search
main
0

Концепция реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы Раздел “Образование”

Развитие рыночных отношений, где на первый план выступает конкурентоспособность во всех сферах деятельности, требует постоянного совершенствования качественного состава рабочей силы, ее профессионально-квалификационной структуры, применения более сложного труда с высоким уровнем профессиональной подготовки и высоким уровнем оплаты.
В связи с этим вопрос организации оплаты труда работников сферы образования, где непосредственно формируются профессиональные кадры для всех отраслей экономики, как с точки зрения его организации, так и уровня оплаты является весьма важным.
В Российской Федерации действует широкая сеть образовательных учреждений, в которых работают около 6,0 млн.человек.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, имеются следующие типы и виды образовательных учреждений:

По состоянию на 01.01.2002 функционирует:
свыше 120 тыс. общеобразовательных учреждений, в том числе 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей, 50,0 тыс. дошкольных учреждений, 66,1 тыс. общеобразовательных школ, …школ-интернатов и детских домов для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, …коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с недостатками развития, …школ для детей с девиантным поведением. В этих образовательных учреждениях работают 4,5 млн.человек, в т.ч. 3,3 млн. педагогических работников;
6,7 тыс. учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых работают 701,4 тыс. человек, в т.ч. 209,4 тыс. педагогических работников;
602 государственных учреждения высшего профессионального образования с численностью работающих 668,7 тыс.человек, в т.ч. 274,2 тыс. научно-педагогических кадров.
Кроме того, система образования представлена значительным количеством таких учреждений, как:
методические кабинеты (центры), психолого-медико-педагогические консультации, фильмотеки, централизованные бухгалтерии, обслуживающие образовательные учреждения;
учреждения органов по делам молодежи (центры социально-психологической помощи молодежи, социальные приюты для детей и подростков, молодежные центры планирования семьи, подростково-молодежные клубы, молодежные биржи труда и др.).

Основным принципом построения отраслевой системы оплаты труда работников образования является введение базовых размеров ставок (окладов) по уровням образования работников.
В условиях децентрализованного управления экономикой необходим новый подход к определению базового размера оплаты труда различной квалификации. Объективной количественной мерой, которая выступает в качестве измерителя базовой квалификации работника, является время общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для выполнения той или иной работы.
Базовые размеры ставок заработной платы (окладов) устанавливаются в соответствии с коэффициентами соотношений по уровню образования (количеству лет профессиональной подготовки). При этом за единицу принимается среднее (полное) общее образование, а размер минимальной оплаты труда устанавливается для работников, не имеющих основного общего образования, занятых простым трудом, не требующим профессиональной подготовки.
Базовые размеры ставок (окладов) подлежат повышению одновременно с повышением минимального размера оплаты труда.

Схемы ставок заработной платы (окладов) определяются по следующим категориям работников:
педагогическому и научно-педагогическому составу,
руководящим работникам,
служащим,
рабочим.

Ставки заработной платы (оклады) педагогических работников, профессорско-преподавательского состава и руководящих работников образовательных учреждений

Внутриотраслевая дифференциация ставок заработной платы и окладов педагогических работников и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений осуществляется в зависимости от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, последовательно реализующих образовательные программы.
Отраслевые особенности организации педагогического труда и его оплаты отражаются посредством дифференциации ставок и окладов в зависимости от педагогического и научно-педагогического стажа и занимаемой должности.
По каждому типу образовательных учреждений устанавливается пять стажевых групп. Межстажевые соотношения могут изменяться по мере необходимости (и при наличии финансовых ресурсов) для привлечения педагогических работников той или иной квалификации, что позволяет решать проблему привлечения и сохранения квалифицированных кадров.
По каждому типу образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования) выделяется группа основных должностей, оплата по которым осуществляется в повышенном размере.
Ставки (оклады) повышаются за почетные звания, квалификационную категорию, за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, закрытых административно-территориальных образованиях, за работу в образовательных учреждениях при ИТК Минюста России и др. условия, предусмотренные федеральным законодательством.
Оклады руководящих работников устанавливаются по типам образовательных учреждений в зависимости от группы по оплате труда руководителей. Группы по оплате труда определяются на основе объемных показателей, основным из которых является численность обучающихся.
При приеме на работу в образовательные учреждения высококвалифицированных специалистов руководителю учреждения предоставляется право заключения с работником трудового договора, предусматривающего особые условия оплаты труда в пределах фонда оплаты труда.

Соотношения минимальных и максимальных ставок по типам и видам учреждений составляют:
в учреждениях дополнительного образования детей и дошкольных образовательных учреждениях:
для руководителей – 1,19
для педагогических работников, имеющих:
среднее профессиональное образование – 1,33,
высшее профессиональное образование – 1,3;
в общеобразовательных школах:
для руководителей – 1,23,
для педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, – 1,27;
в школа-интернатах и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях:
для руководителей – 1,15,
для педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, – 1,25;
в учреждениях начального и среднего профессионального образования:
для руководителей – 1,19,
для педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, – 1,23;
в учреждениях высшего профессионального образования:
для руководителей – 1,25,
для профессорско-преподавательского состава – 1,1.

Соотношения средних ставок заработной платы отдельных категорий работников составляют:
руководителей и педагогических работников – 1,49;
педагогических работников и служащих – 1,75,
педагогических работников и рабочих – 2,62.

Тарифная часть оплаты труда работников образования

Тарифная часть оплаты труда формируется на основе ставок заработной платы (окладов) с учетом их повышений и компенсационных выплат, предусмотренных действующим законодательством, за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда.
Ставки заработной платы (оклады) с учетом указанных выше повышений являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда работников образования на всей территории Российской Федерации для конкретных профессионально-квалификационных групп работников при соблюдении установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы).
Тарифные ставки (оклады) рабочих и служащих учреждений образования, не предусмотренные отраслевыми условиями оплаты труда, устанавливаются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и окладов по общеотраслевым должностям служащих, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.

Надтарифная часть оплаты труда работников образования

Учитывая значительную численность работников, занятых педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, многообразие характера работы и условий, в которых она осуществляется, устанавливаются следующие надтарифные выплаты:
ежемесячные доплаты за ученые степени доктора и кандидата наук работникам, занимающим штатные должности в государственных аккредитованных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих факультеты и кафедры. Размер указанных доплат устанавливается решением Правительства Российской Федерации;
стимулирующие доплаты надбавки (за выполнение работы, не входящей в круг основных обязанностей работника, премии, надбавки за напряженность и качество работы и др.), порядок выплаты и размеры которых устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
Порядок установления и размеры доплат, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за работу с неблагоприятными условиями труда, за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника или работу, выполняемую за пределами рабочего времени, установленного графиками работы), определяются соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Работникам образовательных учреждений при исправительно-трудовых учреждениях Минюста России выплачиваются надбавки за непрерывный стаж работы в порядке и на условиях, предусмотренных для работников учреждений, при которых они созданы.
Надтарифный фонд оплаты труда составляет 60% от тарифного фонда. Кроме того, на выплаты стимулирующего характера может использоваться экономия по фонду оплаты труда.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте