Реалии современной жизни преподносят жестокие уроки проявлений терроризма, катастроф социального, природного, техногенного, экологического характера, масштабы которых не снижаются, а возрастают. Все острее становятся проблемы демографического характера. Такие проблемы государства и общества приводят к необходимости поднять уровень их восприятия и решения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и прежде всего в образовании как системы, определяющей настоящее и будущее общества и государства. Педагогическая актуальность и государственная необходимость развития направления безопасности жизнедеятельности в образовании обосновывается прежде всего научно-педагогическими аспектами. Невозможно представить прогрессивную модернизацию современного образования без разработки научных основ направления педагогики, призванного формировать общественное сознание в главных целях и сути деятельности государства – обеспечения защиты жизни и сохранения здоровья подрастающих поколений, граждан страны в целом и создания для этого необходимых условий.
В социальном, практическом восприятии актуальность предлагаемой концепции определяется внутренними угрозами через анализ реализующихся в жизни масштабов гибели и нанесения вреда здоровью гражданам страны и детям. Это ясно видимые показатели, существенно влияющие на проблемы демографии и все стороны жизни общества. А есть еще и внешние угрозы!
Роль культуры БЖ и патриотизма как направления, формирующего подходы педагогики в главных аспектах развития общественного сознания, возрастает до уровня основного базового компонента воспитательного процесса.
Актуальность формирования культуры БЖ подтверждается помимо многих аспектов многолетним успешным и масштабным функционированием созданной в нашей стране уникальной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций – системы МЧС, в активе деятельности которой за 15 лет сотни тысяч спасенных людей, в том числе и детей, сохраненные материальные средства и природные богатства, оцениваемые миллиардами, если не триллионами долларов, не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Характерно, что именно эта система смотрит в будущее – первостепенное внимание уделяет системе образования и месту в ней предмета ОБЖ.
Особое значение рассматриваемая проблема приобретает в связи с ясно видимой необходимостью развить, придать всей системе образования более четко выраженное духовно-нравственное ориентирование и ее «социализирование».
Сегодня ОБЖ в общеобразовательной школе как предмет – это единственная дисциплина, конкретно ставящая перед собой обучающие и практические цели в разрешении таких актуальных, острейших социальных задач. Однако эта дисциплина по своей научной основе, возможностям и отводимому учебному времени уже не соответствует важности и масштабам современных задач.
Разработанной концепцией предлагается коренное, научно обоснованное изменение во взглядах и отношении к такому важному аспекту обучения и воспитания, нашедшему выражение в доказательной трактовке необходимости формирования на основе отдельных предметов, – направления педагогики культуры безопасной жизнедеятельности как части общечеловеческой культуры. По характеру рассматриваемых проблем эта область призвана стать базовым компонентом образования в целом.
Конкретные пути формирования этой области основываются на следующих постулатах:
– культура безопасной жизнедеятельности как часть общечеловеческой культуры является мировоззренческой парадигмой общественного сознания;
– эта образовательная область представляется наиболее привлекательной основой формирования нового образа жизни, необходимого для безопасного и устойчивого развития страны;
– оптимальную систему обучения и воспитания в области культуры безопасной жизнедеятельности необходимо выстраивать внутри существующей системы непрерывного образования.
Разработанной концепцией предложено поднять уровень восприятия и предложить пути решения столь острых проблем путем формирования культуры БЖ как направления педагогики и важной составляющей общего классического понятия «культура». Это ответ на вызовы современности, запросы общества и призван стать необходимой реакцией образования. Предлагается новая образующая роль собственно предметов этой области, и расширение масштаба и сфер воздействия данного направления, его научной базы, обновление содержания, и освоение комплексных задач.
Разработанные структурно-логическая модель образования в этой области, программы курсов, учебные пособия и методики для преподавателей, комплект учебников и пособий для обучающихся и родителей, требования к знаниям и навыкам учащихся, планируемые организационные и научные семинары и конференции представляют собой обобщающие механизмы, организационно-методические формы и содержание образования по формированию культуры БЖ и патриотизма.
Содержание образовательной области отражено в известной с 1997 года «Структурно-логической модели» с осуществленной в 2007 году переработкой ее научно-педагогических аспектов в соответствии с потребностями и запросами меняющихся условий развития общества.
Расширение спектра областей знаний и предметов в модели предусматривает более активное и качественное обучение и воспитание дополнительным введением проблем безопасности в области наук и предметы, определяющие идеологию образования.
Этот подход определяет формирование цельного направления в педагогике, которое может рассматриваться как развитие инновационной образовательной области, эволюционно возникающее на стыке наук, областей знаний и предметов общественного, гуманитарного и естественно-научного циклов, призванное формировать человека в условиях коллективного сознания, обретающего роль базового компонента образования.
Как актуальное направление в педагогике, оно изучает разнообразные по проявлениям опасности способы их предупреждения, избегания воздействия поражающих факторов и представляется как научно обоснованное расширение образовательной области, рассматривающей сферу природных, экологических, политических, социальных, экономических, военных, техногенных и других факторов. Рассмотрение безопасной жизнедеятельности как категории культуры, объединяющей личностный и деятельностный компоненты, подводит к ее пониманию как научной категории и практических направлений деятельности человека, основанной на необходимости сохранения природной среды и предусматривающей формирование в сознании молодежи взглядов, убеждений, системы социальных норм и ценностей, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья человека, создание для этого оптимальных условий. Человек, освоивший в жизни комплекс составляющих культуры безопасной жизнедеятельности, – это личность, способная защитить жизнь и сохранить здоровье в современных условиях постоянно возникающих опасностей и одновременно в своем поведении и деятельности не являющаяся источником опасностей для окружающей среды, общества и для себя.
Один из аспектов воплощения в жизнь таких возможностей в образовании – в мировоззренческую, воспитательно-педагогическую основу научно и социально важного направления педагогики положена простая и емкая формула – триединство «Природа-Человек-Общество» (ПЧелО), объединяющее духовно-философские, экономико-социальные, экологические и другие аспекты обеспечения гармонии безопасной жизни в целом. Такой подход призван осваивать идею жизнеобеспечивающего соотношения аспектов техногенного развития при приоритетности его гуманистического ориентирования, объявляющего человека высшей ценностью на земле. Триада ПЧелО, отражая единство природного и социального начал, позволяет формировать мировоззрение подрастающих поколений российских граждан, опираясь на историческое наследие, вековые традиции веры и духовности, воспитывать их в духе патриотизма.
Сегодня ряд нормативных актов в области обучения безопасной жизнедеятельности оказываются несоответствующими потребностям общества и стоящими перед образованием задачам. Имеющий место противоречивый подход государственного стандарта и других правовых актов вызвал снижение восприятия важности и актуальности предмета.
Для выполнения научно-педагогических требований концепции, восприятия проблем безопасности на новом, более высоком уровне, помимо других мер, необходимо:
– законодательное закрепление в системе образования области «Культура безопасной жизнедеятельности», расширение спектра областей знаний и дисциплин и придание ей таким образом статуса системообразующей обучения и воспитания;
– введение на федеральном уровне (стандарт, учебный базисный план) научно обоснованных нормативных временных требований (не менее 400 часов в общеобразовательных учреждениях и 180 – в учреждениях начального и среднего профобразования) собственно предметов безопасности и других, обеспечивающих успешное освоение и социально актуальное направление педагогики;
– кардинальное решение кадровой проблемы (введением в штатный состав органов управления структуры (должностей), ведущей эту образовательную область) привлечением в образовательные учреждения офицеров запаса с обеспечением их материального стимулирования; включением врача в штатный состав образовательных учреждений и другими мерами;
– развитие имеющейся инфраструктуры предметов до современных требований к направлению в педагогике и другие.
Российское образование в современном восприятии, основываясь на многовековой, исторически подтвержденной жизненностью, обоснованностью, значимостью, решающей роли в прогрессивном развитии страны, а также опираясь на побеждающие в этом русле нравственные подходы в политике, экономике государства и общества, которые вносит сегодня руководство страны, помимо других требований призвано стать:
– духовно ориентирующим нашу молодежь, использующим при этом лучшие вековые традиции формирования нравственности и патриотизма;
– реализующим освоение необходимости обеспечения гармонии развития системы «Природа-Человек-Общество» как всеобъемлющей, объединяющей духовно-философские, экономико-социальные, экологические и другие аспекты условий безопасной жизни в целом;
– интеллектуально развивающим и творчески продвигающим молодое поколение;
– обеспечивающим подготовку молодежи к трудовой, социально направленной деятельности в обществе, к созданию и счастливой жизни в семье, восприятию реальности их решающей роли в устойчивом развитии и государства;
– жизнезащищающим и здоровьесберегающим в ходе обучения и осваивающим эти принципы для применения в последующей жизни;
– направляющим на нравственно обоснованную, лично и общественно созидательную и безопасную для природы и человека жизнедеятельность;
– использующим в ходе обучения наиболее передовые, перспективные, научно и экономически обоснованные сегодня технологии и готовящим молодежь к их применению и развитию в будущем;
– воспитывающим и готовящим молодежь к выполнению конституционного долга по отстаиванию интересов государства, его целостности, защиты жизни и сохранению здоровья граждан страны во всех сферах деятельности, включая обеспечение обороноспособности;
– активизирующим обучение мерам предупреждения различного характера экстремальных и чрезвычайных ситуаций и навыкам защиты от воздействия их поражающих факторов.
Концепция исходит из этих подходов и в значительной степени выражает современные взгляды компетентной и работающей в этой области знаний научной и педагогической общественности.
Виктор СЮНЬКОВ, директор Центра научно-методического и организационного обеспечения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» МИОО, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Комментарии