search
main
0

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года

Правительство РФ утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. Документ предусматривает внедрение единых подходов к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования от профильных классов до учреждений повышения квалификации.
«Утвержденная концепция адресована не только вузам, но и образовательным организациям всех уровней, видов и типов независимо от ведомственной принадлежности», – отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

По его словам, сегодня подготовка педагогических кадров ведется на базе 229 вузов и 440 колледжей. В рамках реализации концепции планируется усилить предметную и практическую подготовку педагогов: сделать обязательными такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Инклюзия».
Важными направлениями работы станут усовершенствование системы целевого обучения (особенно по дефицитным педагогическим специальностям), закрепление в профессии начинающих педагогов: вузы, колледжи, организации дополнительного профобразования и работодатели будут выстраивать индивидуальные маршруты постдипломного сопровождения выпускников.

Во всех регионах страны будет сформирована сеть психолого-педагогических классов. Также планируется усовершенствовать систему оценки качества подготовки педагогических кадров, в том числе отработать технологии демонстрационного экзамена.
Минпросвещения России совместно с Минобрнауки и другими заинтересованными органами исполнительной власти предстоит в трехмесячный срок разработать план мероприятий по реализации концепции на первом этапе (2022-2024 годы).

 

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 24 июня 2022 г. №1688-р

I. Общие положения

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (далее – Концепция) определяет цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования.

Концепция разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273-р.

Концепция является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования (далее – образовательные организации), а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные организации.

II. Современное состояние системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации

Подготовка педагогических кадров для системы образования осуществляется образовательными организациями разного типа, уровня и ведомственной подчиненности, реализующими образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» (далее – программы подготовки педагогических кадров).

По данным 2020 года, программы подготовки педагогических кадров реализуют:

229 образовательных организаций высшего образования (из них 33 образовательные организации высшего образования находятся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, 107 – в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 36 – в ведении других федеральных органов исполнительной власти, 17 – в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 36 образовательных организаций высшего образования являются частными образовательными организациями высшего образования);

440 профессиональных образовательных организаций находятся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

85 организаций дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации (институтов развития образования и повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров), 8 автономных центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и более 100 таких центров в структуре организаций дополнительного профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, иные организации дополнительного профессионального образования.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году по программам подготовки педагогических кадров обучались 637,1 тыс. человек, в том числе 446,4 тыс. человек – по программам высшего образования, 190,7 тыс. человек – по программам среднего профессионального образования.

По программам дополнительного профессионального образования педагогической направленности в 2020 году обучились 1387,9 тыс. человек.

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению следующих контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – бюджетные места) на обучение по программам подготовки педагогических кадров:

  • в 2019 году – 62134 бюджетных места;
  • в 2020 году – 66064 бюджетных места;
  • в 2021 году – 75148 бюджетных мест.

В 2020 году средний балл единого государственного экзамена абитуриентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы подготовки педагогических кадров, составил 68,8 балла (для сравнения – в 2017 году средний балл составил 66,7 балла).

В течение последних 5 лет увеличивается прием в профессиональные образовательные организации на обучение по программам подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования:

  • в 2016 году – 48,4 тыс. человек;
  • в 2020 году – 56,1 тыс. человек.

В 2020 году количество выпускников образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, составило 88,9 тыс. человек, программы подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования – 38,1 тыс. человек.

Такой объем подготовки педагогических кадров позволяет обеспечить возрастную ротацию педагогических кадров, расчетная величина которой, по данным 2020 года, составляет 62,8 тыс. педагогов ежегодно. Однако в субъектах Российской Федерации сохраняется потребность в педагогических кадрах. Потребность связана в том числе с проблемой старения педагогических кадров. Так, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 г. продолжают работу с учетом выплаты пенсии 652157 педагогических работников. По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2020-2021 учебного года зафиксировано 30590 вакантных должностей педагогических работников, включая 16000 учителей (без учета «скрытых» вакансий, когда непрофильные педагоги заменяют отсутствующего учителя), что на 30 процентов больше аналогичного показателя 2018-2019 учебного года. Наиболее дефицитные педагогические специальности – учитель-логопед (6,8 процента вакансий) и учитель-дефектолог (10,5 процента вакансий). По результатам проведенного в 2019 году опроса Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» и фонда общественного мониторинга развития системы образования «Национальные ресурсы образования» в школах отмечается нехватка учителей математики, иностранного и русского языков, учителей начальных классов, физики (на нехватку именно этих специалистов указали от 18 до 34 процентов участников опроса).

Доля студентов, принятых на обучение по программам подготовки педагогических кадров в образовательные организации высшего образования на условиях договора о целевом обучении, в 2020 году составила 4,6 процента в общем объеме бюджетных мест.

Доля трудоустроенных выпускников, обучавшихся по программам подготовки педагогических кадров, завершивших обучение на основании договора о целевом обучении, по данным мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по результатам 2020 года составила 77 процентов.

Это обусловлено в том числе рисками по выполнению обязательств по договорам о целевом обучении как со стороны обучающихся, так и со стороны заказчика, а в целом недостаточными мерами по закреплению выпускников образовательных организаций высшего образования.

Формирование требований к структуре и содержанию программ подготовки педагогических кадров осуществляется при участии федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования и системе среднего профессионального образования. В 2018 году федеральными учебно-методическими объединениями разработаны введенные с 2019 года в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам подготовки педагогических кадров.

В настоящее время сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, имеет продуктивный опыт разработки, реализации и трансляции передовых практик педагогического и общего образования, полученный в том числе в ходе реализации в 2014 – 2017 годах комплексного проекта модернизации педагогического образования, в рамках которого на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и технология модульного проектирования образовательных программ, усилены практическая предметная и исследовательская компоненты педагогического образования, его воспитательная направленность, предложена система независимой оценки профессиональных компетенций выпускников.

Вместе с тем содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. Сохраняются проблемы, препятствующие обеспечению качества педагогических кадров, включая:

  • дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях и отсутствие единых подходов к механизмам и инструментам оценки качества;
  • разрыв между темпом обновления содержания и инфраструктуры педагогической подготовки и темпом обновления общего образования;
  • дефицит опережающих научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров;
  • недостаточное соответствие результатов подготовки выпускника (молодого педагога) актуальным запросам отрасли образования, общества и государства;
  • слабую вовлеченность работодателей, включая региональные системы образования, в процесс подготовки педагогических кадров;
  • дефицит педагогических работников, недостаточный уровень подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования по программам подготовки педагогических кадров;
  • недостаток комплексных мер по ранней профориентации школьников на педагогические профессии.

Для решения указанных проблем необходимо реализовывать комплекс мероприятий, связанный не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров, но и с мерами поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии, в том числе предусмотренными при реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273-р.

III. Цель, принципы и задачи Концепции

Целью Концепции является совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.

Концепция основывается на следующих принципах:

  • понимание роли учителя, педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны, реализация ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации;
  • приоритет равной доступности качественного образования по педагогическим направлениям подготовки и специальностям во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях независимо от ведомственной подчиненности;
  • единство образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки педагогических кадров при соблюдении автономии образовательных организаций;
  • непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров;
  • открытость и независимость оценки качества подготовки педагогических кадров и эффективности реализации мероприятий Концепции;
  • развитие системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования;
  • обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнеров – представителей общественно-деловых объединений, работодателей с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также реализуемых в субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях социальных проектов и программ, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;
  • взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации.

Основными задачами Концепции являются:

  • обеспечение единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей;
  • разработка требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации;
  • обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи;
  • совершенствование системы оценки качества подготовки педагогических кадров;
  • развитие кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров;
  • внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ дополнительного предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии;
  • привлечение к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширение подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей;
  • обеспечение включенности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечение потенциальных работодателей, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;
  • включение системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни;
  • повышение статуса русского языка и литературы в программах подготовки педагогических кадров, обеспечение развития языковых практик на русском языке.

VI. Основные мероприятия Концепции

Решение задач обеспечения единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, разработки требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации предусматривает:

  • разработку единого подхода к осуществлению предметной, методической, психолого-педагогической подготовки будущих учителей и всестороннему раскрытию заложенного в них воспитательного потенциала для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, которые включают подготовку студентов к работе с различными категориями детей (лица с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, работа с полиэтническим, поликонфессиональным составом обучающихся и др.);
  • переход на модульный подход проектирования и реализации образовательных программ высшего образования, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций;
  • повышение уровня предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, в том числе за счет установления не менее 50 процентов временных затрат на предметную и методическую подготовку;
  • включение в программы подготовки педагогических кадров сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога;
  • разработку единых требований к базовой части содержания образования в процессе проектирования образовательных программ всех уровней, а также разработку и апробацию механизма постоянного обновления учебных планов;
  • создание системы мониторинга качества программ подготовки педагогических кадров с активным включением в нее объективных данных и мнения работодателей;
  • создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров;
  • разработку и внедрение единых требований к организации и проведению всех видов практик для обучающихся по программам подготовки педагогических кадров;
  • совершенствование инфраструктуры образовательных организаций, включая модернизацию учебно-производственной базы педагогических вузов;
  • поддержку распространения сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования;
  • разработку механизма грантовой поддержки организаций высшего образования в целях реализации академической мобильности студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров.

Решение задачи обеспечения единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности, к поддержке образовательно-воспитательного потенциала семьи предусматривает:

  • разработку и внедрение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на воспитание обучающихся, обеспечивающих приобщение будущих педагогов к культуре, истории России, самореализацию личности, формирование компетенций для выполнения функций классного руководителя и вожатого, для организации деятельности детского, в том числе разновозрастного и поликультурного, коллектива, для организации творческой деятельности обучающихся, для работы с родителями, решения задач инклюзивного образования и формирования опыта работы с детьми, имеющими особые потребности в образовании;
  • увеличение количества обучающихся, привлекаемых к добровольческой (волонтерской) и социально значимой деятельности и вожатской практике;
  • формирование воспитывающей среды образовательных организаций, создающей условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения.

Решение задачи совершенствования системы оценки качества подготовки педагогических кадров предусматривает:

  • создание системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в рамках государственной итоговой аттестации, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования, включая государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, предполагающей комплексную оценку результатов освоения образовательной программы, путем внедрения профессионального (демонстрационного) экзамена как одной из обязательных форм проведения государственной итоговой аттестации;
  • внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности, в том числе на этапе обучения, предусматривающей определение уровня соответствия студента и выпускника требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, разработку механизмов учета результатов государственной итоговой аттестации при аттестации педагогических кадров и формировании индивидуального портфолио педагога, в том числе с использованием инструментов существующих информационных систем;
  • формирование системы профессионально-общественной экспертизы качества и условий подготовки педагогических кадров с привлечением ведущих профессиональных ассоциаций и объединений работодателей;
  • создание системы мониторинга результатов освоения студентами программ подготовки педагогических кадров (в том числе в рамках промежуточной аттестации и с учетом академических свобод образовательных организаций), предполагающего сравнительный анализ результатов общего и профессионального образования по всем уровням образования субъектов Российской Федерации, персонально ориентированного на мотивацию саморазвития студентов.

Решение задачи развития кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, предусматривает:

  • развитие аспирантуры и докторан­туры, формируемой на базе авторитетных научных школ российских образовательных и научных организаций, ведущих педагогические исследования;
  • развитие педагогической магистратуры, обеспечивающей формирование и воспроизводство исследовательских компетенций в педагогической среде, включение педагогов-исследователей в актуальную национальную и глобальную исследовательскую повестку;
  • повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, по приоритетным направлениям развития науки и образования на базе ведущих педагогических и классических университетов, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации данных программ, развитие академической мобильности преподавателей;
  • реализацию сетевых форматов повышения квалификации для молодых преподавателей, вовлеченных в реализацию образовательных программ подготовки педагогических кадров.
  • Решение задачи внедрения системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии, предусматривает:
  • реализацию проектов, направленных на приобретение обучающимися первоначального педагогического опыта в форме участия в социальных проектах, вожатской и волонтерской деятельности, реального общения с детьми в рамках специально организованной педагогической практики;
  • развитие сети профильных психолого-педагогических классов (групп), реализацию программ методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах (группах), в том числе с использованием информационной и материально-технической базы образовательных организаций высшего образования;
  • внедрение механизмов учета индивидуальных достижений выпускников классов (групп) психолого-педагогической направленности, в том числе при поступлении на обучение по программе подготовки педагогических кадров.

Решение задач привлечения к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширения подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей предусматривает:

  • формирование механизмов получения педагогического образования лицами, обучающимися (обучавшимися) по иным образовательным программам высшего образования;
  • развитие педагогических магистратур, обеспечивающих подготовку педагогов с междисциплинарным компетентностным профилем;
  • развитие практики приема на обучение по программам подготовки педагогических кадров выпускников общеобразовательных организаций, желающих получить высшее педагогическое образование, в том числе на условиях договора о целевом обучении;
  • разработку нормативной базы для проектирования и реализации образовательных программ профессионального образования всех уровней по программам подготовки педагогических кадров с соблюдением принципа преемственности и сокращения сроков обучения для профессиональных образовательных организаций;
  • проведение широкомасштабных исследований, направленных на выявление потенциальных запросов рынка труда и сферы образования, а также психолого-педагогических исследований, направленных на выявление закономерностей развития детей, подростков и юношества;
  • интеграцию в программы подготовки педагогических кадров модулей, позволяющих получить выпускнику несколько квалификаций (вожатый, педагог дополнительного образования и т.д.);
  • создание системы экспертизы и распространения опыта проектирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров по новым специальностям, в том числе за счет реализации сетевого сотрудничества;
  • включение в образовательные программы бакалавриата и специалитета непедагогических направлений подготовки (специальностей) дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам подготовки педагогических кадров, в целях обеспечения готовности к осуществлению педагогической деятельности выпускников программ бакалавриата непедагогических направлений подготовки (специальностей) (при выборе соответствующих типов задач);
  • привлечение организаций, отнесенных к федеральным и региональным инновационным площадкам по направлению «Педагогическое образование», для разработки и распространения новых образовательных программ, научно-методических основ воспитания, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий.

Решение задач обеспечения включенности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечения потенциальных работодателей в систему подготовки педагогических кадров для достижения высокого качества образования предусматривает:

  • создание при образовательных организациях высшего образования советов партнеров (работодателей) с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в сфере труда и занятости, профессиональных общественных организаций и ассоциаций выпускников и профильных сообществ, в том числе в формате окружных и региональных образовательных кластеров;
  • внедрение единых механизмов формирования прогноза региональной кадровой потребности в педагогах и перечня востребованных образовательных программ подготовки педагогов;
  • совершенствование механизмов формирования запроса (в соответствии с реальными потребностями субъектов Российской Федерации) на выделение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • совершенствование системы целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, в том числе обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • обеспечение закрепления в профессии начинающих педагогов, в том числе посредством построения совместно с образовательными организациями и работодателями индивидуальных маршрутов постдипломного сопровождения.

Решение задачи включения системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни предусматривает:

  • внедрение образовательных цифровых сервисов для формирования у студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров, опыта освоения содержания образования в смешанном формате, опыта проектирования и освоения цифровых образовательных ресурсов, других компонентов цифровой грамотности;
  • активизацию применения в образовательных организациях электронной образовательной среды, включающей различные цифровые сервисы для обучающихся и преподавателей;
  • включение в программы подготовки педагогических кадров цифрового контента (включая учебники и тренажеры), средовых решений, используемых в современной цифровой школе, инструментов использования в профессиональной деятельности больших данных;
  • конструирование и реализацию новых магистерских программ, направленных на подготовку педагогов – проектировщиков технологических и содержательных цифровых решений для современной школы.

Решение задачи повышения статуса русского языка и литературы в программах подготовки педагогических кадров, обеспечения развития языковых практик на русском языке предусматривает:

  • включение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на развитие культуры русского языка и культуры чтения, а также дисциплин (модулей), формирующих компетенции в области академической риторики и организации просветительской деятельности, создание условий для развития культуры устной и письменной речи на русском языке;
  • организацию просветительских мероприятий для российских студентов, направленных на информирование российской молодежи о положении русского языка в мире, о востребованности профессии преподавателя русского языка как родного и как иностранного, о возможностях профессиональной реализации в данном направлении;
  • внедрение дополнительных образовательных программ, развивающих культуру чтения и культуру речи будущих педагогов и направленных на формирование российской идентичности;
  • продвижение российских традиций и передового современного опыта в международное научно-педагогическое пространство в целях повышения узнаваемости и репутации в мире (публикация наследия ведущих российских педагогов, поддержка крупнейших научных мероприятий со значительной долей иностранных участников, целенаправленное стимулирование публикаций, посвященных актуальной российской образовательной практике, в авторитетных мировых издательствах и высокорейтинговых журналах).

V. Механизм и этапы реализации Концепции

Ответственными за координацию деятельности по реализации Концепции являются Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Реализация Концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности, федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования и высшего образования по программе подготовки педагогических кадров, а также образовательными организациями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, общественными объединениями и иными юридическими лицами.

Основным механизмом реализации Концепции является план ее реализации, разрабатываемый Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предусматривающий механизмы, ресурсы и последовательность действий по решению задач Концепции и достижению ожидаемых результатов. План реализации Концепции разрабатывается на каждый этап.

Формируется система мониторинга и оценки эффективности реализации Концепции, включающая:

  • проведение мониторинговых исследований качества подготовки педагогических кадров;
  • организацию деятельности по проведению сбора данных о достижении целевых показателей Концепции.

Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству просвещения Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).

Реализация мероприятий Концепции осуществляется в три этапа:

  • первый этап – 2022-2024 годы;
  • второй этап – 2025-2027 годы;
  • третий этап – 2028-2030 годы.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции к 2030 году

Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2030 году являются:

  • внедрение единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров, учитывающих актуальные требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также подготовку кадров в решении проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни;
  • внедрение в систему подготовки педагогических кадров единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования;
  • внедрение в программы подготовки педагогических кадров профессионального (демонстрационного) экзамена;
  • внедрение системы промежуточной оценки профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров, в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации на педагогические должности;
  • внедрение системы профессионально-общественной аккредитации программ подготовки педагогических кадров, проводимой с участием работодателей;
  • обеспечение ежегодного повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, по актуальным вопросам развития образования, внедрение публичного формата проведения итоговой аттестации по программам подготовки педагогических кадров;
  • расширение сети классов (групп) психолого-педагогической направленности, разработка и внедрение системы учета индивидуальных достижений обучающихся в таких классах (группах), дающей преимущества при поступлении на обучение по программам подготовки педагогических кадров;
  • разработка и внедрение образовательных программ (модулей образовательных программ), позволяющих обучающимся получать в период обучения дополнительные квалификации в сфере образования;
  • увеличение приема студентов на обучение по программам подготовки педагогических кадров на условиях договора о целевом обучении;
  • включение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на повышение статуса русского языка и литературы, развитие коммуникации на русском языке, подготовку к осуществлению воспитательной деятельности, включая классное руководство и вожатскую деятельность, к работе с обучающимися с разными образовательными потребностями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте