С момента введения ЕГЭ в нашей стране прошло уже достаточно времени, чтобы люди успели к нему привыкнуть. Однако до сих пор слышатся призывы отменить это «чрезвычайно вредное для системы образования» новшество. Но давайте задумаемся: а кто сегодня выступает противником ЕГЭ?
На мой взгляд, этих людей можно разделить на три категории. К первой относятся те, кто не знает, как все происходило раньше, для них все советское по определению лучше современного. Ко второй – люди, которые на этом пиарятся, например многие наши депутаты, мол, если я выступлю против ЕГЭ, народ сразу же меня поддержит. А третью группу составляют люди, для которых отмена ЕГЭ связана с какими-то личными выгодами.
Теперь предлагаю вспомнить, как экзамены проходили в былые времена. Например, в Краснодарском крае, когда вводили ЕГЭ, одна мама жаловалась: «Я три года решала вопрос поступления моего ребенка в конкретный вуз, уже со всеми договорилась, и тут приходите вы со своим нововведением и все портите!» Также довольно знаковым можно считать пикет московских родителей, которые стояли около Высшей школы экономики с плакатами типа «Долой ЕГЭ, иначе всякие понаехавшие займут наши места!».
И как тут не вспомнить о так называемых ректорских списках, которые раньше были в любом вузе. Туда входили дети «нужных людей», дети начальников, в том числе представителей Госпожнадзора, Санэпиднадзора и других ведомств. Не примешь их – тут же нагрянет соответствующая комиссия с проверкой и мало не покажется. А теперь ректоры говорят спасибо за то, что им больше не нужно стыдиться наличия подобных списков, ибо все дети поступают на общих основаниях.
Многие обвиняют ЕГЭ, что он превратился в некий пылесос, который высасывает перспективные кадры из провинции в крупные города. Но, во-первых, уезжают не все, многие остаются у себя в области. А во-вторых, ставить какие-то препоны тем, кто мечтает поступить в престижный столичный вуз, – значит действовать в логике сталинских времен, когда у человека просто отбирали паспорт и он был вынужден оставаться у себя в деревне, потому что не мог никуда выехать без документов. На самом деле надо просто создавать условия на местах, чтобы люди не хотели никуда уезжать.
Но сейчас я выскажу одну революционную мысль… Лет через десять у нас не будет никакого ЕГЭ, его заменит независимая система сертификации выпускников школ на знание предметов и владение теми или иными компетенциями. Центры, где можно будет пройти это испытание, в перспективе будут открыты по всей стране. Главное – чтобы это все было объективно и честно. Кстати, в рамках движения WorldSkills уже есть попытки создать аналогичные центры сертификации в направлении профессионального мастерства.
Захотел поступить в инженерный или гуманитарный вуз – идешь в такой центр, проходишь тестирование по знанию предметов или уровню владения компетентностями, которые для этого вуза необходимы, получаешь сертификаты, прикрепляешь к ним портфолио, где есть дополнительные сведения о твоих компетенциях и успехах, а в вузе уже решают, интересен ли ты им или нет. Но я при этом выступаю за обязательное собеседование. Его можно проводить либо очно, либо дистанционно. Это важно для того, чтобы понять мотивацию абитуриента, услышать его аргументы, почему он хочет поступить именно сюда и получить именно эту профессию.
Правда, тут опять возникает проблема верификации портфолио и объективности собеседования. А значит, на первый план выходит вопрос доверия. И это именно то, над чем всем нам предстоит серьезно поработать в ближайшие годы. Примеры решения этих проблем есть – вступительная кампания в Физтех, например.
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии