способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, готовность не только обслуживать инновационные процессы, но и процессы творчества в широком смысле.

Обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях перехода к 12-летнему образованию должно предусматривать: рост социального статуса учителя, ориентацию на личность учителя, его субъектное развитие и саморазвитие, его способности к общему и профессиональному самообразованию; необходимость взаимосвязи, координации различных этапов профессионального становления ≈ от допрофессиональной подготовки до переподготовки и повышения квалификации.

Актуализируется принцип фундаментализации педагогического образования как условия профессиональной гибкости, мобильности, конкурентоспособности специалиста, что особенно важно для обеспечения образовательного процесса в профильных старших классах школы. В этой связи должны быть уточнены содержание, структура государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с целью повышения научно-теоретического уровня социально-гуманитарных, культурологических, психолого-педагогических и специальных дисциплин. Представляется целесообразным введение дополнительных специальностей и элективных (избирательных) курсов, обогащающих профессиональную компетентность учителя. Возникает необходимость подготовки специалистов в области управления образовательными системами.

Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен быть вооружен методикой диагностики общего и психического развития детей.

В существенном обновлении нуждается практика подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, которая должна выступать как система непрерывного педагогического образования. Одной из тенденций развития этой системы должно быть ее движение к более высокому уровню целостности, которая обеспечивает взаимодействие высших учебных заведений, школ, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений в совместной работе по профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышению квалификации учительских кадров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте